Группа болезненных состояний

группа болезненных состояний - student2.ru группа болезненных состояний - student2.ru ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

группа болезненных состояний - student2.ru ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА: СИМПТОМАТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЯЕТ:

группа болезненных состояний - student2.ru ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

В западных странах особое влияние на разработку проблемы психогенных заболеваний, главным образом неврозов, в том числе и в детском возрасте оказал психоанализ З. Фрейда. Сформулированная «ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ» гласила о том, что: «неудовлетворенная или подавленная вследствие социальных (например, воспитательных) влияний на разных стадиях развития, («оральной», «анальной», «генитальной») сексуальность ребенка, вместе со свойственным ей разрядом «психической энергии» либо «сублимируется», т.е проявляется в более высоких формах социально приемлемой деятельности (включая научное творчество, искусство, общественную деятельность), либо рано или поздно становится источником тех или иных невротических расстройств.

При этом невротические расстройства представляют как бы символические проявления неотреагированной психической энергии «вытесненных» сексуальных влечений.

УМОЗРИТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ФРЕЙДА, ЕЁ ПАНСЕКСУАЛИЗМ, ИГНОРИРОВАНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ ЕЁ ПЕРЕСМОТРА И ПОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДИФИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ТЕРМИНОМ НЕОФРЕЙДИЗМ.

Пансексуализм — это теория в психологии, которая утверждает, что«вся заинтересованность и желание происходят от полового инстинкта»[ или же, иными словами говоря, что «половой инстинкт играет первостепенную роль во всей человеческой деятельности как психической, так и физической

Неофрейдисты обьясяют возникновение невротических расстройств не патогенным влиянием вытесненного сексуального влечения, а конфликтом между культурой общества, «нравственным самосознанием» и имманентыми (ИММАНЕ́НТНОЕ(от лат. immanens – пребывающий в чем-либо, присущий, свойственный чему-либо) – понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность) внутренними психическими силами, именуемыми «реальным внутренним Я», «компульсивным динамизмом», в основе которого так же лежат инстинкты. ПРИ ЭТОМ ОСОБАЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ РОЛЬ В ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕВРОЗА У ДЕТЕЙ (А В ПОСЛЕДСТВИЕ У ВЗРОСЛЫХ) ПРИДАЕТСЯ НАРУШЕНИЯМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ И ГОДЫ ЖИЗНИ, а так же неправильным способам привития ребенку навыков опрятности, в чем явно звучит влияние теории Фрейда о развитии детской сексуальности.

ХОТЯ, несмотря на умозрительность и отсутствие научного обоснования концепции Фрейда о происхождении неврозов, отдельные положения психоанализа, например, гипотеза о роли «НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ» в происхождении и проявлении невротических расстройств, а так же разработанные некоторыми исследователями психоаналитического направления положения о роли «психологической защиты», т.е психологических компенсаторных механизмов в психогенезе невроза и в психотерапии их, оказались продуктивными и используются при изучении проблемы неврозов и разработке вопросов психотерапии как современной, зарубежной, так и советской психиатрии.

Другое выражение односторонности в подходе к человеческой личности в норме и в патологии, в частности в трактовке психогенных заболеваний, является «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ».

(К. Ясперс) ПСИХИЧЕСКОЕ НЕ СВОДИМО К ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМУ И МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТО ТОЛЬКО «САМО ИЗ СЕБЯ».

Установление сущности психогенных заболеваний (а так же сущности психопатологических феноменов при других психических заболеваниях) может быть достигнуто только с помощью выяснения «ПОНЯТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ», путем «ВЧУВСТВОВАНИЯ В ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЬНОГО».

Предложенный критерий «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОНЯТНОСТИ», на практике весьма важен для диагностики психогенных расстройств, не может объяснить сущности психогенных заболеваний, выяснение которого требует естественно-научное, физиологического и психофизиологического подхода.

Реакцией на односторонний психологизм и игнорирование естественно-научного, прежде всего физиологического, подхода в изучении поведения человека в норме и в патологии явилось возникновение в 30 годы 20 века в США, так называемой «НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ» (behaviour science), или бихевиоризма.

В ОСНОВЕ ИДЕИ БИХЕВИОРИЗМА ЛЕЖИТ МЕХАНИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ И. П. ПАВЛОВА ДЛЯ ОБЬЯСНЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АКТОВ.

Отдельные поступки и действия человека рассматриваются как ПРЯМОЙ

УСЛОВНО- РЕФЛЕКТОРНЫЙ ОТВЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ПРИНЦИПУ «СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ». При этом игнорируется роль личности с её социальным опытом. Следовательно несмотря на внешнюю физиологичность и кажущуюся естественно-научную обоснованность, бихевиоризм так же стоит на позиции противопоставления физиологического психическому и, подобно психоаналитическому направлению, НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ.

В связи с этим, попытки объяснить психологический конфликт при неврозах с позиции бихевиоризма, так же как и психоаналитическое толкование его, заводят в тупик умозрительных и теоретических беспомощных построений.

Однако некоторые приемы лечения некоторых невротических расстройств построенные на условно-рефлекторной «теории обучения», которые были предложены представителями бихевиористского направления заслуживают внимания и изучения.

В советской психиатрии теоретической основой изучения психогенных заболеваний, прежде всего неврозов, является учение И. П.Павлова о физиологии и патологии высшей нервной деятельности человека и материалистическая концепция личности, понимаемой с позиции психологии отношений.

Синтезу физиологического подхода и психологического подхода в изучении сущности психогенных заболеваний должны способствовать развиваемые в последние годы психофизиологические исследования невроза.

Наши рекомендации