Тип Членистоногие – класс Паукообразные

Представитель, русское и латинское название Морфологические особенности Переносимый возбудитель
1. Собачий клещ ___________________ ___________________        
2. Таёжный клещ ___________________ ___________________        
3. Поселковый клещ ___________________ ___________________        
4. Чесоточный зудень ___________________ ___________________        

2.3. Семейство Акариформные – Fam. Acariformes.

Рассмотреть при ув. 7х8 и зарисовать морфологические признаки чесоточного зудня – Sarcoptes scabiei – возбудителя чесотки (скабиоза) у человека. Записать в табл.1 признаки семейства и вида. На рисунке должны быть обозначены: хелицеры, педипальпы, ходильные ноги, ротовое отверстие.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

Р и с. 5. _______________________________________________________

2.4. Заполнить основные признаки аргасовых и иксодовых клещей в табл.2.

Таблица 2

Основные признаки иксодовых и аргасовых клещей

Признаки Иксодовый клещ Аргасовый клещ
1. Расположение хоботка    
2. Дыхательные стигмы    
3. Спинной щиток    
4. Половое отверстие    
5. Анальное отверстие    

3.Реферативное сообщение по теме занятия.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

Имаго –

Личинка-

Педипальпы –

Хелицеры-

Щиток –

Трансмиссивные заболевания –

Трансовариальная передача возбудителя –

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

1. Идентифицировать по морфологическим признакам разные стадии развития иксодовых клещей (нимфа, личинка, имаго).

2. Определять представителей семейства Акариформных клещей (чесоточный зудень).

3. Проводить личную и общественную профилактику заражения клещами.

Студент_____________________ Преподаватель________________

«____»______________200_г.

ЗАНЯТИЕ № 8 (34)

ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки насекомых, определить их роль в распространении трансмиссивных заболеваний и в паразитировании на человеке. Разобрать меры борьбы с вредными насекомыми.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Характерные морфологические признаки насекомых.

2. Морфологические особенности вшей и механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов.

3. Механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов.

4. Меры борьбы с педикулёзом.

5. Морфологические особенности строения вшей, клопов, блох.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-511; II. С. 290-292; III. С. 370-374; IV. С. 202-204; V. С. 136-142.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Членистоногие – Ph. Arthropoda.

Подтип Трахейнодышащие – Subph. Tracheata.

Класс Насекомые – Cl. Insecta.

1.1. Отряд Вши – Ordo Anoplura.

Рассмотреть под лупой тотальные препараты вшей:

1. Головная (Pediculus humanus capitis) –переносчик возбудителя __________________________ .

2. Платяная (Pediculus humanus humanus (P. vestimenti)) – переносчик возбудителя ___________ .

3. Лобковая (площица) (Phtirus pubis) – вызывает ______________________________________ .

Зарисовать и обозначить морфологические признаки вшей. Записать в табл. 1 их основные характеристики. На рисунке должны быть обозначены: голова, грудь, брюшко, конечности, усики, стигмы.

1.__________________________2.__________________________3.______________________________

4.__________________________5.__________________________6.______________________________

Рис. 1. ___________________ Рис. 2. ____________________ Рис. 3. ___________________

Отряд Блохи – Ordo Aphaniptera.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат кровососущего эктопаразита блохи человеческой (Pulex irritans) – переносчика возбудителя ___________________ .

Зарисовать и отметить на рисунке морфологические особенности. Записать в табл.1 основные характеристики блохи. На рисунке должны быть обозначены: голова, ротовой аппарат, прыгательные конечности, брюшко.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

Р и с. 4. _______________________________________________________

1.3. Отряд Клопы – Ordo Heteroptera.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат клопа постельного (Cimex lectularius) – эктопаразит______________________.

Зарисовать и обозначить морфологические особенности постельного клопа. На рисунке должны быть обозначены: колюще-сосущий ротовой аппарат, голова, грудь, сегментированное брюшко, конечности. Записать в табл.1 основные характеристики клопа постельного и клопа поцелуйного.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

Р и с. 5. _______________________________________________________

Таблица 1

Тип Членистоногие – Класс Насекомые

Русское и латинское название представителя Морфологические особенности (имаго) Стадии развития Переносимый возбудитель Локализация на теле человека
1. Вошь головная ___________________ ___________________          
2. Вошь платяная ___________________ ___________________          
3.Вошь лобковая ___________________ ___________________          
4. Блоха ___________________ ___________________          
5. Клоп постельный ___________________ ___________________          
6. Клоп поцелуйный ___________________ ___________________          

2.Реферативное сообщение по теме занятия.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

Гнида –

Имаго –

Инсектициды –

Педикулез –

Площица –

Риккетсии –

Фтириоз –

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

1. На тотальных препаратах определять вшей, клопов и блох.

2. Проводить личную и общественную профилактику педикулеза.

Студент__________________ Преподаватель___________________

«____»______________201_г.

ЗАНЯТИЕ № 9 (35)

ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты. Отряд двукрылые – переносчики возбудителей трансмиссивных болезней.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки представителей отряда Двукрылые – переносчиков возбудителей малярии, брюшного тифа, холеры, туляремии, лейшманиозов, филяриозов, а также цист простейших и яиц паразитических червей.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Морфологические признаки двукрылых насекомых.

2. Морфологические особенности строения комаров, слепней, оводов, мошек.

3. Роль в переносе возбудителей трансмиссивных и паразитарных болезней человека.

4. Методы борьбы с гнусом.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-507, 511-519, 534-536; II. С. 278, 287-292; III. С. 374-379; IV. С. 206-211; V. С. 143-152.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Отряд Двукрылые – Ordo Diptera

1.1. Семейство Бабочницы – Fam. Psychodidae

Рассмотреть на таблице москита (Phlebotomus pappatasii) – переносчика возбудителя лихорадки паппатачи, микрофилярий, кожного и висцерального лейшманиозов. Зарисовать и отметить морфологические признаки. На рисунке должны быть обозначены: голова, грудь, брюшко, усики, ротовой аппарат, крылья, ноги.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

Р и с. 1. _________________________________________

1.2. Семейство Комариные – Fam. Culicidae.

Рассмотреть под лупой тотальные препараты личинок, куколок и имаго малярийного (Anopheles maculipennis)инемалярийного (Culex pipiens) комаров. Разобрать и записать в табл.1 их дифференциальные признаки. Зарисовать куколки и личинки малярийного и немалярийного комаров. На рисунках должны быть обозначены: дыхательный сифон (форма), личинка куколка, яйца.

Р и с. 2. _____________________________________ Р и с. 3. _____________________________________

1.3. Семейство Мухи – Fam. Muscidae.

Рассмотреть по таблицам:

а) Комнатную муху (Musca domestica) – переносчика возбудителей ___________________________;

б) Вольфартовую муху (Wohlfahrtia magnifica) – возбудитель ________________________________;

в) Осеннюю жигалку (Stomoxis calcitrans) – переносчик возбудителя ________________________;

г) Муху це-це (Glossina palpalis) – переносчик возбудителя _________________________________.

Записать в табл. 2 переносимых возбудителей заболеваний человека или патологические состояния, вызываемые ими.

Таблица 1

Наши рекомендации