О необходимости почитания знатоков Корана и строгом запрещении издевательства над ними


Ранее упоминался известный хадис, в котором было сказано, что чтецы и знатоки Корана являются приближенными Аллаха и Его избранными рабами:
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха есть приближенные из числа Его творений!» Его спросили: “Кто они, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Ахлю-ль-Къуран! Они и есть приближенные Аллаха и Его избранники!» Ахмад 10/409, Ибн Маджах 215, ат-Таялиси 2124, аль-Хаким 1/556. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз ад-Дымьяты, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. “ат-Таргъиб уа-тархиб” 1/291, “аль-Матджуру-ррабих” 1/215, “аз-Зауаид” 1/29, “Тахридж аль-Ихья” 1/280, «Сахих аль-джами’» 2165.
Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из признаков возвеличивания Аллаха Всевышнего – это: проявление уважения по отношению к седому мусульманину; человеку, знающему Коран наизусть, который не впадает в излишество относительно него и не забрасывает его; и справедливому правителю». Абу Дауд 4843. Имам ан-Науауи, имам Ибн Муфлих, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Рияду-ссалихин» 358, «аль-Адаб аш-шар’ия» 1/434, «ат-Тальхыс» 2/637, «Сахих аль-джами’» 2199.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В свое время ‘Уяйна ибн Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра ибн Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана, независимо от того, зрелыми людьми они были или молодыми”. аль-Бухари 4642.
В этом указание на то, что халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приближал к себе знатоков Корана, независимо от их возраста, что указывает на их почитание и возвышение.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во время похода на Табук один человек сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. ‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха”. После этого ‘Ауф отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда же и тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О посланник Аллаха, мы только болтали и забавлялись”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) только повторял ему аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”»(ат-Тауба 9: 65-66). Он (мир ему и благословение Аллаха) не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному”. Ибн Аби Хатим 10046, ат-Табари 16928. Достоверность подтвердили шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Мукъбиль.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “В этом хадисе указывается на необходимость проявления почтения к ученым и недозволенность насмехаться и издеваться над ними. Этот лицемер сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”, он подразумевал под этими словами ученых, а ученые – это наследники пророков, и они являются примером для всей уммы. И когда человек ругает ученых, он тем самым расшатывает Исламскую общину, принижает достоинства ученых и вызывает сомнения относительно них”. См. “И’анатуль-мустафид би-шарх Китаб ат-таухид” 2/191.

О достоинствах определенных сур и аятов Корана


Могут ли какие-либо суры или аяты Корана превосходить другие?
Предыдущие главы ясно указали на великие достоинства Корана, и что Коран – это величайшее Слово Аллаха, и как говорили некоторые саляфы: “Превосходство Корана над прочими словами подобно превосходству Аллаха над Своими творениями”. Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 71.
Кстати, с подобным же смыслом есть и хадис, однако он слабый. См. “ад-Да’ифа” 1334.
Однако имамы нашей общины разошлись относительно того, могут ли какие-либо суры или аяты превосходить другие? Группа имамов, среди которых большинство толкователей Корана считали, что аяты Корана – это Слова Аллаха и они одинаковы по своему величию. См. “аль-Бурхан фи ‘улюм аль-Къуран” 1/519.
А что касается хадисов со смыслом: «Самая великая сура такая-та…» и т.п., то они сказали, что речь в них идет о величине награды за их прочтение, а не то, что данная сура превосходит иные. Поэтому имам Ибн Хиббан, после упоминания хадиса о суре «аль-Фатиха»: «Не сообщить ли тебе о величайшей суре Корана?», сказал: “Т.е. речь идет о награде, а не о том, что какие-то суры Корана лучше других”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 3/56.
Другие же имамы, среди которых многие мухаддисы, считали, что в Коране все же есть аяты и суры, которые превосходят другие и по награде и величию, на что указывают ясные доводы. И превосходство чего-то над чем-то не указывает на недостаток того, что превосходят. Например, исходя из прямых хадисов следует, что самая великая сура в Коране – это сура «аль-Фатиха», а самый великий аят Корана – это аят «аль-Курси». Также аяты, которые содержат в себе единобожие, описание Аллаха, Его величие и Его восхваление превосходят те, в которых содержатся различные рассказы и повествования. Более того, сторонники этого мнения также использовали в качестве довода известный аят, в котором Аллах прямо сообщил о том, что одни аяты могут превосходить другие, сказав: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше него, или равный ему» (аль-Бакъара 2: 106).
Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Слова Аллаха об Аллахе превосходят Его слова, сказанные о чем-то ином. И сура: «Скажи: “Он – Аллах, Один”» лучше, чем сура: «Да отсохнут руки Абу Лахяба»”. См. “аль-Иткъан” 2/156.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Нет никакого сомнения в том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о некоторых сурах и аятах: «Самая великая…, самая лучшая…». Так почему мы должны опасаться говорить так же?! Ведь то, что какие-то аяты или суры величественнее других, не указывает на их несовершенство. Однако суть в том, что все это великое, но есть величественнее, все хорошее, но есть лучше”. См. “ас-Сирадж аль-уахадж” 11/569.
Но следует отметить, что аяты о велениях, запретах и прочих законоположениях в нужное время и место могут иметь преимущество. Поясняя хадис о том, что сура «аль-Ихляс» приравнивается к трети Корана, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Но вместе с этим величием, данная сура не может заменить аяты о наследстве, разводе, сроках выжидания и т.п. Более того, подобные аяты во время нужды в них несут больше пользы, чем чтение суры «аль-Ихляс»”. См. “аль-Уабиль ас-сайиб” 87.
Но тем не менее Ибн Мас’уд говорил: “Любой аят Корана лучше, чем все, что есть на небесах или земле!” ат-Табарани в “аль-Кабир” 8662.



Наши рекомендации