Тип Членистоногие – класс Паукообразные
Представитель, русское и латинское название | Морфологические особенности | Переносимый возбудитель |
1. Собачий клещ ___________________ ___________________ | ||
2. Таёжный клещ ___________________ ___________________ | ||
3. Поселковый клещ ___________________ ___________________ | ||
4. Чесоточный зудень ___________________ ___________________ |
2.3. Семейство Акариформные – Fam. Acariformes.
Рассмотреть при ув. 7х8 и зарисовать морфологические признаки чесоточного зудня – Sarcoptes scabiei – возбудителя чесотки (скабиоза) у человека. Записать в табл.1 признаки семейства и вида. На рисунке должны быть обозначены: хелицеры, педипальпы, ходильные ноги, ротовое отверстие.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
Р и с. 5. _______________________________________________________
2.4. Заполнить основные признаки аргасовых и иксодовых клещей в табл.2.
Таблица 2
Основные признаки иксодовых и аргасовых клещей
Признаки | Иксодовый клещ | Аргасовый клещ |
1. Расположение хоботка | ||
2. Дыхательные стигмы | ||
3. Спинной щиток | ||
4. Половое отверстие | ||
5. Анальное отверстие |
3.Реферативное сообщение по теме занятия.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:
Имаго –
Личинка-
Педипальпы –
Хелицеры-
Щиток –
Трансмиссивные заболевания –
Трансовариальная передача возбудителя –
НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:
1. Идентифицировать по морфологическим признакам разные стадии развития иксодовых клещей (нимфа, личинка, имаго).
2. Определять представителей семейства Акариформных клещей (чесоточный зудень).
3. Проводить личную и общественную профилактику заражения клещами.
Студент_____________________ Преподаватель________________
«____»______________200_г.
ЗАНЯТИЕ № 8 (34)
ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки насекомых, определить их роль в распространении трансмиссивных заболеваний и в паразитировании на человеке. Разобрать меры борьбы с вредными насекомыми.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
1. Характерные морфологические признаки насекомых.
2. Морфологические особенности вшей и механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов.
3. Механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов.
4. Меры борьбы с педикулёзом.
5. Морфологические особенности строения вшей, клопов, блох.
ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-511; II. С. 290-292; III. С. 370-374; IV. С. 202-204; V. С. 136-142.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Тип Членистоногие – Ph. Arthropoda.
Подтип Трахейнодышащие – Subph. Tracheata.
Класс Насекомые – Cl. Insecta.
1.1. Отряд Вши – Ordo Anoplura.
Рассмотреть под лупой тотальные препараты вшей:
1. Головная (Pediculus humanus capitis) –переносчик возбудителя __________________________ .
2. Платяная (Pediculus humanus humanus (P. vestimenti)) – переносчик возбудителя ___________ .
3. Лобковая (площица) (Phtirus pubis) – вызывает ______________________________________ .
Зарисовать и обозначить морфологические признаки вшей. Записать в табл. 1 их основные характеристики. На рисунке должны быть обозначены: голова, грудь, брюшко, конечности, усики, стигмы.
1.__________________________2.__________________________3.______________________________
4.__________________________5.__________________________6.______________________________
Рис. 1. ___________________ Рис. 2. ____________________ Рис. 3. ___________________
Отряд Блохи – Ordo Aphaniptera.
Рассмотреть под лупой тотальный препарат кровососущего эктопаразита блохи человеческой (Pulex irritans) – переносчика возбудителя ___________________ .
Зарисовать и отметить на рисунке морфологические особенности. Записать в табл.1 основные характеристики блохи. На рисунке должны быть обозначены: голова, ротовой аппарат, прыгательные конечности, брюшко.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
Р и с. 4. _______________________________________________________
1.3. Отряд Клопы – Ordo Heteroptera.
Рассмотреть под лупой тотальный препарат клопа постельного (Cimex lectularius) – эктопаразит______________________.
Зарисовать и обозначить морфологические особенности постельного клопа. На рисунке должны быть обозначены: колюще-сосущий ротовой аппарат, голова, грудь, сегментированное брюшко, конечности. Записать в табл.1 основные характеристики клопа постельного и клопа поцелуйного.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
5.______________________________
Р и с. 5. _______________________________________________________
Таблица 1
Тип Членистоногие – Класс Насекомые
Русское и латинское название представителя | Морфологические особенности (имаго) | Стадии развития | Переносимый возбудитель | Локализация на теле человека |
1. Вошь головная ___________________ ___________________ | ||||
2. Вошь платяная ___________________ ___________________ | ||||
3.Вошь лобковая ___________________ ___________________ | ||||
4. Блоха ___________________ ___________________ | ||||
5. Клоп постельный ___________________ ___________________ | ||||
6. Клоп поцелуйный ___________________ ___________________ |
2.Реферативное сообщение по теме занятия.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:
Гнида –
Имаго –
Инсектициды –
Педикулез –
Площица –
Риккетсии –
Фтириоз –
НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:
1. На тотальных препаратах определять вшей, клопов и блох.
2. Проводить личную и общественную профилактику педикулеза.
Студент__________________ Преподаватель___________________
«____»______________201_г.
ЗАНЯТИЕ № 9 (35)
ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты. Отряд двукрылые – переносчики возбудителей трансмиссивных болезней.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки представителей отряда Двукрылые – переносчиков возбудителей малярии, брюшного тифа, холеры, туляремии, лейшманиозов, филяриозов, а также цист простейших и яиц паразитических червей.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
1. Морфологические признаки двукрылых насекомых.
2. Морфологические особенности строения комаров, слепней, оводов, мошек.
3. Роль в переносе возбудителей трансмиссивных и паразитарных болезней человека.
4. Методы борьбы с гнусом.
ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-507, 511-519, 534-536; II. С. 278, 287-292; III. С. 374-379; IV. С. 206-211; V. С. 143-152.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Отряд Двукрылые – Ordo Diptera
1.1. Семейство Бабочницы – Fam. Psychodidae
Рассмотреть на таблице москита (Phlebotomus pappatasii) – переносчика возбудителя лихорадки паппатачи, микрофилярий, кожного и висцерального лейшманиозов. Зарисовать и отметить морфологические признаки. На рисунке должны быть обозначены: голова, грудь, брюшко, усики, ротовой аппарат, крылья, ноги.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7.______________________________
Р и с. 1. _________________________________________
1.2. Семейство Комариные – Fam. Culicidae.
Рассмотреть под лупой тотальные препараты личинок, куколок и имаго малярийного (Anopheles maculipennis)инемалярийного (Culex pipiens) комаров. Разобрать и записать в табл.1 их дифференциальные признаки. Зарисовать куколки и личинки малярийного и немалярийного комаров. На рисунках должны быть обозначены: дыхательный сифон (форма), личинка куколка, яйца.
Р и с. 2. _____________________________________ Р и с. 3. _____________________________________
1.3. Семейство Мухи – Fam. Muscidae.
Рассмотреть по таблицам:
а) Комнатную муху (Musca domestica) – переносчика возбудителей ___________________________;
б) Вольфартовую муху (Wohlfahrtia magnifica) – возбудитель ________________________________;
в) Осеннюю жигалку (Stomoxis calcitrans) – переносчик возбудителя ________________________;
г) Муху це-це (Glossina palpalis) – переносчик возбудителя _________________________________.
Записать в табл. 2 переносимых возбудителей заболеваний человека или патологические состояния, вызываемые ими.
Таблица 1