Задачи и методы патопсихологического исследования личности
Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи клинического психолога при исследовании личности:
1. Изучение роли личности в происхождении нервно-
психических и соматических болезней.
2. Определение значения личностного фактора в патогенезе
болезней и формировании клинических картин.
3. Выявление особенностей изменения личности при разных
заболеваниях.
4. Разработка эффективных личностно-ориентированных
методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.
Что касается методов патопсихологического исследования личности, то среди них выделяют два главных - клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным, беседах, изучении истории болезни; второй предполагает использование разнообразных тестов.
Клинический подход к изучению личности предполагает изучение истории жизни человека с помощью биографического и анамнестического методов.
Анамнез - это получение совокупности сведений о жизни обследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезней, об условиях жизни, работе и лечении.
Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет особое значение в случаях, когда надо выяснить отношение больного к значимым событиям его жизни и состоит в получении информации от самого больного. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического расстройства, сенсорных затруднений и т. п. Субъективный и объективный анамнез обычно дополняют друг друга. В клинике многое можно узнать о личности больного также из реальных взаимодействий с ним во время психотерапии и коррекционных мероприятий, а также во время тестирования.
Лабораторный метод. К числу наиболее распространенных тестов, применяемых для исследования личности больного, можно отнести:
1. Метод исследования уровня притязаний. Больному пред
лагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Ис
пытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспери
ментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для
больного, при этом анализирует его реакции в этих ситуациях.
Для исследования уровней притязаний применяют разные зада
ния (например, кубики Кооса).
2. Метод Дембо-Рубинштепна. Используется для исследо
вания самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках,
символизирующих здоровье, ум, характер, счастье и т. д. отме
чает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает
на вопросы, раскрывающие его представление о содержании
понятий «ум», «здоровье» и пр.
3. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого мето
да исследуются характерные для личности реакции в стрессовых
ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени ее социальной адаптации.
4. Метод незаконченных предложений. Тест относится к
группе вербальных полупроективных методов. Один из вариан
тов этого теста включает 60 незаконченных предложений, кото
рые испытуемый должен дописать по своему усмотрению.
Предложения разделены на 15 групп, в результате исследуются
отношения испытуемого к лицам противоположного пола, на
чальству, подчиненным, и т. д.
5. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) состоит из
20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по
каждой картине. Можно получить данные о восприятии, вооб
ражении, способности осмысливать содержание, об эмоцио
нальной сфере, способности вербализации, о психотравме и т. д.
6. Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением
симметричных одноцветных и полихроматических чернильных
пятен. Тест используется для диагностики психических свойств
личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может
быть похоже. Оценка ответов проводится по 4 категориям:
1) расположение или локализация; 2) детерминанты (форма,
движение, цвет, полутона, диффузность); 3) содержание; 4) по
пулярность, оригинальность.
7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник
(MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, осо
бенностей характера, физического и психического состояния
испытуемого. Больной должен отнестись (положительно или
отрицательно) к содержанию предлагаемых в тесте утвержде
ний. В результате специальной процедуры строится профиль
личности, отражающий соотношение исследуемых личностных
особенностей (ипохондрии - сверхконтроля, депрессии - на
пряженности, истерии - лабильности, психопатии - импульсив
ности, мужественности - женственности, паранойи — ригидно
сти, психастении - тревожности и т. д.).
8. Подростковый диагностический опросник Личко (ПДО).
Используется для диагностики психопатий и акцентуаций
характера у подростков.
9.Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт -четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также некоторые наиболее устойчивые черты личности.
Библиографический список
1. Альманах психологических тестов. СПб., 1995.
2. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Мето
дика многостороннего исследования личности в клини
ческой медицине и психогигиене. М., 1976.
3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Ме
тодика многостороннего исследования личности. М.,
1994.
4. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретиче
ских концепциях проективных методов исследования
личности в зарубежной психологии и патопсихологии //
Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса
кова. 1972. №5.
5. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической
психологии. Киев, 1979.
6. Вассерман Л. И., Горькавая И. Л., Ромицына Е. Е. Тест
подростки о родителях. СПб., 1995.
7. Гильяшева И. Н. О применении ТАТ в диагностике нев
розов и шизофрении // Психологические проблемы пси
хогигиены и медицинской деонтологии. Л., 1972.
8. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные от
ношения ребенка. М., 1994.
9. Гоштаус И. И. Применение личностного опросника в
диагностике параноидной шизофрении // Математиче
ские методы психиатрии и неврологии. Л., 1972.
10. Козюля В. Г. Применение теста СМОЛ. М., 1995.
11. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психиче
ских состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. Л.,
1983.
13. Личко А. Е., Иванов Н. Я. Диагностика характера под
ростка. М., 1995.
14. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека.
Пермь, 1971.
15. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психоло
гии личности. Пермь, 1970.
16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп
сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.
17. Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незакончен
ных предложений в психиатрической практике // Ис
следование личности в клинике в экстремальных усло
виях. Л., 1969.
18. Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода
Роршаха // Психологические проблемы психогигиены,
психопрофилактики медицинской деонтологии. Л.,
1976.
19. Собчик Л. Н. Пособие по применение психологической
методики MMPI. М., 1971.
20. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности: Методическое руково
дство. М., 1990.
21. Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому
исследованию состояния фрустрации при неврозах //
Вопросы диагностики психического развития. Таллин,
1974.
Лекция15 психологиядевиантного поведения*
План лекции:
1. Понятие нормального и отклоняющегося поведения.
2. Способы взаимодействия индивида с реальностью.
3. Типы девиантного поведения.
3.1. Делинквентное поведение.
3.2. Аддиктивное поведение.
3.3. Патохарактерологическое поведение.
3.4. Девиантное поведение на базе гиперспособностей.
4. Клинические формы девиантного поведения.
4.1. Агрессивное и аутоагрессивное поведение.
4.2. Злоупотребление веществами, вызывающими состоя
ние измененной психической деятельности.
4.3. Нарушение пищевого поведения.
4.4. Сексуальные девиации и перверсии.
4.5. Сверхценные психопатологические увлечения.
4.6. Характерологические и патохарактерологическиереакции,
4.7. Коммуникативные девиации.
4.8. Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение.