Вопрос № 23 Степени тяжести при олигофрении

Умственная отсталость (олигофрения) - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума, также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

Идиотия (невежество)-наиболее тяжелая степень зпр. почти полностью отсутств. познават. деятельн. больные не реагируют на окружающее (не привлечь внимание). часто не узнают даже мать. Не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного, вся тянут в рот, пытаются сосать одежду, белье, пальцы (и ног). Не имеют представления и о глубине и высоте. с тяжелой формойне приобретают навыков самообслуживания (не могут одеться-раздеться, пользоваться ложкой, неопрятны во время мочеиспускания и дефекации). Отмеч. понижение всех видов чувствительности (в т.ч. болевой: не реагируют на повреждения, могут царапать лицо и тело, рвать волосы, кусаться). Эмоциональные реакции примитивны, способны к злобно-гневливым вспышкам. У одних злобные реакции почти постоянны, у других преобладает вялость, тупое безразличие ко всему, почти полное отсутствие эмоц. реакций. Двигательные реакции характериз. бедностью, малой координированностью, примитивностью. поздно и с трудом овладевают умением ходить, делают неуклюжие движения, иногда передвигаются только ползком. Характерны однообразные, постоянно повторяющиеся движения: монотонное равномерное раскачивание туловища взад и вперед, стереотипные движения из стороны в сторону нижней челюстью, кивательные движения головой, переминание с ноги на ногу. Речь полностью отсутствует. не понимают обращенных к ним слов, неспособны издавать членораздельные звуки. При идиотии средней и легкой степени им. некоторые проявления познавательной деятельности. простые представления. понимают что: нельзя трогать пламя, опускать руку в кипящую воду, можно уколоться острым предметом. способны различать окружающих и привязываться к ухаживающим за ними, проявлять радость при их появлении. элементарные навыки самообслуживания. Движения неуклюжи, но встречаются больные с большой подвижностью. могут издавать членораздельные звуки, запоминать отдельные слова (дефекты произношения: гнусавость, шепелявость, замены одних звуков другими, пропуски слогов).

Имбецильность (слабый, незначительный) - средняя степень зпр. познавательная деятельность - больные могут образовывать представления, но более высокий этап психической деятельности (образование понятий) для них невозможен или резко затруднен. отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщениям. в состоянии приобретать основные навыки самообслуживания (одевание, самост.еда, элем. опрятность), могут быть приучены к простейшему труду (путем тренировки подражательных действий - перематывать нитки, помогать в уборке, выполнять какую-то одну операцию-клейка коробок). 3 степени тяжести: тяжелая, средняя и легкая. понимают простую речь и могут усвоить небольшой запас слов. Усвоение нового с большим трудом и только в пределах конкретных представлений без обобщения. К самостоятельному мышлению неспособны, адаптация к окружающему только в привычной обстановке. изменение ситуации=>затруднительное положение, постоянное руководство. очень внушаемы. интересы примитивны, в основном утоления физиологических потребностей. бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное чувство понижено, иногда отмечается повышение полового влечения с распущенным поведением. По поведению 2 группы: 1. живые, подвижные, активные, непоседливые; 2.вяло-апатичные, ни на что не реагирующие, равнодушные ко всему, кроме утоления естественных потребностей. По характеру: 1.очень добродушных, покладистых, приветливых, общительных; 2. злобно-агрессивных и упрямых.

Дебильность (слабый, немощный) - легкая степень психического недоразвития. Познават. деят.=> неспособность к выработке сложных понятий => невозможность сложных обобщений, абстрактного мышления (при более легкой степени- ограниченность абстрактного мышления.преобладает конкретно-описательный тип мышления, улавливают лишь внешнюю сторону событий). В зависим. от степени неспособность к выработке понятий выражена в разной степени (но всегда отмеч. нарушения абстрактного мышл.). могут учиться в школе, но усваив. материал с большим трудом (особенно математика). легко перенимают чужие взгляды. встречаются люди с частичной одаренностью – выраж. в великолепной механической памяти без осмысления повторяемого, в абсолютном слухе, в способности умножить в уме крупные цифры, в рисовании, в умении определять по любой задаваемой дате день недели при невозможности объяснить ход этих вычислений. выраженная внушаемость-опасность под влиянием злоумышленников-соверш. преступл, не отдавая себе отчета. М.б. доброжелательными и напротив злобно-упрямыми, агрессивными. по поведению - двигательно-возбудимыми или малоподвижными. при правильн. организ. труда и быта и разумном руководстве могут овладеть несложн. специальностью. Могут жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке.

ОЛИГОФР подразд. на астеническая, атоническая, дисфорическая и стеническая (Д. Н. Исаев). астеническая форма - истощаемость, утомляемость, эмоциональная неустойчивость. атоническая форма - неспособность к мотивированному и целесообразному поведению. дисфорическая форма - выраженные расстройства настроения со склонностью к агрессии и разрушительным действиям. стеническая форма - либо уравновешенность, активность, добродушие и общительность (“уравновешенный вариант”), либо эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость и неупорядоченное поведение (“неуравновешенный вариант”).

Вопрос № 24 Структура психологического дефекта при умственной отсталости:

Умственная отсталость- это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Определяя умственную отсталость как состояние, С.Я. Рубинштейн писала, что важнейшими ее признаками являются:

1. Стойкий, а не временный характер проблем интеллектуального развития ребенка.

2. Нарушение именно познавательного развития ребенка, а не его поведения. Неуспеваемость при обучении не является критерием умственной отсталости, т.к. может быть обусловлена поведенческими расстройствами.

3. Наличием органического повреждения головного мозга.

Структура дефекта при умственной отсталости: Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение - недоразвитие познавательной деятельности.

По этиологии все случаи умственной отсталости делят на экзогенные и генетические. Необходимо при этом помнить, что в процессе развития и жизнедеятельности организма генетические и экзогенные факторы находятся в сложном взаимодействии. При умственной отсталости, например, те экзогенные факторы, которые не являются непосредственной причиной недоразвития мозга ребенка, могут способствовать выявлению генетических дефектов или утяжелить проявления наследственного заболевания. Дополнительные экзогении могут привнести в клиническую картину наследственной умственной отсталости новые, несвойственные ей симптомы.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что дефекты развития познавательной сферы чрезвычайно неоднородны по происхождению. Соответственно, могут существовать многочисленные разнообразные механизмы, нарушающие формирование и развитие мозга, а та же большое число самостоятельных нозологических форм умственной отсталости. Общим для всех форм патологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальный дефект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.


Наши рекомендации