Биологическое или психологическое? 27

Вы — это то, что вы думаете?.......................................27

Все дело в эволюции, дорогой Ватсон................................28

Приспосабливаясь к переменам..................................28

Большеголовые на двух ногах....................................28

Центральный штаб поведения человека..............................30

Путешествие во времени.......................................30

Алло, центральная!............................................30

Как устроен мозг..................................................31

Левый мозг, правый мозг...........................................32

Учимся справа, бьем слева......................................32

Партнеры по жизни............................................33

Доли мозга........................................................ 33

Фронт и центр................................................33

Височный вопрос...............................................33

Теменное управление...........................................34

Затылочный комплекс..................-........................34

Работаем с полушарием............................................35

Что действует на нервы............................................ 36

Нет боли, нет успеха...............................................37

Быстрая доставка..................................................38

Нейронный танец..................................................38

Синаптически говоря..............................................39

Во всем виноваты гормоны.........................................39

Колдовство в среднем мозге....................................40

Система готовности..........................................40

Мозг не возражает.................................................40

Из чего состоит сознание......................................41

Все не так, как вы думали.......................................42

Яйцо или курица? 43

Танцы с волками...................................................43

Приручение дикого ребенка.....................................44

Что лежит за поверхностью....................................44

Природа или воспитание...........................................44

Большой философский спор.....................................45

Истина среднего пути.........................................45

Точная постановка вопроса.........................................45

Близнецовые исследования......................................... 47

Семейные гены и прочие фамильные драгоценности..................48

Доминантный ген..................................................48

Детки, детки, откуда у вас такие глазки?........................49

Гены и душевные болезни.......................................49

Не стоит винить свои гены..........................................49

Типичное поведение homo sapiens...................................51

Сходство образует родовое содержание.........................51

Да здравствуют различия!................■.....................52

Эволюционные кривотолки.........................................52

«Мораль» матушки-природы....................................52

Ничего не могу с собой поделать..................................53

О милый дом......................................................53

Рост идет по плану.................................................54

Выполняем «норму роста»..........................................55

Совсем как большой!...........................................55

Развитие «по часам»..........•.................................55

Родительский вклад в развитие ребенка..............................56

Ваш стиль привязанности .....................................56

Эмоциональный рост..........................................56

Природа? Воспитание? И то, и другое!................................58

4. Стадии развития 60

Собачья жизнь....................................................60

Развитие понятий о детстве.......................*.................61

Изучаем скучающих детей..........................................61

Смышлёные слушатели и умные учителя.............................62

Изучаем детский язык.............................................63

Структуры языка..................................................64

Слушаем и учимся.................................................66

Ребенок-психолог.......................•...........................66

Подумаем серьезно................................................68

Любознательный ребенок......................................68

Отбивая закрученные мячи.....................................69

Характеристики стадий '............................................70

Сенсомоторная стадия........................................70

Дооперациональная стадия....................................70

Стадия конкретных операций..................................71

Формальные операции..........................................71

Человеческий компьютер...........................................72

Говорить, а потом думать или наоборот?.............................73

Мораль сей басни такова........................................... 74

Сердечно ваш.......................................................75

Кризис середины жизни — далеко не начало.........................76

Психосамопомощь.................................................77

Часть 2. Аромат утреннего кофе 79

С возвращением к ощущениям 81

Зеркала и дым.....................................................81

Как возникают ощущения..........................................82

На пороге открытия....................ж...........................83

Гори, гори моя звезда...........................................83

VIII

Шагая через порог.............................................84

Верный сигнал....................................................84

Общие свойства чувств.............................................85

Что нас стимулирует.......,.......................................86

Большая пятерка...................................................87

Зрение........................................................87

Слух...........................................................88

Обоняние.....................................................89

Вкус..........................................................89

Осязание.......................................................89

Источники боли...................................................90

«От головы» и «от глаз»............................................91

Восходящая стратегия.........................................92

Не пропустите — реальность спрятана за вашими ожиданиями ... 92

Жизнь это всего лишь иллюзия.....................................93

Природа обманки..............................................93

Вверху, внизу, вдали и вблизи...................................93

Западные иллюзии.................................................94

Слушайте внимательно, когда вам что-то говорят.....................94

Меньше работать с большим эффектом..............................96

Не забывайте о контексте..........................................97

В веселом Париже время родео..................................98

Контекст? Какой контекст?...................................98

Время пробуждения сознания 100

Человек сознательный............................................101

На крыльях фантазии.........................................101

' Скажи мне, что ты думаешь, и я скажу, кто ты.................102

Сознание, бессознательное — и все, что между ними................102

Автопилот...................................................102

Библиотека..................................................103

Секретная служба............................................103

Расчетная палата......................:.....................103

Альфа, бета, дельта — сонное братство.............................104

Должно быть, я сплю..............................................105

Тиканье биологических часов......................................106

Доктор, у меня бессонница........................................107

Измененное состояние сознания...................................108

Расслабьтесь. Смотрите мне в глаза.............................109

Вам хочется спать..............................................109

...И когда я щелкну пальцами, вы все забудете...................110

Да здравствует гипноз!............................................111

IX

Не мешайте мне медитировать.....................................Ill

Не волнуйтесь, это глюки..........................................112

Но наши слова не превращаются в бусы,

а из лампы не течет лава!.....................................112

Не кинжал ли я вижу?.........'................................112

Действия под воздействием........................................113

Таблеточки, которые сделают вас великим.....................113

Мертвый для мира............................................114

Риск зависимости.................................................115

Обезьяна на спине...........................,....................115

Сам себе вор.................................................116

Зависимый разум.............................................116

Научение и подкрепление 118

Беспомощность...................................................118

Как мы учимся...................................................119

Истекать слюной, как собака......................................120

Немного о классике...............................................121

Условные сигналы............................................122

Там, где дым..................................................122

Учиться не всегда весело..........................................123

Значимые связи..................................................124

Установление различий.......................................124

Контраст....................................................125

Случайность.................................................125

Информация.................................................125

Подумаем о последствиях.........................................125

Котенок в коробке............................................126

Как Симор учился танцевать..................................127

Роль Скиннера...................................................128

Обращение к подкреплению ...................................128

Последствия.................................................129

То, что останавливает.............................................129

Пресекаем плохое поведение на корню..........................129

О кнуте и прянике............................................130

Политика поведения...................;..........................130

Научение и отношение.............................................131

Установки и ожидания........................................131

Опыт и его интерпретация...................................132

Моделируемое поведение.........................................132

Не пугайтесь так сильно................._^.........................133

Избавляемся от вредных привычек.................................134

X


Наши рекомендации