Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение

Безнравственным называют всякое отклоняющееся поведе­ние в виде действий, противоречащих нравственным нормам.

Аморальное поведение - это безнравственное девиантное по­ведение, которое оценивается личностью как безнравственное.

Примерами безнравственного поведения являются: алч­ность, гордыня, чревоугодие, прелюбодеяние (похоть), тщесла­вие, зависть и др.

Центральным пунктом неэстетического девиантного пове­дения является отсутствие ориентации человека (в питании, дей­ствиях, одежде, высказываниях) на такие понятия, как красота, гармония, вкус.

В клинике неэстетичное поведение проявляется неаккурат­ностью, неопрятностью, нечистоплотностью, отсутствием хо­роших манер при еде и в общении.

Библиографический список

1. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психи­
ческие аномалии. М., 1987. 208 с.

2. Антонян Ю. М., Гульдан Et. В. Криминальная патопси­
хология. М., 1991.248 с.

3. Балабанова Л. М. Судебная патопсихология. М., 1998,
432 с.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988 301 с.

5. Братусь Б. С, Сидоров П. И. Психология, клиника и
профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 144 с.

6. Гурьева В. А., Семке О. Е., Гиндикин В. Я. Психопато­
логия подросткового возраста. Томск, 1994. 310 с.

7. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М., 1986.
424 с.

8. Коркина М. В., Цивилько М. А., Марилов В. В. Нервная
анорексия. М., 1986. 176 с.

9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастро­
фе. Новосибирск, 1990. 224 с.

10. Лабиринты одиночества. М, 1989. 624 с.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
392 с.

12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. 416 с.

13. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология.
Л., 1991.304 с.

14. Мальцева М. М., Котов В. П. Опасные действия психи­
чески больных. М., 1995. 256 с.

15. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психоло­
гия. Практическое руководство. М., 1998.

16. Петровский В. А. Психология неадаптивной активно­
сти. М., 1992. 224 с.

17. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.,
1986. 256 с.

18. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков.
Патопсихология. М.-Воронеж, 1996. 128 с.

19. Ткаченко А. А. Аномальное сексуальное поведение. М.,
1997.426 с.

20. Трегубов Л. 3., Вагин Ю. Р. Эстетика самоубийства.
Пермь, 1993.268 с.

21.. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.447 с.

Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru Раздел III

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ*

Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru 1. Планы проведения и списки литературы

Семинар № 1.ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕ­НИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Связь истории клинической психологии с развитием
психиатрии, неврологии и экспериментальной психоло­
гии.

2. Первые экспериментально-психологические лаборатории
в России. Роль И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, С. С. Кор­
сакова, И. А. Сикорского и др. в становлении отечест­
венной клинической психологии.

Библиографический список

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. М., 1980.

2. Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

4. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.

5. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

6. Снежневский А. В. Общая психопатология. Валдай,
1970.

Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение - student2.ru * Раздел написан в соавторстве с И. В, Ларионовой.

2.35

Семинар № 2.ПРЕДМЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Вопросы для обсуждения

1. Клиническая психология и ее связь с медицинской пси­
хологией. Различные подходы к предмету клинической
психологии.

2. Основные разделы клинической психологии (патопси­
хология, нейропсихология, психосоматика, психология
аномального онтогенетического развития).

Библиографический список

1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая пато­
психология. Ростов н/Д, 1996.

2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. М.,
1983.

3. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской
психологии // Психологический журнал. 1984. № 2.

4. Проблемы медицинской психологии. М., 1976.

Семинар № 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕ­СКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Исследование строения различных форм психической
деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи,
личности).

2. Проблема соотношения психического и соматического.

3. Мозг и психика.

Библиографический список

1. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

2. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии
аномального развития личности. М., 1980.

3. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы: В 2 т. М.,
1970. Т. 2.

4. Оганесян Л. А. О взаимоотношениях между психиче­
ской и соматической сферами. М., 1961.

5. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

Семинар №4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕ­СКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение биологического и социального в развитии
психики.

2. Проблема распада и развития психики.

Библиографический список

1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

2. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

4. Зейгарник Б. В., Братусь B.C. Очерки по психологии
аномального развития личности. М., 1980.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

6. Чижевский А. П. Космический пульс жизни. М., 1995.

Семинар № 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕ­СКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагно­
стических задач.

2. Клинико-психологические формы воздействия.

Библиографический список

1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая
патопсихология. Ростов н/Д, 1996.

2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

3. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Л., 1985.

4. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Место психологи­
ческой коррекции в профилактике // Проблемы психо­
профилактики. М., 1984.

5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­
сихологии. М., 1970.

6. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

Семинар № 6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДО­ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Методологические основы отечественной клинической
психологии (культурно-историческая обусловленность
человеческой психики, формирование психических
процессов под влиянием социальных факторов, опосре­
дованный характер психических процессов, ведущая
роль речи в их организации).

2. Понятие психического здоровья. Проблема соотноше­
ния нормы и патологии в клинической психологии.

Библиографический список

1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

2. Братусь Б. С, Розовский И. Я., Цалкин В. Н. Психоло­
гические проблемы изучения и коррекции аномалий
личности. М., 1988.

3. Выготский Л. С. Основы общей дефектологии. Собр.
соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М, 1973.

5. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1986.

6. Ясперс К, Общая психопатология. М., 1997.

Семинар № 7.НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи нейропсихологии.

2. Теория системной динамической локализации высших-
психических функций (А. Р. Лурия).

Библиографический список

1. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейро­
психология. М., 1988.

2. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.,
1969.

3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т.
М, 1970. Т. 2.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М, 1973.

5. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейро­
психологию. Л., 1973.

6. Хомская ЕД. Нейропсихология. М., 1987.

Семинар № 8. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Основные принципы строения мозга. Структурно-
функциональная модель мозга.

2. Проблема межполушарной асимметрии мозга.

Библиографический список

1. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного
и недоминантного полушарий. Л., 1976.

2. Брагина Н. Н. Доброхотова Т. А. Функциональные
асимметрии человека. М., 1988.

3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т.
М., 1970. Т. 2.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

5. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.,
1978.

6. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

Семинар № 9. ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Вопросы для обсуждения

1. Научные основы нейропсихологической реабилитации.

2. Принципы, задачи и методы восстановительного обуче­
ния.

Библиографический список

1. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. М., 1964.

2. Лурия А. Р. Восстановление функций после военной
травмы. М., 1948.

3. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при ло­
кальных поражениях мозга. М., 1972.

4. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. М., 1996.

5. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация
больных. М., 1985.

Семинар № 10.ПСИХОСОМАТИКА

Вопросы для обсуждения

1. Роль психических факторов в возникновении и течении
соматических заболеваний.

2. Изменения личности при хронических соматических
заболеваниях.

Библиографический список

1. Лебединский М. С. Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

2. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные
заболевания // Хрестоматия по патопсихологии. М.,
1981.

3. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на
психику. М., 1987.

4. Психические нарушения у больных с сердечно­
сосудистыми заболеваниями / Под ред. В. М. Банщико-
ва. М., 1959.

5. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматиче­
ские расстройства. М., 1986.

6. Целебеев Б. А. Психические нарушения при соматиче­
ских заболеваниях. М., 1972.

Семинар № 11.ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Предмет патопсихологии. Разграничение предмета
патопсихологии и психопатологии.

2. Принципы построения экспериментальных методов па­
топсихологии.

3. Понятие синдрома в патопсихологии.

Библиографический список

1.Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1907.

2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. М., 1980.

3. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

5. Кабанов М. М., ЛичкоА. Е., Смирнов В. М. Методы
психологической диагностики и коррекции в клинике.
Л., 1983.

6. Снежневский А. В. Общая психопатология. Валдай,
1970.

Семинар №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИ-ЗОНТОГЕНЕЗА

Вопросы для обсуждения

1. Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонто-
гений.

2. Классификация дизонтогении.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Основы обшей дефектологии. Собр.
соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у
детей. М., 1985.

3. Лебединский В. В., Никольская О. С. Эмоциональные
нарушения в детском возрасте и их коррекция. М, 1990.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера детей
и подростков. Л., 1983.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого
школьника. М., 1970.

Семинар № 13. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1.Категория сознания в психологии и медицине. Виды
нарушений сознания при различных психических забо­
леваниях.

2. Нарушения сознания в неврологической и соматической
клиниках.

Библиографический список

1. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

3. БрагинаН. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные
асимметрии мозга человека. М., 1988.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

5. Целебеев Б. А. Психические нарушения при соматиче­
ских заболеваниях. М., 1972.

6. Снежневский А. В. Общая психопатология. Валдай,
1970.

7. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

Семинар № 14.НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ Вопросы для обсуждения

1. Виды нарушений восприятия в клинике психических
расстройств.

2. Проблема агнозий.

Библиографический список

1. Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.

2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

3. Кок Е. Л. Зрительные агнозии. Л., 1967.

4. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

6. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

7. Ясперс К. Основы психопатологии. М., 1997.

8. Ясперс К. Собр. соч. по психопатологии: В 3 т. М.,
1996. Т. 1.

Семинар № 15. ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ Вопросы для обсуждения

1. Амнезии. Нарушения непосредственной и опосредован­
ной памяти при различных психических заболеваниях.

2. Нарушения памяти в клинике локальных поражений
мозга.

Библиографический список

1. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

2. Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных по­
ражениях мозга. М., 1973.

3. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

4. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974. Т. 1,2.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

6. Хомская Е. Л. Нейропсихология. М., 1987.

Семинар №16. ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ Вопросы для обсуждения

1. Феноменология нарушений мышления. Синдромы на­рушения мыслительной деятельности (Б. В. Зейгарник).

2. Нарушения мышления в клинике локальных поражений мозга.

Библиографический список

1. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

3. Лобные доли и регуляция высших психических функ­
ций. М., 1966.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

5. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности
при шизофрении. М., 1973.

6. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики в
патопсихологии. М., 1970.

7. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

Семинар №17. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧ­НОСТНОЙ СФЕРЫ

Вопросы для обсуждения

1. Психологические и клинические понятия личности. На­
рушения мотивационно-личностной сферы.

2. Мозговая организация эмоций.

3. Психогенные нарушения (неврозы, реактивные психозы),

4. Психопатии. Классификация психопатий.

Библиографический список

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические рас­
стройства. М.: Медицина, 1993.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. Л., 1988.

3. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологичестая диаг­
ностика. Киев, 1986.

4. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асим­
метрии мозга человека. М., 1988.

5. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

6. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М.: Медицина,
1964.

7. Гиляровский В. Л. Избранные труды. М.: Медицина,
1973.

8. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

9. Зейгарник Б. В., Братусь В. С. Очерки по психологии
аномального развития личности. М., 1980.

10. Кербиков О. В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971.

11. Лакосина Н. Д. Клинические варианты невротического
развития. М., 1970.

12. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1989.

13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у
подростков. Л., 1983.

14. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

15. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические рас­
стройства. М., 1987.

16. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.

17. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

18. Хомская Е. Д., Батова Н. П. Мозг и эмоции. М., 1992.

Семинар № 18. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Вопросы для обсуждения

1. Феноменология изменения речевой деятельности при
психических расстройствах.

2. Проблема афазий.

Библиографический список

1. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.

2. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

3. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М..
1969.

4. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

5. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение больных с
локальными поражениями мозга. М., 1972.

6. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация
больных. М, 1985.

Методические разработки

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ, ПРЕДМЕТ,

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Вопросы для обсуждения

1. История зарождения и становления клинической психо­
логии. Первые экспериментально-психологические лаборатории
в России. Связь истории клинической психологии с развитием
психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.

2. Клиническая психология и ее связь с медицинской пси­
хологией. Предмет и задачи клинической психологии. Основные
и специальные разделы клинической психологии.

3. Экспериментально-психологические и клинические ме­
тоды исследования психической деятельности человека.

Библиографический список: 3, 5, 20, 23, 34, 35, 38, 42, 44,

46, 52, 54.

Рекомендации по подготовке к занятиям1 вопрос

Поэтапно проследите господствовавшее в научном созна­нии понимание природы психики и психических болезней. Ука-

жите вклад выдающихся деятелей каждой эпохи в развитие кли­нической психологии.

1. Этап зарождения:

а) эпоха древнего мира (Алкмеон, Гиппократ, Демокрит,
Аристотель, Гален и др.);

б) эпоха средних веков (Фома Аквинский, Аверроэс как ис­
толкователь Аристотеля, Авиценна и др.);

в) эпоха Возрождения (Plater, Lepua, Van Gelmont и др.);

г) XVII-XVII1 вв. (Сильвий, Pinel и др.).

2. Этап становления:

конец XIX - начало XX в. (Ч. Дарвин, И. М. Сеченов,

B. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Э. Кречмер, И. П. Павлов,

C. С. Корсаков, А. А. Токарский, А. И. Сербский, Г. И. Россолимо,
А. Н. Бернштейн, В. А. Гиляровский, И. А. Сикорский, Л. С. Выгот­
ский и др.).

Характеризуя эпоху становления клинической психологии как самостоятельной отрасли знаний, особенно следует отме­тить деятельность первых экспериментально-психологических лабораторий в России; значение доклада Л. С. Выготского «Со­временная психология и марксизм» на I психоневрологическом съезде в Москве, проследив тем самым связь клинической пси­хологии с психиатрией, неврологией и экспериментальной пси­хологией.

2 вопрос

Разграничьте понятия «клиническая» и «медицинская пси­хология». Покажите с привлечением исторических фактов, что вначале клиническая психология изучала отклонения от интел­лектуального и личностного развития, а впоследствии сфера ее интересов расширилась за счет изучения психического состоя­ния лиц с соматическими заболеваниями (современный взгляд). Назовите причины подмены в 50-60 гг. XX в. медицинской пси­хологии патопсихологией.

Определите предмет клинической психологии с 2-х пози­ций: научно-исследовательской и прикладной. Выделите основ­ные задачи клинической психологии. Охарактеризуйте основ­ные и специальные разделы клинической психологии по плану:

предмет изучения, задачи, видные представители. Основные разделы: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального онтогенетического развития, психоте­рапия. Специальные разделы: возрастная клиническая психоло­гия и семейная клиническая психология.

Вопрос

Охарактеризуйте основные экспериментально-психологи­ческие и клинические методы: патопсихологический экспери­мент, психодиагностическое обследование, клинико-психологи-ческая беседа, наблюдение, изучение историй болезней и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каком принципе изучения человеческой психики гово­
рил В. М. Бехтерев: «Личность больного и ее отношение к экс­
перименту ничуть не оставляется экспериментатором без вни­
мания... Все, что может дать объективное наблюдение за боль­
ным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением
больного, должно быть принято во внимание»?

2. Назовите сторонников идеи сближения психологии и
психиатрии.

3. Где появились первые экспериментально-психологи­
ческие лаборатории в России?

4. Чем отличаются экспериментально-психологические ме­
тоды исследования психической деятельности человека от кли­
нических методов?

5. Прочитайте высказывание видного современного учено­
го в области медико-социальной реабилитологии, доктора ме­
дицинских наук, профессора А. Л. Гройсмана и сформулируйте
на его основе прикладные задачи клинической психологии:
«Клиническая психология позволяет разработать принципы и
методы психиатрической помощи, исходя из задач психопрофи­
лактики, обслуживания «пограничных» контингентов, поста­
новки предупредительного лечения, обеспечения ранней диаг­
ностики и выявления инициальных стадий заболевания, способ­
ствуя организации закрепляющего и предупреждающего реци­
дивы лечения (организация «вторичной» и «третичной» психо-

профилактики и психогигиенического режима как внутри боль­ниц, так и в амбулаторных условиях)».

Примерные темы докладов

1. Характеристика психической деятельности человека
(См. статью: Соколова Е. Т. К определению понятия «психиче­
ская деятельность» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.
1998. №4. С. 3-13).

2. Нужно ли психологу знать психиатрию? (См.: Личко А. Е.
Глазами психиатра. М., 1967).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Методологические основы отечественной клинической
психологии.

2. Теоретические задачи клинической психологии:

а) проблема соотношения психического и соматического;

б) проблема разграничения психологических феноменов
(психической нормы) и психопатологических симптомов (пато­
логии);

в) социальные и биологические составляющие нормального
и аномального развития психики;

г) проблема распада и развития психики.

Библиографический список: 8, 9, 13, 14, 19, 20, 21, 32, 33, 38,41,62,68.

Рекомендации по подготовке к занятиям 1 вопрос

Раскройте сущность исходных положений отечественной клинической психологии: культурно-исторической обусловлен­ности человеческой психики, единства наследственных и соци-

альных моментов в психическом развитии, формирования выс­ших психических функций (ВПФ) под влиянием социальных факторов, опосредованного характера психических процессов, ведущей роли речи в их организации. Определите вклад Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. оте­чественных психологов в разработку методологических основ клинической психологии. Дайте определение ВПФ.

Вопрос

На основе определения предмета научного исследования клинической психологии обозначьте ее основные теоретические задачи (проблемы) и укажите значение разработки каждой из них для изучения закономерностей нарушений и восстановления психической деятельности человека.

Охарактеризуйте современные подходы к решению проблем с учетом: а) взаимосвязи психических и телесных процессов; б) соотношения нормы и патологии; в) влияния биологического и социального на развитие психики; г) распада и развития пси­хического.

При рассмотрении первой проблемы разграничьте влияние психики на соматику, и наоборот, соматики на психику.

Во второй проблеме:

а) укажите особенности феноменологического подхода в психологии и психиатрии (К. Ясперс) и ведущих диагностиче­ских принципов-альтернатив многомерного оценивания психиче­ского состояния человека (болезнь-личность, нозос-патос, реак­ция-состояние-развитие, психотическое-непсихотическое, экзо­генное-эндогенное-психогенное, дефект-выздоровление-хрони-фикация, адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация,

негативное-позитивное);

б) выделите основные принципы разграничения нормы и патологии (принцип Курта Шнайдера, принцип «презумпции психической нормальности», принцип понимания, принцип «эпохе», принцип беспристрастности и точности описания, принцип контекстуальности).

Изложите суть третьей проблемы с указанием предпосылок ее возникновения, а именно: противостояния биологизаторского

и социологизаторского направлений в исследовании нормально­го психического развития человека; введения В. Штерном прин­ципа конвергенции 2-х факторов; взглядов Л. С. Выготского. Охарактеризуйте основные подходы к решению обозначенной проблемы (эволюционный, революционный, функциональный, вероятностный (стохастический). Разграничьте соотношение биологических и социальных моментов в развитии психики в норме и патологии.

Покажите, что психическое развитие представляет собой ряд необратимых изменений психики, то есть регресс психиче­ской деятельности, наблюдающийся при ряде психических за­болеваний, не является последовательным возвращением боль­ного на пройденные им ранее этапы, уровни или стадии разви­тия. Распад психики происходит по своим особым внутренним закономерностям: вначале распадаются более поздно созреваю­щие (в фило- и онтогенетическом отношении) мозговые струк­туры, а затем более ранние. Подтвердите фактами, что развитие в психологии - это процесс появления качественных новообра­зований, влияющих на последующие стадии функционирования психики и основанных на единстве прогрессивных и регрессив­ных сил, соотношение которых на различных этапах жизни че­ловека меняется. Охарактеризуйте основные свойства развития: необратимость, направленность и закономерность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы понимаете, что психическое развитие не опреде­
ляется механическим сложением наследственных и социальных
факторов, а является результатом их сложного динамического
сочетания?

2. В рамках какой проблемы будет уместным вспомнить
закон Э. Геккеля, сформулированный им в XIX в.: «Онтогенез
представляет собой сокращенное повторение филогенеза»?

3. Назовите принцип, по которому следует судить о норме
или патологии, наблюдая следующие факты:

- у человека печальное, скорбное выражение лица даже при встрече после долгой разлуки с любимым человеком;

- у человека, находящегося в больничной палате, печаль­ное, скорбное выражение лица.

В каком случае можно говорить о нормальной реакции че­ловека?

4. В XVII в. анатом Сильвий (1614-1670) выдвинул фор­
мулу: «Кто не умеет лечить болезни ума, тот не врач». Какая
проблема клинической психологии отражена в этих словах?

5. Какое значение для коррекционно-компенсирующего
обучения имеет заключение Л. С. Выготского о том, что разви­
тие психики аномальных детей подчиняется тем же основным
закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор­
мального ребенка?

Примерные темы докладов

1. Характеристика биогенетического подхода в исследова­
нии развития человеческой психики (теории рекапитуляции и
психоанализа).

2. Концепция Э. Эриксона в объяснении природы психиче­
ского развития (социогенетическая теория).

3. Особенности когнитивных теорий (концепция
Ж. Пиаже).

4. Персоногенетический подход.

5. Экологическая модель развития.

(По кн.: Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Виды психологической помощи: психологическое кон­
сультирование, психокоррекция и психотерапия.

2. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагности­
ческих задач.

Библиографический список: 4, 5, 20, 26, 38, 39, 52, 59, 62.

Рекомендации по подготовке к занятиям1 вопрос

Определяя прикладное значение клинической психологии, постарайтесь сформулировать цель, основные задачи и направ­ления оказания психологической помощи населению. Выделите ключевые слова. Сопоставьте Ваше понимание и нижеследую­щее определение: «Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом со­стоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное, целенаправленное психологическое воздейст­вие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопато­логической симптоматики и реконструкции личности для фор­мирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозо-устойчивости» [38].

Охарактеризуете 3 вида психологической помощи (психо­логическое консультирование, психокоррекция и психотерапия) по схеме: цель воздействия, предмет, объект воздействия, спо­соб, позиция клиента.

Дайте определения 4 способам психологического взаимо­действия: психологическому воздействию, манипулированию, управлению собеседником, формированию у него определенных качеств.

Составьте примерный план работы клинического психолога с обследуемым.

Раскройте понятия:

а) психологическое консультирование и основные его спосо­
бы: рациональная психотерапия, логотерапия, позитивная пси­
хотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная психо­
терапия, психотерапия «здравым смыслом»;

б) психологическая коррекция и виды тренингов (аутотре­
нинг, поведенческая терапия, НЛП, психодрама, трансактный
анализ);

в) психотерапия и ее основные методы: суггестивные, пси­хоаналитические, поведенческие, феноменологически-гума­нистические.

Вопрос

Разграничьте понятия: синдромально-нозологическая, пси­хологическая и дифференциальная диагностика.

Определите роль и место клинико-психологической диагно­стики личности обследуемого в оказании ему психологической помощи. На каких этапах работы с клиентом (пациентом) она (диагностика) необходима и с какой целью проводится?

Раскройте содержание основных типов диагностических за­дач:

1) клинико-нозологическая диагностика в психиатрической
клинике;

2) топическая психодиагностика в клинике локальных по­
ражений мозга и нейрохирургии;

3) диагностика групп повышенного риска психосоматиче­
ских, нервно-психических заболеваний и пограничных рас­
стройств;

4) функциональная диагностика для оценки динамики пси­
хического состояния, терапевтического эффекта медикоментоз-
ного лечения и т. д.;

5) диагностика уровня психического и умственного разви­
тия детей при разных аномалиях психического развития;

6) диагностика в целях психологической коррекции.
Охарактеризуете функции клинического психолога во вра-

чебно-трудовой, судебно-психиатрической, военно-медицин­ской и психолого-педагогической экспертизе.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. К какому типу диагностических задач можно отнести комплексное обследование психических процессов, личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы у больных с раз­личной психической патологией?

2. Какой вид психологической помощи оказывает психолог,
управляя ролевым поведением своих пациентов в случаях ак­
тивной и пассивной их позиции?

3. Порассуждайте над проблемой возрастных и индивиду­
альных ограничений в применении аутотренинга.

4. Как Вы понимаете утверждение, согласно которому кли-
нико-психологическая характеристика внутренней картины бо­
лезни является основой для выявления показаний и противопо­
казаний относительно конкретных методов психотерапии? По­
знакомьтесь с работой А. Р. Лурия «Внутренняя картина болез­
ней и ятрогенные заболевания».

6. Почему практикующему клиническому психологу не следует увлекаться психодиагностикой?

Примерные темы докладов

1. Психологическая служба в системе здравоохранения [17,
18,25].

2. Обзор работы А. Р. Лурия «Внутренняя картина болезней
и ятрогенные заболевания» [36].

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Мозг и психика. Эволюция взглядов на проблему мозго­
вой локализации психических функций.

2. Предмет и задачи нейропсихологии. Роль А. Р. Лурия в
становлении нейропсихологии в нашей стране.

3. Теория системной динамической локализации высших
психических функций.

4. Основные принципы строения мозга. Структурно-
функциональная модель мозга.

5. Проблема межполушарной асимметрии мозга.

6. Научные основы нейропсихологической реабилитации.
Принципы, задачи, пути и методы восстановительного обучения.

Библиографический список: 6, 11,31, 32, 33, 62, 63, 66, 67.

Рекомендации по подготовке к занятиям

Вопрос

Проследите историю проблемы мозговой локализации пси­хических функций и выделите ключевые идеи узкого локализа-ционизма, антилокализационизма, эклектических концепций.

Вопрос

Назовите предмет и задачи нейропсихологии как раздела клинической психологии, возникшего на стыке психологии, неврологии и нейрохирургии. Подчеркните роль А. Р. Лурия в становлении нового направления в отечественной клинической психологии.

Вопрос

Дайте характеристику современному представлению о моз­говой локализации ВПФ как функциональных систем, характе­ризующихся сложным, системным, многоуровневым и много­звеньевым строением, пластичностью, прижизненным форми­рованием, общественно-историческим характером, опосредо-ванностью, произвольностью и саморегуляцией.

Отметьте особенности работы мозга как целого образова­ния, высокодифференцированные части которого выполняют свою специфическую роль в структуре организации психиче­ских функций.

Рассмотрите принцип динамической локализации психиче­ских функций в головном мозге, сформулированный И. П. Пав­ловым и А. А. Ухтомским. Раскройте сущность системного под­хода к анализу ВПФ (по А. Р. Лурия). Как вы понимаете, что ана­лиз нарушений ВПФ требует квалификации дефекта, а не его описания, т. е. предполагает выделения «фактора», механизма, лежащего в основе нарушения психической функции?

Вопрос

Рассмотрите основные принципы строения мозга:

1) принцип участия низших нервных уровней головного
мозга в работе коры больших полушарий;

2) принцип вертикального строения;

3) принцип горизонтального строения функциональных
систем мозга;

4) принцип неравномерного распределения отдельных слоев коры головного мозга.

Изучите концепцию А. Р. Лурия о 3 основных функцио­нальных блоках мозга и 3 надстроенных друг над другом корко­вых зон в каждом из них.

Вопрос

Конкретизируйте проблему в вопросы моторной, сенсорной и психической асимметрии.

Вопрос

Дайте характеристику современным направлениям в про­блеме реабилитации:

1) восстановлению у больных нарушенных функций;

2) системе различных мероприятий (медицинских, психоло­
гических, социальных), направленных не только на компенса­
цию имеющегося дефекта, но и на его предупреждение;

Выделите условия проведения нейропсихологической реа­билитации (НПР) и на их основе сформулируйте задачи восста­новительного обучения.

Раскройте содержание психофизиологических, психологи­ческих и психолого-педагогических принципов восстановитель­ного обучения.

Рассмотрите следующие направления восстановительного обучения:

1) нарушенное звено функциональной системы, лежащее в
основе дефекта, замещается другим;

2) создание новых функциональных систем, включающих в
работу новые звенья, не принимавшие прежде прямого участия
в реализации нарушенной фу

Наши рекомендации