Биологическое или психологическое? 27
Вы — это то, что вы думаете?.......................................27
Все дело в эволюции, дорогой Ватсон................................28
Приспосабливаясь к переменам..................................28
Большеголовые на двух ногах....................................28
Центральный штаб поведения человека..............................30
Путешествие во времени.......................................30
Алло, центральная!............................................30
Как устроен мозг..................................................31
Левый мозг, правый мозг...........................................32
Учимся справа, бьем слева......................................32
Партнеры по жизни............................................33
Доли мозга........................................................ 33
Фронт и центр................................................33
Височный вопрос...............................................33
Теменное управление...........................................34
Затылочный комплекс..................-........................34
Работаем с полушарием............................................35
Что действует на нервы............................................ 36
Нет боли, нет успеха...............................................37
Быстрая доставка..................................................38
Нейронный танец..................................................38
Синаптически говоря..............................................39
Во всем виноваты гормоны.........................................39
Колдовство в среднем мозге....................................40
Система готовности..........................................40
Мозг не возражает.................................................40
Из чего состоит сознание......................................41
Все не так, как вы думали.......................................42
Яйцо или курица? 43
Танцы с волками...................................................43
Приручение дикого ребенка.....................................44
Что лежит за поверхностью....................................44
Природа или воспитание...........................................44
Большой философский спор.....................................45
Истина среднего пути.........................................45
Точная постановка вопроса.........................................45
Близнецовые исследования......................................... 47
Семейные гены и прочие фамильные драгоценности..................48
Доминантный ген..................................................48
Детки, детки, откуда у вас такие глазки?........................49
Гены и душевные болезни.......................................49
Не стоит винить свои гены..........................................49
Типичное поведение homo sapiens...................................51
Сходство образует родовое содержание.........................51
Да здравствуют различия!................■.....................52
Эволюционные кривотолки.........................................52
«Мораль» матушки-природы....................................52
Ничего не могу с собой поделать..................................53
О милый дом......................................................53
Рост идет по плану.................................................54
Выполняем «норму роста»..........................................55
Совсем как большой!...........................................55
Развитие «по часам»..........•.................................55
Родительский вклад в развитие ребенка..............................56
Ваш стиль привязанности .....................................56
Эмоциональный рост..........................................56
Природа? Воспитание? И то, и другое!................................58
4. Стадии развития 60
Собачья жизнь....................................................60
Развитие понятий о детстве.......................*.................61
Изучаем скучающих детей..........................................61
Смышлёные слушатели и умные учителя.............................62
Изучаем детский язык.............................................63
Структуры языка..................................................64
Слушаем и учимся.................................................66
Ребенок-психолог.......................•...........................66
Подумаем серьезно................................................68
Любознательный ребенок......................................68
Отбивая закрученные мячи.....................................69
Характеристики стадий '............................................70
Сенсомоторная стадия........................................70
Дооперациональная стадия....................................70
Стадия конкретных операций..................................71
Формальные операции..........................................71
Человеческий компьютер...........................................72
Говорить, а потом думать или наоборот?.............................73
Мораль сей басни такова........................................... 74
Сердечно ваш.......................................................75
Кризис середины жизни — далеко не начало.........................76
Психосамопомощь.................................................77
Часть 2. Аромат утреннего кофе 79
С возвращением к ощущениям 81
Зеркала и дым.....................................................81
Как возникают ощущения..........................................82
На пороге открытия....................ж...........................83
Гори, гори моя звезда...........................................83
VIII
Шагая через порог.............................................84
Верный сигнал....................................................84
Общие свойства чувств.............................................85
Что нас стимулирует.......,.......................................86
Большая пятерка...................................................87
Зрение........................................................87
Слух...........................................................88
Обоняние.....................................................89
Вкус..........................................................89
Осязание.......................................................89
Источники боли...................................................90
«От головы» и «от глаз»............................................91
Восходящая стратегия.........................................92
Не пропустите — реальность спрятана за вашими ожиданиями ... 92
Жизнь это всего лишь иллюзия.....................................93
Природа обманки..............................................93
Вверху, внизу, вдали и вблизи...................................93
Западные иллюзии.................................................94
Слушайте внимательно, когда вам что-то говорят.....................94
Меньше работать с большим эффектом..............................96
Не забывайте о контексте..........................................97
В веселом Париже время родео..................................98
Контекст? Какой контекст?...................................98
Время пробуждения сознания 100
Человек сознательный............................................101
На крыльях фантазии.........................................101
' Скажи мне, что ты думаешь, и я скажу, кто ты.................102
Сознание, бессознательное — и все, что между ними................102
Автопилот...................................................102
Библиотека..................................................103
Секретная служба............................................103
Расчетная палата......................:.....................103
Альфа, бета, дельта — сонное братство.............................104
Должно быть, я сплю..............................................105
Тиканье биологических часов......................................106
Доктор, у меня бессонница........................................107
Измененное состояние сознания...................................108
Расслабьтесь. Смотрите мне в глаза.............................109
Вам хочется спать..............................................109
...И когда я щелкну пальцами, вы все забудете...................110
Да здравствует гипноз!............................................111
IX
Не мешайте мне медитировать.....................................Ill
Не волнуйтесь, это глюки..........................................112
Но наши слова не превращаются в бусы,
а из лампы не течет лава!.....................................112
Не кинжал ли я вижу?.........'................................112
Действия под воздействием........................................113
Таблеточки, которые сделают вас великим.....................113
Мертвый для мира............................................114
Риск зависимости.................................................115
Обезьяна на спине...........................,....................115
Сам себе вор.................................................116
Зависимый разум.............................................116
Научение и подкрепление 118
Беспомощность...................................................118
Как мы учимся...................................................119
Истекать слюной, как собака......................................120
Немного о классике...............................................121
Условные сигналы............................................122
Там, где дым..................................................122
Учиться не всегда весело..........................................123
Значимые связи..................................................124
Установление различий.......................................124
Контраст....................................................125
Случайность.................................................125
Информация.................................................125
Подумаем о последствиях.........................................125
Котенок в коробке............................................126
Как Симор учился танцевать..................................127
Роль Скиннера...................................................128
Обращение к подкреплению ...................................128
Последствия.................................................129
То, что останавливает.............................................129
Пресекаем плохое поведение на корню..........................129
О кнуте и прянике............................................130
Политика поведения...................;..........................130
Научение и отношение.............................................131
Установки и ожидания........................................131
Опыт и его интерпретация...................................132
Моделируемое поведение.........................................132
Не пугайтесь так сильно................._^.........................133
Избавляемся от вредных привычек.................................134
X