Типичное поведение homo sapiens
Изучение генов позволяет лучше понять поведение. Эволюционные психологи берут более широкую перспективу и пытаются понять, почему человек как вид имеет определенные формы поведения. По сути, они изучают универсальные формы поведения и пытаются выяснить причины, по которым эти формы возникли в ходе эволюции. Эволюционная психология занимается функциональными вопросами:
>- Возможно ли, что поведение эволюционировало в связи с проблемой выживания, стоявшей перед нашими предками?
>- В чем конкретно заключались эти проблемы?
>• Как, например, речь помогала человеку выживать?
Сходство образует родовое содержание
Эволюционных психологов интересует в основном видоспецифичное поведение — это проявления, характерные для особей данного вида, которые могут служить отличительными признаками данного вида. Лай и передвижение на четырех ногах в сумме дают собаку. Передвижение на двух ногах и речь типичны для человека.
То же касается эмоций. С эволюционной точки зрения эмоции, вероятно, мотивировали наших предков делать то, что помогало им выжить. Должно быть, когда наши предки испытывали эмоцию злости, они были более способны к самозащите и охране своей территории.
Психотреп
Группа исследователей под руководством Пола Экмана и Уолласа Фрисмана определила шесть базовых эмоций, универсальных для всех людей: удивление, страх, отвращение, злость, счастье и печаль. Когда вам грустно, знание о том, что все люди иногда испытывают ло же самое, может утешить.
Часть 1> Психологическая перспектива
Люди не только испытывают одинаковые чувства, но и прекрасно умеют различать состояние другого человека. Исследователи показывали фотографии американцев, выражающих шесть базовых эмоций, людям других культур, включая географически изолированным, не имеющим письменности племенам в Новой Гвинее. В каждой культуре эмоции распознавались довольно точно. Не надо быть Чарльзом Дарвином, чтобы понять, какое значение для выживания имеет способность распознать врага.
Да здравствуют различия!
То, что существует видоспецифичное поведение, не значит, что все люди одинаковы. Не все люди испытывают восторг от шоколадного мороженого, не все плачут, когда испуганы. Для человека видоспецифичное поведение означает биологическую готовность к определенным видам реагирования. Но конкретно когда, как и почему отдельный человек испытает то или иное чувство, зависит от сложной смеси причин: биологии, жизненного опыта, культурных установок. Вот установленные психологами характерные формы человеческого поведения:
> жизнь в сообществах;
>■ приоритет мужчины;
>- непотизм (семейственность, предпочтение родственных связей);
>• наличие брачного контракта.
Эволюционные кривотолки
Приложение эволюционной теории к психологии вызвало общественное негодование, не говоря уж об использовании науки в своих целях. Вместо объяснения поведения через эволюцию данная отрасль психологии часто используется, чтобы оправдывать неэтичное поведение.
«Мораль» матушки-природы
Одно из неверных толкований эволюционной теории носит название «натуралистический подход». Согласно логическому заблуждению, допущенному в рамках данного подхода, природа движима некой моральной силой, которая решает, что хорошо, а что плохо. Если мужские особи у млекопитающих доминируют над женскими благодаря силе, то, значит, так «должно быть». Один из современников Дарвина, британский ученый Герберт Спенсер, многократно использовал этот аргумент для оправдания эксплуатации людей в капиталистических странах в XIX веке. Неудивительно, что он имел' больше всего поклонников среди людей, находящихся на самой верхушке индустриальной лестницы. .
Глава 3>- Яйцо или курица?
Ничего не могу
с собой поделать...
другое неправильное использование эволюционной теории — детерминистский подход. Это генетическая версия оправдания по типу «бес толкнул». Согласно этой точке зрения, гены полностью контролируют поведение, ничего уж тут не поделаешь. Естественный отбор научил меня сражаться за территорию, поэтому ничего удивительного, что я врезал человеку, занявшему мое место для парковки. Это же гены!
Ошибка такой логики в положении, что гены прямо влияют на поведение, а человеком ничего не контролируется. Но люди могут контролировать как внешнюю ситуацию, так и самих себя. Я могу выбрать, как мне поступать: потратить свои силы на драку за пар-ковочное место или найти более эффектив? ный способ выхода из положения. Я могу припарковаться в менее забитом месте, могу приехать пораньше. Я могу попросить человека подвинуться. Могу просто изменить свое отношение к происходящему — так или иначе, я регулирую свои реакции и не позволяю гневу овладеть собой.
О милый дом
В этой главе мы вели речь о различных аспектах «природного» в человеке: о генетике, видоспецифичном поведении, эволюции. Однако вы могли заметить, что даже самые чистые образцы влияния природы на человека могут быть изменены воспитанием и средой.
Например, здравый смысл подсказывает, что сиблинги* (* братья и сестры, не являющиеся близнецами, живущие в одной семье. — Прим. пер.) имеют между собой много общего. У них одни родители. Они играют в одном дворе. Как правило, ходят в одну школу. Фактически, у них равные возможности познания окружающего мира. Даже если сиблинги не имеют генетической связи (в случае если один ребенок приемный), одинаковые условия роста и развития создадут сходство.
Не должен вызывать удивление тот факт, что семейное окружение в ран-'нем возрасте сильно влияет на коэффициент интеллекта ребенка. Усыновлен-
Зри в корень
Самоконтроль — человеческая характеристика, которой часто не уделяют достаточно внимания. Очевидно, что природа сама создала ее, так как она появилась в ходе естественного отбора. Выживал только тот, кто обладал самоконтролем. На самом деле, жизнь в сообществах столь необходима для выживания вида, что эволюция сделала выгодными черты кооперации и умение сдерживать свои непосредственные порывы.
Часть 1>- Психологическая перспектива
ные дети в одной семье имеют более сходные результаты по тестам интеллекта, чем живущие раздельно. Однако сходство становится все менее выраженным по мере взросления детей. Вырастая, они сами создают свое окружение. Поэтому интеллектуальное превосходство или отставание, сложившееся в определенной домашней обстановке в годы ранней зрелости, может измениться. Почему это происходит? Сдается мне, что с интеллектом, как и с мышцами: вы либо пользуетесь ими, либо теряете их. Раннее влияние окружения теряет свое значение потому, что подрастающие дети сами начинают выбирать атмосферу, в которой растут. А выбирая среду, в которой вы хотите жить, вы выбираете свой интеллект. Или его отсутствие.
Рост идет по плану
Родители дают ребенку набор генов, создают среду, в которой он оказывается после рождения. Но есть еще один фактор, который необходимо учитывать. Этот «фактор» — уникальное, индивидуальное, личное «я» человека. Каждый человек приходит в мир со своим наследством, вместе с которым ему предстоит расти, используя его по мере надобности. С самого рождения у каждого из нас дел по горло.
С самого начала дети имеют довольно сложные механизмы приспособления к жизни и устойчивые предпочтения. Еще находясь в утробе матери, они шевелятся, прислушиваются к ее голосу и готовятся к великому выходу в мир. Они рождаются биологически готовыми к поиску пищи, безопасности и заботы.
Например, новорожденные в состоянии устанавливать связь с людьми, которые могут позаботиться о них. Они предпочитают женские голоса и всего лишь через несколько недель после рождения узнают голос человека, который постоянно о них заботится. Уже в семь недель они отыскивают глазами лицо этого человека и пытаются установить зрительный контакт, пока он с ними говорит. Если бы Локк и Руссо больше времени проводили с детьми, они бы быстро отказались от определений типа «чистая доска» и «благородный дикарь». По-моему «запрограммированный для дружбы» — лучшее определение новорожденного. j
Не далее как через 12 часов после рождения младенцы проявляют отчетливые признаки удовольствия от вкуса сладкой ваниль-
Зри в корень
Раннее детство имеет колоссальное значение в процессе развития. Мозг вырастает на 50 % за первые 12 месяцев жизни. После второго «дня рождения» у ребенка развивается мозг, отличный от мозга новорожденного на 80 %. В конце концов, этот рост прекращается, и мы остаемся с тем, что успели нарастить до 11 лет.
Глава 5>■ Яйцо или курица?
ной воды и проявляют отвращение к вкусу лимона и запаху тухлого яйца. Через несколько дней они начинают предвидеть десерт, судя по последовательности действий экспериментатора. Перед тем как дать ребенку сладкую воду, он всегда поглаживал каждого по голове. Детишки не просто поворачивают головы в сторону сахара, они начинают возмущенно плакать, если не получают свое лакомство вовремя. Кажется, что с самого рождения человек чувствует боль, когда рушатся известные ему связи.
Выполняем «норму роста»
Генетическое наследство дает ребенку стартовый разбег, но большую часть работы по собственному развитию ему приходится делать самому. Физический рост и появление различных способностей у ребенка подчинены специальному «расписанию». Этот генетический «план» способствует возникновению определенных видов поведения приблизительно в одно и то же время у всех людей, хотя существуют межкультурные вариации. Как вы, наверное, уже догадались, следование этому «расписанию» и составляет так называемое «нормальное» развитие.
Совсем, как большой!
Если вам приходилось слышать подобные фразы, значит, вы не соответствовали представлениям собеседника о том, как должен вести себя человек вашего возраста. Но откуда становится известно, как должен вести себя ребенок определенного возраста? Ответ можно получить, изучая процесс созревания человека.
Развитие «по часам.»
Развитие ребенка протекает таким образом, что в определенном возрастном периоде он приобретает определенные способности. К примеру, большинство детей могут сидеть с поддержкой после четырех месяцев. Между пятью и шестью месяцами они учатся стоять, держась за что-нибудь руками, а к году начинают ходить. Если какие-то умения не появляются вовремя, родители начинают волноваться.
Ребенок учится ходить постепенно. Прежде чем он в совершенстве овладеет этим умением, ему необходимо преодолеть ряд ступеней, их последовательность четко фиксирована во времени и типична для всех физически полноценных представителей вида. В культурах, где этому уделяется больше внимания и организуются специальные условия, дети начинают ходить раньше. Однако,
Словарь психолога
Под созреваниемподразумевают типичный, характерный для большинства особей данного вида процесс роста, при нормальных внешних условиях.
Часть 1>" Психологическая перспектива
вразрез с представлениями многих родителей, дети не нуждаются в направленном обучении ходьбе.