Ваш интеллектуальный возраст
Бине начал с того, что разработал серию вопросов и предложил ответить на них учащимся разного возраста. Затем он сопоставлял число балов, набранных детьми одного возраста, и определял среднее число баллов, соответствующее каждому возрасту. Результат выражался средним возрастом, в котором нормальные дети достигают условного количества баллов.
Например, если ваш ребенок выполнил бы тест на среднем уровне детей 12 лет, Бине бы сказал, что умственное развитие вашего ребенка соответствует возрасту 12 лет. Это доставило бы вам радость, если бы вашему ребенку было 10 лет, или огорчило бы, если бы ему уже исполнилось 14. В дополнение к всеобъемлющей проверке умственного развития ученика, соотнесенного с возра-
Глава 14 ► Исследование интеллектуальной жизни
Зри в корень
Хотите умную собаку? Выпишите себе книгу Стэнли Корена «Собачий интеллект». Вы найдете в ней определение собачьего интеллекта, а также тест, которым вы можете испытать вашу дворняжку. Если вы хотите купить умную собаку, то в книге вы найдете ранжированный список умнейших пород. (Советую избегать афганских борзых.) ________
fcroM, Бине оценивал проявленные школьником индивидуальные черты, чтобы опреде-йщть сильные стороны и склонности, сведения о которых помогали выбирать учебную программу для этого ученика.
I Концепция Бине об умственном развитии, соотносимом с возрастом, конечно, не Затрагивала проблему эмоциональной зрелости. Мы все знаем потенциальных гениев, которые неуравновешенны, как трехлетние де-Шя, и из-за этого едва ли смогут выполнить Кест в соответствии со своими способностями. Однако идея быстро стала модной. Дейст-Ьительно, тесты Бине, может быть слишком (быстро, стали популярными. Родители, не те-Ьяя времени, стали сравнивать баллы своих детей с баллами других детей в классе.
Каков ваш IQ?
Аовушка для ума
Если вы думаете, что вы умнее, чем ваши дети, я вынуждена вас разочаровать. Со времен первой мировой войны в Соединенных Штатах IQ вырос на 20-30 пунктов, й среднее число баллов продолжает раем с каждым последующим поколением! Люди становятся такими умными, что в тесты на интеллект приходится вводить все более трудные вопросы.
Вот вам новый диагноз: посттравматическое расстройство, вызванное тестом ма интеллект. У меня оно есть. Когда моя мама захотела стать школьным психо-иогом, ей понадобилась практика психологического тестирования, и я стала подопытным кроликом для всех ее экспериментов. Вы считаете, что самая стрессовая ситуация — это последние секунды перед полетом ш космос? Просто ваша мама не стояла над вами под тиканье часов со словами: «Я увере-ва, что ты знаешь ответ на этот вопрос». «Не вдавайся, попробуй еще». Такие комментарии вовсе не предусмотрены инструкцией Вия выполнения теста, и это одна из множества серьезных причин того, почему психо-Логам никогда не следует оценивать своих [родственников!
> Конечно, тем, кто вырос в Соединенных ЮГгатах, трудно не быть конкурентоспособными. Вероятно, для вас не будет открове-рием, что американец развивает свою кон-Ирретоспособность с помощью тестов на мтеллект. В 1916 году Льюис Терман адап-
Часть 4> Я и другие
тировал тесты Бине для американских школьников и опубликовал интеллектуальную шкалу Стенфорда—Бине. Он сохранил основу концепции об умственном развитии, соотносимом с возрастом, но переработал ее и ввел поня-тие «коэффициент интеллекта» (IQ).
Чтобы вычислить коэффициент интеллекта, Терман просто делил умственный возраст (УВ) на хронологический возраст (ХВ), затем умножал ответ на 100:
IQ = УВ/ХВ х 100
Если ребенок в 10 лет проявляет интеллектуальные способности, соответствующие 12-летнему возрасту, то его IQ будет:
12 разделить на 10 = 1,2
1,2 х 100 = 120
IQ = 120
Зри в корень
С помощью обучения IQ можно увеличить, но начинать лучше с рождения. Исследователи полагают, что раньше обучающие программы не давали высоких результатов, поскольку к обучению приступали слишком поздно. Если интеллектуальную стимуляцию начать с первых месяцев жизни, то коэффициент интеллекта в детском варианте теста может вырасти на 15-30 пунктов.
Отсюда видно, что среднее IQ соответствует Ш0 баллам (10 лет — умственный возраст, поделенное на 10 лет — хронологический возраст = 1, 1 х 10 = 100). Итак, как мы и ожидали, наш десятилетний ребенок, имеющий IQ 120, умнее своих ровесников.
Баллы IQ больше не вычисляются путем деления умственного возраста на хронологический возраст. Сегодня ваши баллы суммируют и сравнивают непосредственно с баллами, набранными другими людьми вашего возраста. Это произошло потому, чтоконцепция умственного возраста работает только с детьми, но дает очень странные результаты при применении к взрослым. Представьте себе: испытуемый в возрасте 20 лет проявляет интеллект, соответствующий 80 годам. Его IQ равнялось бы 400!
Интеллектуальные теории
Сами по себе баллы IQ мало что говорят. Ученик десятого класса с IQ = 95 может сделать больше, чем второклассник с IQ= 120. Два человека с равным Ю могут обладать удивительно разными способностями и возможностями. Люди' признанные неспособными к обучению, из-за того что их коэффициент IQ не-
Глава 14 >■ Исследование интеллектуальной жизни
Достаточно высок, часто проявляют себя очень разносторонне в том, чему они Lory обучиться и что они могут сделать.
| Интеллект — это нечто большее, чем то, что могут измерить тесты на интеллект. В основном психологи сходятся во мнении, что интеллект — это скорее Ьабор способностей, чем отдельные навыки и особенности. Однако они все Ьце не договорились, какие характерные черты и в какой степени определяют-pi интеллектом. Давайте тоже примем участие в этой дискуссии и рассмотрим ■ри теории интеллекта.
G-фяктор Спирмана
Шарли Спирман, ведущий специалист в области измерения коэффициента интеллекта, в 1920 году заметил, что человек,-который очень хорошо справляется с шдним тестом, способен хорошо выполнить и другие тесты. Он пришел к заключению, что люди, которым хорошо удаются тесты на память, также склонны набирать много очков в тестах на восприятие, логику и умение говорить. Он считал, что этот одинаковый уровень исполнения указывает на существование об-Йцего определяющего фактора интеллектуального развития. Люди от рождения Одарены определенным уровнем общих интеллектуальных возможностей — это и есть д-фактор.
| Почему, в таком случае, показатели по разным тестам неидеально совпадают между собой? Если у кого-то гениальная логика, почему остальные его способности получили оценку «всего лишь» выше среднего и при этом он оказался одаренным оратором? Спирман считал, что люди различаются индивидуальными возможностями в различных сферах, и это проявляется в разбросе результатов при выполнении тестов на разные способности.
г Спирман называл эти способности s-фактором — специфическим видом интеллекта. Например, вы могли бы быть очень одаренной личностью (ваш — 'g-фактор) и уметь хорошо выполнять тесты на логику (s-фактор), но сравнительно слабо (s-фактор) выполняете задания на вербальные способности. Спирман думал, что s-факторы могут быть изучены, но g-факторы — нет.
Кристаллизованный