Причины возникновения гиперактивности у детей
Если среди специалистов до сих пор нет единого мнения каким образом однозначно диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, то причины возникновения СДВГ вызывают еще большее количество споров и еще менее поддаются диагностике и обобщению. Проще назвать те факторы, которые не ведут к возникновению СДВГ. Практические все факторы, которые могут оказывать хоть какое-то влияние на формирование и развитие психики ребенка те или иные специалисты выделяют в качестве причин возникновения СДВГ, а поскольку на детскую психику оказывает влияние практически все, то это все и попадает в сферу «факторов риска».
Правда, есть все-таки некоторые аспекты, по поводу которых исследователи согласны друг с другом. Так, например, установлено, что все формы СДВГ никоим образом не влияют на интеллектуальное развитие ребенка – результаты тестов показывают, что дети с СДВГ обладают, как правило, нормальными умственными способностями, а порой их уровень интеллектуального развития превышает норму. Кроме того, установлено, что даже без систематического медикаментозного лечения с возрастом проявления гиперактивности начинают слабеть и ко времени взросления, как правило, сходят на нет, либо приобретают характер, не влияющий на социализацию личности. Кроме того, последние исследования выяснили, что многие успешные в финансовом отношении люди, составившие практически с нуля миллионные состояния, в детстве демонстрировали все признаки гиперактивности и во взрослом возрасте сохранили свою неуемную энергию и склонность к хорошо продуманным авантюрам, что и помогло им преуспеть в бизнесе.
Тем не менее, факт остается фактом – в современном обществе все больше детей, не умеющих управлять своими эмоциями и очень часто в этом обвиняют не родителей, не сумевших правильно воспитать своих чад, а физиологические особенности детского организма. Так это на самом деле или нет – на данный момент никто не может дать однозначного ответа на этот вопрос, а, значит, рассматривая проблемы своего ребенка нельзя сбрасывать со счетов и роль физиологических факторов.
Традиционно называют следующие факторы, оказывающее влияние на головной мозг ребенка и могущие повлечь за собой такое заболевание, как СДВГ:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
- пищевые факторы (употребление в пищу продуктов, содержащих искусственные красители, усилитители вкуса, генно-модифицированные добавки, добавки с индексом Е усиливают проявление гиперактивности)
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий, неблагоприятная атмосфера в семье и т.п.)
- экология;
- воздействие на плод и на ребенка токсичных металлов.
Рассмотрим чуть поподробнее некоторые из факторов.
Генетический фактор
В процессе изучения детей, страдающих СДВГ, было замечено, что среди родственников гиперактивных детей диагноз данный встречается чаще обычного – по данным различных исследователей у родителей 57 процентов детей, страдающих данным заболеванием, в детстве наблюдались те же симптомы.
Правда, необходимо отметить, что достаточно часто в подобных семьях наблюдаются и другие симптомы: семейный алкоголизм, существование различного вида психопатий, различного рода аллергические заболевания.
Кроме того, исследования ученых позволили идентифицировать, по крайней мере, три гена, мутации которых заметно повышают вероятность его развития. Все они связаны с нейромедиатором дофамином: два из них кодируют белки-рецепторы к нему, а третий — регулирует его транспортировку. Однако даже если у ребенка все эти гены будут мутантными, это еще не означает, что такой ребенок обречен на гиперактивность.
С другой стороны, она встречается и у детей, у которых нет ни одного мутантного гена.
Патологии беременности
Считается, что одним из факторов, обуславливающим наличие у ребенка СДВГ, является органическое поражение головного мозга, возникающее во время беременности, родов и в первые дни жизни ребенка.
Замечено, что у большой процент детей, имеющих диагноз СДВГ, страдали во время беременности матери от гипоксии (внутриутробного кислородного голодания плода, характерного для второй половины беременности), а также подвергались асфиксии во время родов.
Конечно, на сегодняшний день прямой зависимости между гипоксией плода и СДВГ у ребенка пока не установлено, но беременная мать должна иметь в виду, что употребляя алкоголь, не отказываясь от сигарет, подвергаясь пассивному курению, не соблюдая режим дня и прогулок, употребляя лекарственные препараты без консультации с врачом акушером-гинекологом, особенно во время первого триместра беременности, когда закладывается нервная система плода, она подвергает дополнительному риску своего будущего ребенка.
Кроме того, было замечено, что дополнительным риском заболевания будущего ребенка СДВГ является несовместимость родителей по резус-фактору, а также возраст матери во время беременности меньше девятнадцати и старше тридцати, а также возраст отца старше тридцати-девяти лет.
На развитие заболевания могут также оказать влияния и осложнения, возникающие непосредственно во время родов: безводный период более двенадцати часов, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом во время операции кесарева сечения, обвитие плода пуповиной, кровоизлияния, возникающие как осложнения после родов.
В.М.Астапов в книге «Введение в дефектологию с основами нейро- и патапсихологии» следующим образом описывает процесс внутриутробного формирования человеческого мозга: «Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные «функциональные ансамбли», наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития».
В.М.Астапов пишет, что отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные. К первой группе относятся патогенные факторы, вызывающие заболевания матери в период беременности: токсикозы, интоксикация, нарушения обмена веществ, имунно-патологические состояния и многообразная акушерская патология. Определенную роль играют химические вещества, радиоактивное излучение. Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения, вызывают врожденные аномалии алкоголизм и наркомания родителей.
Приобретенные нарушения включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природными и послеродовыми поражениями организма ребенка. Послеродовыми приобретенными аномалиями развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, черепно-мозговых травм. Знание причин детских аномалий и нарушений развития позволяет не только получить дополнительные данные о психическом состоянии ребенка, но и выявить скрытые от простого наблюдения признаки психических нарушении.
А.Д. Столяренко в книге «Детская психодиагностика и профориентация» говоря о гиперактивности отмечает, что «в основе гипердинамического синдрома лежат микроорганические поражения головного мозга, возникающие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические, психические травмы. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания».