Поставьте это на первое место

От того как мы вводим информацию, сильно зависит, как мы сможем ее потом найти. Не случалось ли вам готовиться к тесту, в котором нужно будет выбрать правильный из предложенных ответов, и неожиданно узнать, что экзамен будет проводиться письменно и нужно будет дать развернутые письменные ответы? Это не самое приятное чувство. Не важно, насколько хорошо вы подготовились к тестам, — вряд ли вам удастся хорошо сдать письменный экзамен. Если мы достаточно умны, то, готовясь к письменному экзамену, стараемся запомнить «общую картину» — выбираем главное в данной теме, выучиваем основные понятия и усваиваем обзорный анализ материала. В то время как готовясь к тесту, мы обращаем внимание на конкретные факты, особые отличия и детали.

Так как долговременная память хранит информацию, распределяя ее логически и с учетом ее значимости, имеет смысл попробовать организовать информацию, когда она впервые поступает в память. Давайте представим, что вы серьезно заинтересовались психологией памяти и хотите максимально хорошо усвоить информацию из этой главы. Один из самых лучших способов кодирования был изобретен Францисом Робинсоном в 1970 году. Это метод называется SQ3R (survey-обзор, question-вопрос, read-чтение, recite-проговаривание, review-проверка):

Обзор

Вопрос

Чтение, проговаривание, проверка.

Вот как пользоваться этим методом при запоминании этой статьи:

Проведите краткий обзор заголовков этой статьи и попытайтесь понять, каким образом здесь организован материал.

Часть 2 > Аромат утреннего кофе

Придумайте особые вопросы, которые затрагивали бы каждый заголовок (что такое память, в чем отличие между кратковременной и долговременной памятью, что такое вытесненные воспоминания).

Прочтите главу и запишите ответы на вопросы, возникшие у вас.

Когда вы закончите с чтением и ответами, проговорите вслух ответы на ваши вопросы, не заглядывая в книгу.

Теперь пересмотрите материал заново и проверьте, правильно ли вы ответили на каждый вопрос.

Метод SQ3R помогает максимально использовать возможности нашего природного организатора долговременной памяти. Разбираясь, что к чему, вы помогаете мозгу решить, как лучше организовать этот материал. Разбивая информацию на маленькие порции, вы помогаете мозгу распределять информацию таким способом, который был бы для вас наиболее удобен. Задавая свои вопросы и отвечая на них, вы делаете информацию более значимой для себя. Повторение информации несколькими различными способами способствует ее лучшему усвоению. И, конечно, эти упражнения и время, которое вы на них тратите, помогают преодолеть ту черту характера, которая приводит к забывчивости, — старую добрую лень.

Увлечение мнемотехникой

«Жи, ши — пиши с буквой и». «Шестью шесть — тридцать шесть». «В 1492 они отправились вдвоем». Нет, я не регрессировала до третьего класса. Я показываю вам примеры мнемоник — коротких вербальных формул, которые кодируют большие ряды фактов, ассоциируя их с уже знакомой, ранее закодированной информацией.

В мире взрослых самые используемые способы запоминания — аббревиатуры и рифмы. АТС запоминается гораздо лучше, чем Американская телефонная станция. Занимающиеся рекламой люди тоже не вчера родились: они регулярно используют рифмы, узнаваемым и чтобы эти навязчивые рекламные еще долго после того, как вы переключите канал.

Словарь психолога

Мнемоники — короткие стратегии организации слов, которые улучшают и увеличивают нашу способность запоминать новую информацию, храня ее рядом со знакомой и ранее закодированной информацией.

чтобы сделать свой продукт ролики играли у вас в голове

Глава 8>* Заключите соглашение со своей памятью

Мнемоника очень хорошо помогает памяти. Она не только помогает кодировать информацию особым, оригинальным способом, но позволяет нам легко припомнить ее, когда оНа нам необходима. Психологические исследования позволили выделить три типа мнемонических стратегий:

1. Естественные языковые посредники.

2. Метод расположения.

3. Визуальное представление. Использование естественных языковых

посредников предполагает установление связей между новой информацией и уже хранящимися в памяти значениями и понятиями. Пример использования естественных языковых посредников — сочинение рассказов, объединяющих нужные элементы. Скажем, чтобы вспомнить три основных вида памяти, вы можете сказать: «Не такая уж это сенсация (сенсорный регистр), что она работает (рабочая память) так долго (долговременная память)».

Метод расположения может помочь вам запомнить целый список наименований. Представьте себе привычное для вас место (например, вашу комнату или офис) и мысленно раскладывайте отдельные предметы из списка по всей комнате. Чтобы вспомнить о них, вы просто совершаете прогулку по своей комнате и восстанавливаете в памяти, что и куда вы положили.

Визуальное представление — третий мнемонический способ. Этот метод предполагает, что вы создаете в уме яркие, детальные образы того, что необходимо запомнить. Если вы мысленно представите себе кошку, смешивающую шампунь и яйца, чтобы приготовить себе еду, это оставит в вашей памяти неизгладимое впечатление.

Наши рекомендации