Темаз. гигиеническая оценка спортивного зала

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Закрепить теоретические сведения о санитарно-гигиени­ческих условиях в спортивных залах,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Учебно-спортивные помещения. Учебно-спортивные помещения представле­ны спортивными залами разной площади: 24x12 м (на 540 и 720 учащихся); 30x18 м (на 960 и 1440 учащихся) и 36x18 м (на 1920 учащихся). В зданиях повышенной вместимости (на 1440 и 1920 учащихся) для занятий специальных медицинских групп предусматривается второй зал, площадью 18x9 м. При физкультурных залах имеется обычный набор вспомогательных помещений, в том числе кладовые для спортивного инвентаря (18 м2 )э лыж и коньков (площадью от 40 до 160м2) в зави­симости от вместимости здания. Размеры зала должны обеспечивать возможность проведения подвижных игр, занятий на гимнастических снарядах, с мячом и т.д. На одного учащегося должно приходиться не менее 3-4 м2 при высоте зала 4,5-5 м. Такие габариты обеспечивают на каждого занимающегося 15-20 м3 воздуха. При условии троекратного его обмена, в течение часа полностью обеспечивается по­вышенная потребность организма в воздухообмене.

Физкультурный зал относится к помещениям с повышенной шумовой

темаз. гигиеническая оценка спортивного зала - student2.ru характеристикой, и потому не разрешается размещение его над кабинетами и лабораториями. Нерациональным следует считать размещение физкультурного зала и вспомогательных помещений (раздевальни, душевые) на разных этажах, что предусматривается некоторыми типовыми проектами. Оптимальным вариантом является размещение физкультурного зала на первом этаже, что обеспечивает его тесную функциональную связь со спортивной зоной участка.

Спортивный зал должен иметь достаточное естественное освещение. Размещение окон с двух противоположных сторон создает благоприятные условия естественного освещения и позволяет проводить сквозное проветривание. Во избежание травматизма окна и источники искусственного освещения должны быть ограждены сетками, а радиаторы центрального отопления - решетками.

При гимнастических залах должны быть 2 раздевальни и комната для хранения спортивного инвентаря. Желательно наличие душевой.

Гигиенической оценки спортивного зала. При проведении гигиенической оценки спортивного зала прежде всего следует обратить внимание на полноту набораоборудования и инвентаря, его состояние и размещение в местах занятий. Следует иметь в виду, что преподаватели физической культуры, медицинские ра­ботники учебных заведений обязаны знать основные размеры оборудования, так как использование снарядов, предназначенных для взрослых, может неблагоприятно влиять на здоровье и физическое развитие детей и подростков. Выполнение упражнений на снарядах, не отвечающих их возрастным возможностям, вызывает чрезмерное напряжение связок и мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, что может привести к травмам и несчастным случаям.

Имеются типовые перечни основного спортивного оборудования и инвентаря для учебных заведений, разработанные с учетом возрастных возможностей зани­мающихся. Например, имеется два размера шестов (№1 - для учащихся 4-6 классов, № 2 - для 7-10 х), пять размеров дисков для метания, три - гранат, два - брусьев, пять - мячей и т. д. Перечень основного оборудования и инвентаря для зала физического воспитания (однокомплектный) (см. табл 7 ).

Чтобы иметь возможность использовать зал для проведения общеукрепляющих упражнений, бега, подвижных и спортивных игр, целесообразно максимально раз­грузить его от съемных переносных снарядов. Идеальным можно считать наличие подсобного помещения - снарядной (что предусмотрено СНиП) - или специальных ниш для хранения снарядов. Если этого нет, необходимо определить постоянные места для каждого снаряда и четко соблюдать установленный порядок их размещения.

Гимнастическую стенку рекомендуется крепить к стене, противоположной окнам. Гимнастические скамейки расставляют вдоль окон. При определении места хранения или крепления снарядов следует учитывать удобство установки и работу на них; подходы к каждому снаряду должны быть свободными.

Конструкция типового спортивного оборудования предусматривает отсутствие предпосылок к возникновению травм и несчастных случаев: поверхность снарядов (металлическая, деревянная) гладкая, отполированная, без вмятин, трещин, углы закруглены. Все спортивные снаряды и оборудование должны быть в полной исцравности и надежно закреплены; проводить занятия с применение неисправного оборудования запрещается.

Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеоб­разовательных школах требуют» чтобы была проверена надежность установки оборудования, а результаты проведенных испытаний зафиксированы в спе­циальном журнале.

Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физи­ческому воспитанию, несет прямую ответственность за охрану жизни и здо­ровья занимающихся. Перед началом занятий учитель обязан тщательно осмотреть помещение и убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования. Следует обратить внимание на болты, гайки, тросы, растяжки, резьбу, места соединений металлических частей с деревянными у таких снарядов, как гимнастические скамейки, лестницы, стенки, крепления перекладины, колец, канатов, шестов и др.

Ответственность за исправность спортивного оборудования и инвентаря возла­гается в первую очередь на администрацию учебных заведений, а также руководи­телей спортивных обществ, коллективов физической культуры, детско-юношеских спортивных школ, учреждений дополнительного образования, которые предос­тавляют школам спортивные залы и площадки для тренировок, соревнований, занятий.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Овладеть навыками гигиенического обследования спортивных залов.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рулетка, психрометр, люксметр.

Наши рекомендации