Ритм жизни в центре «деревня светлана»

Ритм и ритмические закономерности в лечении являются основой антро­пософских методов реабилитации. Создают эту жизнь ритмов сотрудники (ко-вокеры), а воспитанники (селяне) включаются в нее. Сон и бодрствование, регулярный прием пищи, чередование в работе, движение и покой и т. д. Ос­новой ритмической организации является ход дня, недели, года.

Рабочая неделя в Центре (деревне) охватывает промежуток времени с поне­дельника до субботы.

Рабочие дни:

6.45 — Подъем.

7.30 — Все члены семьи дома собираются в гостиной. Встают в круг и чита­ют молитву «Отче наш», потом поют утреннюю песню, по завершении кото­рой берутся за руки и все произносят: «Доброе утро». После этого садятся за общий стол завтракать.

Тот, кто готовил утром завтрак, садится во главу стола и произносит за­стольную молитву. После этого все сидящие за столом берутся за руки и гово­рят: «Благословенная трапеза». Тот, кто сидит во главе стола, накладывает для каждого в тарелку кашу. Первым тарелку получает тот, кто сидит на противо­положном конце стола от раздающего. Тарелку передают из рук в руки. Но это не значит, что, получив тарелку, этот человек начинает есть кашу. Он сидит и спокойно ждет, пока каждый получит свою порцию. После этого раздающий говорит: «Пожалуйста», — и все приступают к трапезе. На столе также стоит разная еда: сыр, масло, хлеб... Если кто-то закончит есть, он не встает сразу из за стола, а ждет, когда другие тоже закончат трапезу. Потом все берутся за руки и говорят: «Спасибо». После этого все встают и помогают убирать со стола. Два человека начинают мыть посуду, остальные переходят к уборке дома. У каж­дого свой участок. Уборка длится до 8.45.

9.00 — Начало работы. Каждый из молодых людей (селян) знает, где будет работать и с кем. Об этом договариваются за столом после завтрака.

10.30 — Перерыв для отдыха. Этот перерыв может быть назван также соци­альной паузой, потому что во время перерыва жители деревни могут погово­рить друг с другом на разные темы за чашкой чая или кофе. Кто-то может сыг­рать на гитаре или спеть песню. Через полчаса все опять приступают к работе.

11.00-12.15- Работа.

12.30-Обед.

14.00-16.00 — час работы.

16.00 — Перерыв на чашку чая.

16.30-18.15- Работа.

18.30-Ужин.

20.00 — Время для разных вечерних встреч, лекций и т. п.

22.30 - Отбой.

Многие из селян не умеют определять время по часам, поэтому время теку­щих событий обозначают звоном колокольчика.

Утром все просыпаются под звуки колокольчика, или кто-нибудь играет на флейте. Он останавливается у каждой комнаты в доме и играет мелодию.

Раньше других встают те, кто готовит завтрак и кто доит коров. Утренняя дойка в 6.30.

В Центре нет привязанности к какой-либо конкретной работе, каждый мо­жет попробовать разные виды труда. Например, один утром готовит завтрак, после завтрака работает в огороде, после обеда стирает белье. Другой утром занимается дровами, потом готовит чай для перерыва группы людей, с кото­рыми он не работал утром-, после обеда он работает в ткацкой мастерской и т. д. Таким образом, каждый может получать различные навыки и освоить разные профессии. Можно также оставаться работать на одном и том же месте.

По понедельникам вечером проходят собрания сотрудников (ковокеров) де­ревни. Это те люди, которые живут в Центре постоянно, практически отвеча­ют за всю его жизнь. На этом собрании говорят о текущей жизни, а также о селянах. В этом разговоре главный интерес вызывают те селяне, у которых по­явились проблемы, или эти проблемы могут возникнуть в ближайшее время. Каждый сотрудник говорит о данном селянине все, что он может сказать за прошедшие дни, так как селяне работают в течение дня в разных местах и с разными людьми, поэтому если каждый сообщит свои наблюдения, то в итоге получится целостная картина. Это можно назвать социально-психологичес­ким портретом данного селянина. Затем ищут пути коррекции негативных яв­лений.

На собрании ковокеров обсуждаются также финансовые вопросы. Никто в деревне не получает зарплату. Живут одной большой семьей, деньги — общие. Каждый сотрудник на этом собрании говорит о своих нуждах на следующий месяц. Однако исходят из той суммы денег, которая имеется в данное время.

У каждого человека в деревне есть свои функции, то есть он отвечает за оп­ределенную работу. Поэтому, если кто-нибудь уезжает из деревни на любой срок, другой должен выполнять за него его работу до его возвращения.

Во вторник вечером проводится общее собрание деревни. В нем участвуют все ее жители. Выбирается председатель собрания и секретарь, который запи­сывает в специальную книгу все выступления. Каждое собрание начинается с того, что секретарь зачитывает текст протокола предыдущего собрания.

На этих собраниях принимаются разные решения. Нужна ли корзинная мастерская? Или ее закрыть, потому что кукольная требует расширения? На­сколько вообще это плетение корзин важно для деревни? Дискуссия в разгаре. Многие просят слова и в конце концов решают, что мастерская может обой­тись меньшим помещением. И временно все должно оставаться по-прежне­му — и по социальным причинам, и из-за экономических реалий. На корзины есть спрос. Они нужны, так как могут заменить изделия, сделанные из пласти­ка. Это почти вымерший промысел. Кто-то из селян может выйти перед всеми и рассказать запомнившийся эпизод из его жизни на прошедшей неделе: на­пример, как он катался со всеми на лошади в воскресенье. Другой рассказыва­ет о поездке в Петербургскую филармонию. Он выходит и говорит, что первый

раз слышал настоящий орган. Другой селянин рассказывает о своей поездке к маме, и что там было интересного.

На общем собрании может обсуждаться и то, как проводить ближайший праздник; как делать хороший домашний вечер; мастерские показывают свою продукцию, говорят о своей работе; и т. д.

По средам вечером — время для учебы сотрудников.

По пятницам в каждом доме собираются семейным кругом все, кто в нем живет. Поют песни, рассказывают разные забавные истории. Все это проходит за чашкой чая. Желающие могут играть в настольные игры или просто разго­варивать. Все это дает возможность расслабиться в конце рабочей недели и острее почувствовать, что все вместе — действительно семья.

По субботам утром — генеральная уборка жилых домов. Каждый принима­ет участие в уборке своего дома. А потом — русская баня.

Суббота в деревне — особый день. Каждый субботний вечер в домах соби­раются семьями для чтения Евангелия. Заранее все знают, какое место из Еван­гелия будет читаться, и имеют возможность подумать об этом отрывке. Перед чтением за два часа стараются создать в доме тишину. Все об этом знают. Не­посредственно перед чтением — легкая трапеза. Во время нее разговаривают об интересных событиях прошедшей недели. После этого один человек читает текст Евангелия, и потом все говорят о нем.

В воскресенье выходной день. Одни идут в гости в соседнюю деревню, дру­гие отправляются в церковь, третьи хотят просто погулять по лесу. Все отдыха­ют. Правда, коров надо доить и по воскресеньям, а также готовить для всех еду. Поэтому кто-нибудь из селян выполняет эти виды работы.

Резюмируя некоторые результаты реабилитации молодых людей с умствен­ной отсталостью (селян) в Центре, следует отметить, что селяне выполняют ра­боту не ради терапии и занятости трудом, а потому, что она является значимой для них и для окружающих. Это настоящая и нужная людям работа. И это долж­но быть понятно селянам. Если они выполняют только часть работы, то обяза­тельно должны видеть конечный продукт их совместной деятельности с други­ми. Например, изготовление куклы. Каждый принимающий в этом участие выполняет конкретную операцию (в итоге он может научиться делать все опера­ции), но он видит, что в результате их совместного труда получилась закончен­ное изделие. Он знает, что потом его будут продавать в магазине, а когда эту куклу купит кто-то из взрослых для своего ребенка, то она принесет малышу много радости. Здесь можно видеть более опосредованную социальную связь селянина с внешним миром через ребенка, который будет играть в эту конкретную куклу.

Во время масленицы были выставлены изделия деревенских мастерских. Незамысловато изготовленная кукла вызвала большой интерес у местных де­тей. Сотрудниками деревни было обращено внимание селян на этот факт, как на позитивный в формировании положительной оценки их собственного труда.

Еще пример. Кто-то из селян помогает печь хлеб. Затем селяне едят этот хлеб вместе с другими людьми и те говорят им «спасибо».

Селяне работают все лето вместе со здоровыми людьми в огороде. Селяне испытывают большую гордость и радость, когда на столе видят выращенные огурцы, помидоры, морковь, перец, капусту. Они начинают осознавать, что в

этом и их заслуга. В зимнее время, когда едят овощные заготовки, селяне не­редко вспоминают разные эпизоды работы в огороде.

Селяне постепенно понимают, что они нужны людям. Через общение с людь­ми и совместную деятельность они возвращаются к полноценной жизни, так что могут сказать себе «Я живу», и начинают больше проявлять свои внутрен­ние способности. Социальная среда деревни, в которой они живут, начинает служить для них защитой от так называемых «норм внешнего мира», носящих зачастую агрессивный характер.

Социальная значимость селян еще больше усиливается тем, что они при­нимают участие в публичных обсуждениях некоторых аспектов общей жизни деревни. Самооценка труда селян повышается потому, что они видят, как ре­зультат их труда используется другими людьми.

Положительное психотерапевтическое воздействие на селян оказывает доб­рожелательная социальная среда деревни, обеспечивая их защищенность и здо­ровый ритм жизни.

Наши рекомендации