Положение о школе здоровья для больных Артериальной Гипертензией.
1. Общие положения
1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.
В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3-й степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Численность больных в группе должна быть не менее 8 и не более 30 человек.
1.2. Руководитель школы осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия для больных с осложненным течением. Непосредственно занятия с основной группой больных проводит медицинская сестра, прошедшая специальное обучение.
1.3. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации.
1.4. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ.
2. Основные задачи Школы
2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.
2.2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).
2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.
2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.
3. Основная деятельность Школы
3.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.
3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.
3.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
4. Рекомендуемое оснащение Школы
4.1. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).
4.2. Весы медицинские.
4.3. Ростомер.
4.4. Таблицы для определения индекса массы тела.
4.5. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.
4.6. Канцелярские товары и письменные принадлежности.
4.7. Дневник больного с артериальной гипертензией.
4.8. Журнал учета посещаемости.
4.9. Анкеты для оценки обучения.
Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполнения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Медицинской сестре нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся. Очень важно участие в "Школе" не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию и у них АГ и ИБС. Поэтому Школа здоровья для больных Артериальной гипертензией может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ.
По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощрением. Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.
Вывод
Проанализировав данные литературных источников об этиологии, патогенезе, основных клинических проявлениях и осложнениях, можно сделать вывод о том, что ГБ является одним из серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, нередко приводящей к инвалидизации и смерти пациента.
В связи с этим огромное значение приобретает сестринская
Глава 2. Сестринская деятельность при уходе за пациентами с артериальной гипертензией
Участие ме
Карта сестринского ухода.
ФИО: Никитина Елена Андреевна
Отделение: 5 терапевтическое палата: 507
Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии
Нарушенная потребность | Проблемы пациента | Цели (ожидаемый результат) | Сестринские вмешательства | Оценка результата | |
Зависимые | Независимые | ||||
1. Трудиться и отдыхать | Приоритетная - головная боль - повышение АД - слабость - головокружение Действительная - дефицит знаний о заболевании Потенциальная Риск развития осложнений -инфаркт миокарда -инсульт -ИБС -отёк лёгких | Краткосрочная Головная боль уменьшится в течении двух часов. Долгосрочная -АД нормализуется -пациентка будет знать о заболевании -осложнений не будет | 1. Постельный режим до снижения АД, после снижения АД палатный. 2. Диета №10. 3.Измерение АД 2-3 раза в день. Методы диагностики: 1. ОАК 2. ОАМ 3. Биохимическое исследование крови Инструментальные методы исследования: 1. ЭКГ 2.ЭХО-КГ 3.УЗИ сонных и бедренных артерий 4.Исследование глазного дна. | Провела беседу с пациенткой о заболевании, возможных осложнениях и мерах профилактики. | Краткосрочная Головная боль уменьшилась Долгосрочная Возникновения осложнений (инфаркт, инсульт, отёк лёгких, гипертонический криз) нет. |
2. Пациентка отказывается регулярно принимать лекарственные препараты | Будет регулярно принимать лекарственные препараты | 1Атенолол 50 мг 1 раз в сутки. 2. Энап 5 мг в сутки. 4. Индопомид 1 раз утром по 2,5 мг. 5. Верапомил 40-80 мг 3-4 раза в сутки | 1. Провела беседу с пациенткой о необходимости регулярного и правильного применения лекарственных препаратов. 2. Контролировала прием лекарственных препаратов пациенткой | Пациентка принимает регулярно лекарственные препараты. | |
3. Пациентка не знает, как измерять АД | Будет измерять АД самостоятельно | Лечение основного заболевания | 1.Обучилапациентку измерять АД, вести дневник самоконтроля. 2.Контролировала измерение АД пациенткой | Пациентка может самостоятельно измерять АД, ведет дневник самоконтроля АД. | |
2. В питание и питье | Действительная -не знает принципов рационального питания | Краткосрочная - Будет знать принципы рационального питания | 1. Диета: стол № 10. 2. Консультация диетолога | 1. Обучила принципам рационального и диетического питания при диете №10 | Краткосрочная - Знает принципы рационального адекватного и диетического питания. |
Избыточная масса тела | Масса тела будет снижаться на 2 кг в месяц до нормального значения индекса Кетле. | Консультация диетолога | 1.Провела беседу о правилах рационального и адекватного питания; 2. Научила пациентку определять кол-во калорий в съеденных продуктах, подсчитывать Дневную Квоту Килокалорий 3. Научила вести пищевой дневник; 4. Контролировала ежедневное взвешивание. | Вес пациентки снижается на 2 кг ежемесячно, взвешивается ежедневно | |
3. Во сне и отдыхе | Действительная - бессонница из-за головных болей | Краткосрочная - сон нормализуется в ближайшие две недели | 1. Коринфар 1 таблетка под язык однократно 2. в/м дибазол 1 мг + папаверин 1 мг однократно | 1. Успокоила пациентку 2.Проветривала палату 5 раз в сутки по 20 минут 3. Обеспечила пациентку теплым легким одеялом 4. Дополнительной подушкой 6.Обеспечила пациентке дневной сон | Краткосрочная -сон нормализовался |
4. В способности поддерживать безопасную окружающую среду | Действительная - затруднение при поддержании собственной безопасности из – за высокого АД, слабости, головной боли, головокружения Потенциальная - высокий риск падения при несоблюдении постельного режима | Краткосрочная -АД нормализуется, головная боль уменьшится. Долгосрочная -риска падения не будет | 1. Постельный режим до снижения АД. 2. Лечение основного заболевания. | 1. Контролировала соблюдение постельного режима. 2. Оказывала помощь при ходьбе. 3. Попросила родственников принести удобную обувь, одежду. | Краткосрочная -Ад нормализовалось Долгосрочная -риска падения нет |
5. В движении | Действительная - затруднение при передвижении из-за высокого АД, слабости, головной боли, постельного режима. Потенциальная -высокий риск падения при не соблюдении постельного режима | Краткосрочная - пациент сможет сам передвигаться в ближайшие две недели | Лечение основного заболевания | 1. Контролировала соблюдение пациенткой постельного режима до снижения АД. 2. Оказывала помощь при приеме пищи и физиологических отправлениях | Краткосрочная -пациент сам передвигается |
6. В личной гигиене | Действительная - невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену из-за высокого АД, слабости, головной боли. | Краткосрочная - пациент сможет сам осуществлять личную гигиену в ближайшую неделю | Лечение основного заболевания | 1. Помогала при осуществлении личной гигиены (мытье тела, волос, половых органов). | Краткосрочная -пациент самостоятельно осуществляет личную гигиену |
7. В дыхании | Пациент не знает о вреде курения | Будет знать о вреде курения | Консультация нарколога | 1. Провела беседу о вреде курения. 2. Дала памятку. | Пациент знает о вреде курения |
8. В физиологических отправлениях | Риск развития отеков | Не будет развития отеков | Диуретики (Индопомид 1 раз в день утром 2,5 мг). | Провела беседу об ограничении жидкости до 1,5 литров и об ограничении соли до 6 г. | Отеки не развиваются |
9. В возможности общения | Беспокойство и страх из-за заболевания | Пациент не будет испытывать чувство страха и тревогу из-за заболевания | Лечение основного заболевания | Проводила психологические беседы с пациенткой. | Пациентка не испытывает чувство страха и тревогу из-за заболевания. |