Осторожно: ярлыки опасны для вашего здоровья

Представьте себе, что мы с вами готовимся пойти на встречу с моей подругой, Джен. Вы никогда раньше не видели Джен и просите меня рассказать немного о ней, чтобы приготовиться к нашему совместному обеду. Я воспеваю ее достоинства: «Она очень умна, она сделала хорошую карьеру, она веселая, благородная и привлекательная. О, и, кстати, страдает от депрессии и принимает про-зак. Ваш энтузиазм немного поубавится от этого последнего замечания? Если да, то вы похожи на большинство из нас. Диагностика и прикрепление ярлыка может быть важно для научного изучения психического заболевания. Страховые компании могут требовать их. Но тем не менее их нужно использовать с осторожностью — исследования показали, что ярлыки могут вредить нашему психическому здоровью.

Проблемы тоннельного видения

Когда мы встречаем человека, на котором висит ярлык психического заболевания, мы часто остаемся слепы к качествам, которые не затронуты заболеванием. Например, когда на Джен висит ярлык депрессии, маловероятно, что вы обратите внимание на ее чувство юмора.

К сожалению, это тоннельное видение свойственно не только обычным людям — психотерапевты подвержены ему, как и вес остальные. В одном исследовании группа психотерапевтов смотрела видеокассету с человеком, который говорил о своих проблемах. Те, кому сказали, что это пациент, оценили его психическое здоровье гораздо более негативно, чем те, кому этого не говорили. Даже дети от-

Глава 17> Вы в своем уме?

росятся друг к другу на основании ярлыков; ребенок, у которого, например, яр-:лык расстройства дефицита внимания, часто является изгоем, даже если у него на самом деле нет расстройства.

За. ярлыком. — человек!

Що хуже всего то, что ярлыки могут принести вред людям, к которым их прикрепляют. В другом эксперименте бывшие пациенты психиатрической больницы становились намного более неумелыми, если считали, что об их психиат-' рическом лечении было известно человеку, с которым они взаимодействовали. Ючевидно, специалисты в области психического здоровья Должны постоянно [оценивать все «за» и «против» психиатрических ярлыков. И как специалисты, i так и обычные люди должны стараться использовать язык, который бы не сме-[цшвал человека с его диагнозом. Опасно и разрушительно называть кого-то [«анорексиком» или «шизофреником». Такой язык подразумевает, что диагноз [охватывает всего человека. Будь моя воля, мы бы говорили: «Джонни получил fдиагноз «нервная анорексия» у специалиста по психическому здоровью». В ((Этом случае человека отличают от заболевания, и мы бы признали, что диагноз S сам по себе — это суждение, вынесенное человеческим существом, которое [может ошибаться. Он субъективен и никогда не бывает полностью надежным.

Тендерная политика психического заболевания

Щрежде чем я перестану ораторствовать, я |расскажу вам историю. В 1970-х в одном ис-р следовании нескольких специалистов в обла-|сти психического здоровья попросили опирать психически здорового мужчину. Использовались такие прилагательные, как «ас-|сертивный» и «уверенный». Этих же людей Опросили описать психически здоровую жен-| щину. В этом случае появились такие слова, |как «сердечная», «чувствительная», «забот-Цливая». Затем наступило самое трудное: опи-есать психически здорового человека. Хотите |знать, что случилось? Психически здоровый рчеловек обладал теми же чертами, что и пси-вхически здоровый мужчина. А в какую категорию тогда попадают те, кто принадлежит к Женскому полу?

I

Зри в корень

Фильм «Фрэнсис» — это необычный и противоречивый взгляд на жизнь актрисы Фрэнсис Фармер и ее недобровольное помещение в психиатрическую больницу. Вы не только увидите великолепную игру Джессики Лэндж, вы на всю жизнь станете активистом психического здоровья.

Часть 5 >- А что же все-таки нормально?

Половые различия в психиатрических диагнозах существуют, и спор об их причинах ведется с тех пор, как они были обнаружены. В то время как мужчины и женщины мало отличаются по распространенности психических заболеваний в целом, большие тендерные различия обнаруживаются в отдельных расстройствах. У женщин с гораздо большей вероятностью диагностируются тревога и расстройства настроения, а у мужчин — проблемы злоупотребления наркотическими веществами и антисоциальные расстройства личности.

Не погружаясь снова в природно-лечебные споры, давайте рассмотрим некоторые объяснения того, почему это так. Возможно, что такие различия могут происходить непосредственно из биологических различий между полами. Но наибольшее внимание уделялось социокультурным объяснениям этих различий, таким как различия в самоотчете, необъективные наблюдатели и различия в жизненном опыте, обусловленные полом.

Вообще-то говоря, мужчины гораздо менее склонны обращаться за лечением эмоциональных проблем и больше сопротивляются признанию психологического дистресса. Например, эксперименты показали, что, когда мужчины и женщины подвергаются одной и той же стрессовой ситуации, такой как выпускной экзамен, мужчины проявляют физические признаки дистресса в равной или большей степени, чем женщины, но с гораздо меньшей вероятностью признают их в интервью или опросниках. Кроме того, женщины получают больше социального одобрения для выражения грусти или страха, в то время как мужчины обладают большей свободой для выражения злости.

Психологи — тоже люди, со своими предубеждениями, мнениями и ценностями. Эти предубеждения могут иногда влиять на их клинические решения. Например, исследования предполагают, что диагнозы могут иногда двигаться по кругу; так как некоторые диагнозы у мужчин и женщин встречаются чаще, клиницисты могут ожидать обнаружить их. И, неудивительно, они обнаруживают то, что ищут!

Психотреп

В девятнадцатом веке Сэмюэл Картрайт утверждал, что рабы страдают от двух форм психи ческого заболевания: 1) драптомания, неконтролируемое побуждение сбежать из рабств, и 2) эфиопская диастезия, которая включала такие симптомы, как непослушание, ответ на грубость, отказ работать и драка в ответ на избиение. У меня есть несколько вариантов ярлыков, которые подошли бы мистеру Картрайту. А у вас?

Глава 17 >• Вы в своем уме?

Вы сумасшедший?

^Тридцатого марта 1981 года Джон У. Хинкли стрелял в президента Рональда Ьейгана. Его защитники не оспаривали тот факт, что он спланировал и совер-Ьцил это. Вместо этого они утверждали, что он не виноват по причине безумия. № частности, они утверждали, что жизнью Хинкли руководила его патологическая навязчивость, связанная с фильмом «Шофер такси» с Джоди Фостером в |главной роли. В этом фильме героя, которого играет Фостер, терроризирует юхотник, и в конце концов он спускает курок. Защита утверждала, что Хинкли шшзофреник и что фильм заставил его совершить покушение на президента. ■Суд этому поверил.

Наши рекомендации