Семинар № 3. Оценка качества знаний по теме: Опасности природного характера и правила поведения в таких ситуациях.

Планы семинарских (практических) занятий

Семинар № 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятия и определения.

Цель: Изучить основные теоретические положения безопасности жизнедеятельности

Вопросы для подготовки к семинару.

1. Определение, содержание, цель и задачи БЖД.

2. Определение понятий опасности и риска.

3. Функционирование системы "человек - машина - производственная среда".

4. Опасные и вредные производственные факторы, охрана труда и техника безопасности.

5. Изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс.

Литература по теме.

Базовый учебник:

1. & Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван, - Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414 с.

Основная литература:

1. & Безопасность жизнедеятельности: учебник/ под ред. проф. Э. А. Арустамова. – 6-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2004. -496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

3. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2009.

Практическое занятие № 2. Виды опасностей, способных причинить вред человеку и критерии их оценки.

Цель: Классифицировать виды опасностей, способных причинить вред человеку и обозначить критерии их оценки.

Задания:

1. Используя литературу выполнить в тетради следующие задания:

- классифицировать негативные факторы природного, инфекционного, техногенного, экологического и социального происхождения;

- обозначить вредные и опасные негативные факторы;

- определить основные виды и принципы установления предельно допустимых уровней опасных и вредных факторов;

- каковы параметры характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека;

- каковы источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека;

- каково воздействие основных негативных факторов на человека и каковы их предельно допустимые уровни.

2. В рабочей тетради записать алгоритм изучения опасностей: идентификация опасности – разработка мероприятий по защите от нее – разработка мер по ликвидации последствий.

3. Охарактеризовать опасности (заполнить таблицу):

- по природе возникновения;

- по характеру воздействия на человека;

- по характеру проявления;

- по виду энергии;

- по характеру проявления энергии.

Практическое занятие № 6. Тренинг.

Игра №1 «Кораблекрушение».

Цель: в этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах, принятию ответственности за свое решение.

Ход игры:

Группа дрейфует на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Место нахождения неизвестно.

Группам предоставляется список 14 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, имеется спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить всех и предметы которые уцелели.

Задача:

Расставить все предметы в порядке значимости для выживания. Зеркальце для бритья, пятигаллоновый бочонок воды, противомоскитная сетка, одна коробка с армейским рационам питания, карты Тихого океана, подушка сидения (одобрена как плавсредство службой спасения на водах), двухгаллоновый баллон дизельного топлива, транзисторный приемник, реппелент для отпугивания акул, 20 квадратных футов светонепроницаемого пластика, одна кварта рома, 15 футов нейлоновой веревки, 2 каробки шоколада, набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил свою работу, группа получает 20 минут для выполнения следующей задачи.

2. Надо выбрать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Выбрать единое мнение.

3. После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в приложении, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Игра №2

Предоставляется три криминогенных ситуации. Нужно разыграть каждую из этих ситуаций для нахождения правильного решения.

1. «Три девушки пришли на дискотеку, с ними знакомятся юноши с целью предложить попробовать наркотики. Как девушкам поступить?»

2.«Девушка возвращается домой в позднее время из гостей. Каким маршрутом ей наиболее безопасно добраться до дома»

3. «К юноше вечером подходят двое и просят закурить. Они находятся в алкогольном опьянении и поведение их агрессивно. Как юноше поступить в такой ситуации?»

Литература:

1. С.В. Белов, Я.Л. Морозова, Б.П. Сивков. Безопасность жизнедеятельности, ч.1. Конспект лекций.-М.: 1992.

2. П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков и др. Безопасность жизнедеятельности, ч.2. – М.: 1995.

3. А.В.Гостюшина, С.И. Шубина. Азбука выживания. – М.: 1995.

4. Н.И. Борчук. Медицина экстремальных ситуаций. Минск, 1998.

5.Безопасность России. Правовые, социально – экономические и научно – технические аспекты. МГФ. «Знание», 1999.

Планы семинарских (практических) занятий

Семинар № 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятия и определения.

Цель: Изучить основные теоретические положения безопасности жизнедеятельности

Вопросы для подготовки к семинару.

1. Определение, содержание, цель и задачи БЖД.

2. Определение понятий опасности и риска.

3. Функционирование системы "человек - машина - производственная среда".

4. Опасные и вредные производственные факторы, охрана труда и техника безопасности.

5. Изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс.

Литература по теме.

Базовый учебник:

1. & Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван, - Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414 с.

Основная литература:

1. & Безопасность жизнедеятельности: учебник/ под ред. проф. Э. А. Арустамова. – 6-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2004. -496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

3. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2009.

Практическое занятие № 2. Виды опасностей, способных причинить вред человеку и критерии их оценки.

Цель: Классифицировать виды опасностей, способных причинить вред человеку и обозначить критерии их оценки.

Задания:

1. Используя литературу выполнить в тетради следующие задания:

- классифицировать негативные факторы природного, инфекционного, техногенного, экологического и социального происхождения;

- обозначить вредные и опасные негативные факторы;

- определить основные виды и принципы установления предельно допустимых уровней опасных и вредных факторов;

- каковы параметры характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека;

- каковы источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека;

- каково воздействие основных негативных факторов на человека и каковы их предельно допустимые уровни.

2. В рабочей тетради записать алгоритм изучения опасностей: идентификация опасности – разработка мероприятий по защите от нее – разработка мер по ликвидации последствий.

3. Охарактеризовать опасности (заполнить таблицу):

- по природе возникновения;

- по характеру воздействия на человека;

- по характеру проявления;

- по виду энергии;

- по характеру проявления энергии.

Семинар № 3. Оценка качества знаний по теме: Опасности природного характера и правила поведения в таких ситуациях.

Ход работы: студентам предлагается тренировочный тест, работа в творческих группах по 2 человека, затем в диалоговой форме идет совместная с преподавателем проверка, для нахождения правильных решений.

Вопросы, предлагаемые студентам для теста:

1. Назовите два типа чрезвычайных ситуаций по их происхождению.

2. Назовите три оболочки земли, в которых возможно возникновение ЧС.

3. Назовите пять наиболее важных природных явлений, которые вызывают ЧС в литосфере.

4. Дополните фразу: «_____» - это внезапное освобождение потенциальной энергии земных недр, приобретающее форму ударных волн и упругих колебаний.

5. Приведите два примера поражающих факторов землетрясений, и последствия, проявляющиеся в больших городах, поселках, на предприятиях.

6. Приведите два примера деятельности человека, которая усиливает опасность и разрушительное действие землетрясений.

7. Назовите виды пожаров и основной поражающий фактор.

8. Назовите две причины природного характера, приводящие к возникновению пожара.

9. Назовите две причины антропогенного характера, способствующие возникновению пожара.

10. Приведите три примера мер, борьбы с пожаром.

11. Дополните фразу: «сели характерны для _______ районов земного шара» (выберите ответ): а) равнинных, б) горных, в) холмистых, г) низменностных.

12. Назовите три возможных причины возникновения селей на горных реках.

13. Назовите основной поражающий фактор селей.

14. Назовите районы, которые по характеру рельефа являются лавиноопасными.

15. Назовите основной поражающий фактор снежных лавин.

16. Приведите примеры двух способов борьбы со снежными лавинами.

17. Назовите два вида стихийных бедствий в гидросфере.

18. Назовите три реки Урала, которые характеризуются территориями затопления при наводнениях.

19. Назовите два поражающих фактора наводнений.

20. Назовите два способа уменьшения негативного воздействия наводнений.

21. Назовите две возможные причины возникновения цунами природного происхождения.

22. Назовите одну из возможных причин возникновения цунами антропогенного происхождения.

23. Назовите три вида стихийных бедствий в атмосфере.

24. Назовите три группы ураганов по уровню их интенсивности.

25. Назовите два поражающих фактора ураганов.

26. Приведите названия двух мероприятий, позволяющих снизить разрушающее воздействие ураганов.

27. Приведите три примера, иллюстрирующих возникновение ЧС в природе в результате деятельности человека.

Литература по теме.

Базовый учебник:

2. & Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван, - Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414 с.

Основная литература:

4. & Безопасность жизнедеятельности: учебник/ под ред. проф. Э. А. Арустамова. – 6-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2004. -496 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

6. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2009.

Наши рекомендации