Гиперкинетический и ступорозный

варианты аффективно-шоковых реакций.

       
  Гиперкинетический и ступорозный - student2.ru
 
    Гиперкинетический и ступорозный - student2.ru

При обоих вариантахмогут возникать преходящие локальные гиперкинезы (тремор, тикоподобные и хореиформные движения), чаще у детей с резидуальной церебрально-органической недостаточностью).

Сомато-вегетативные нарушения особенно резко выражены у детей младшего возраста. Они проявляются бледностью кожных покровов, гипергидрозом, мидриазом, замедлением пульса, акроцианозом, ознобом, головокружением, недержанием мочи и кала.

Вегетативный компонент, преимущественно в форме вазо-вегетативных нарушений (головные боли, обморочное состояние, бледность кожных покровов), вновь усиливается в препубертатном и пубертатном возрасте.

Вместе с этим,в этом возрастном периоде учащаются гиперкинезы.

Дополнительными психопатологическими проявлениями острого периода могут быть эпизодические обманы восприятия в форме иллюзий и галлюцинаций, а у старших детей отрывочные бредовые высказывания.

Острый период аффективно-шоковой реакции обычно длится нескольких часов до нескольких дней. Переживания относящиеся к этому периоду, как правило, амнезируются.

Следующий, подростковый период характеризуется непсихотической симптоматикой.

Сознание ребенка становится ясным, исчезают выраженные психомоторные и соматовегетативные расстройства, на первый план выступают невротические нарушения и расстройства поведения.

ПРИМЕР ИЗ РЕАЛЬНОГО СЛУЧАЯ:

Аффективно-шоковая реакция возникла у мальчика 9 лет после того, как он во время игры нечаянно смертельно ранил из заряженного пистолета старшего брата своего. Аффективно-шоковая реакция, в начале харатеризовалась тем, что мальчик на короткое время оцепенел с выражением ужаса на лице, однообразно похлопывая себя руками, затем в течении 2-3 минут метался по квартире, как бы ища выход, бегал по лестнице, нажимал на кнопки лифта, наконец выбежал из дома и бросился куда-то бежать. Когда его остановили соседи, он был бледен, дрожал, на вопросы не отвечал.

После этого в течении нескольких часов сидел с широко открытыми глазами и застывшим выражением лица, с трудом понимал обращенные к нему вопросы, отказывался от еды.

Ночью у него повысилась температура, спал крайне тревожно, вскакивал, тихо повторял несколько раз: «Кровь идет….кровь идет». В дальнейшем на протяжении 2 недель был вялым, плаксивым, истощаемым, смутно помнил о случившемся. Боялся остаться дома один. Жаловался на головную боль. Наблюдалось сноговорение. При катамнестическом обследовании спустя 2 года были отмечены изменения характера: стал более замкнутым, молчаливым, преобладал пониженный фон настроения. На занятиях в школе быстро уставал, часто жаловался на головную боль.

У детей преддошкольного и дошкольного возраста в подостром периоде преобладают страхи и так называемые моносимптомные (или системные) невротические нарушения, возникающие на астеническом фоне. Наиболее частым среди них являются речевые расстройства в виде невротического мутизма (чаще тотального) и заикания, ночной энурез и расстройства сна (затрудненное засыпание, тревожный сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение). Иногда наблюдаются нарушения поведения в виде негативизма, чрезмерного упрямства, регрессивного поведения, свойственного детям более младшего возраста (ребенок как бы утрачивает навыки ходьбы, опрятности, самообслуживания, начинает сосать палец, ритмически раскачиваться, пользуется лепетной речью).

У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ ПРЕОБЛАДАЮТ ЛИБО АСТЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (повышенная утомляемость, раздражительность, эмоциональная лабильность, склонность к пониженному настроению, головные боли, бессонница), ЛИБО НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ВИДЕ ПОВЫШЕННОЙ АФФЕКТИВНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ, ОЗЛОБЛЕННОСТИ, АГРЕССИВНОСТИ, СКЛОННОСТИ К РЕАЦИЯМ ПРОТЕСТА, РАСТОРМОЖЕНИЯ ПРИМИТИВНЫХ ВЛЕЧЕНИЙ (повышение сексуального влечения, бродяжничество, воровство).

Исход аффективно-шоковых реакций в большинстве случаев благоприятный.

Однако, как показывает пример выше, возможно затяжное течение с возникновением различных более стойких форм пограничных состояний. В этом случае у детей дошкольного и младшешкольного возрастов чаще развиваются стойкие невротические состояния с системными расстройствами:



  • заикание
  • мутизм
  • энурез или невротические страхи

У детей школьного возраста чаще наблюдаются невротические состояния астенического, истерического типа. В тоже время у детей более старшего возраста и подростков иногда происходит переход затяжного невротического состояния, возникшего на основе аффективно-шоковой реакции, в постреактивное патологическое формирование личности с преобладанием астенических, псевдоаутических (псевдошизофидных), истерических и аффективно-возбудимых черт характера.

Затяжному течению аффективно-шоковых реакций способствует резидуально-органическая церебральная недостаточность после перенесенных мозговых инфекций и травм, психический инфантилизм, тревожно-мнительные черты характера в преморбиде.

Клиника аффективно-шоковых реакций у детей и подростков наглядно демонстрирует условность разграничения психотических и непсихотических форм психогенных расстройств, с одной стороны, и относительность различий между реактивными состояниями и неврозами – с другой.

Наши рекомендации