Основные функции отделения «Карлсон».

1. Отделение «Карлсон» предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производствен­ном процессе. Все инвалиды должны обладать необходимыми возможностями для активного участия в работе.

2. Содержание основной деятельности сотрудников отделения «Карлсон» состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе полу­чения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключа­ющихся в приготовлении пищи. В отделении «Карлсон» проводятся тренинги инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту:

А. Тренинг рабочих навыков:

а) умение следить за временем,

б) умение исполнять производственные обязанности.

Б. Тренинг навыков самостоятельного проживания:

а) обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиеничес­кие потребности,

б) умение готовить пищу,

в) умение поддерживать в порядке одежду,

г) умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, запра­вить за собой постель и т. д.

В. Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок «туда-обратно» в различные места.

3. Отделение абилитации является рабочим местом как для персонала так и для инвалидов, которые являются полноправными участниками рабочего про­цесса и в дальнейшем именуются «работники».

4. В отделении «Карлсон» применяется метод совместного приема пищи для работников и персонала отделения. Это позволяет снять у работников ощуще­ние пребывания в специализированном учреждении и способствует лучшей интеграции работников в повседневную жизнь.

5. Специалистами отделения абилитации принимаются меры по трудоуст­ройству инвалидов по решению социальной экспертной комиссии (СЭК) при наличии рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).

Порядок работы отделения «Карлсон».Отделение «Карлсон» создано для работы с 25 инвалидами с ограниченными умственными возможностями. Оно работает ежедневно с 9.00 до 18.00 (кроме выходных и праздничных дней).

Время с 9.00 до 15.00 является рабочим и обязательно для всех работников отделения. С 15.00 до 18.00 для половины работников отделения организуются абилитационные мероприятия специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.). Работа с инвалидами ведется по рекомендации СЭК и по соци­альным показаниям.

Из числа работников отделения абилитации создается бригада по приготов­лению пищи, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пи­лотном проекте. В связи со спецификой отделения бригадиром назначается заве­дующая отделением «Карлсон». Зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника, выплата заработной платы производится с уче­том фактически отработанного времени, а также с учетом того, что в соответ­ствии с установленной организацией труда нагрузки на всех работников равны.

Решение о приеме инвалида в отделение абилитации «Карлсон» принимает директор центра с учетом рекомендаций СЭК. Прием производится только ссогласия инвалида или его опекуна, при этом обязательно учитывается жела­ние инвалида. Для приема в отделение необходимо: заявление инвалида или его опекуна, социальная карта, копия справки МСЭК, решение-рекоменда­ция СЭК, санитарная книжка.

Право на зачисление в отделение имеют неработающие инвалиды с огра­ниченными умственными возможностями от 16 до 50 лет без криминального прошлого, не имеющие противопоказаний для работы в учреждениях обще­ственного питания. Преимущественное право из их числа имеют:

П инвалиды из неполных и многодетных семей,

П инвалиды, родители которых являются пенсионерами или инвалидами,

CJ одиноко проживающие инвалиды.

Противопоказанием для пребывания в отделении является наличие забо­леваний, препятствующих посещению данного учреждения: О острые психические состояния, О наличие инфекционных заболеваний,

□ устойчивая агрессивная тенденция,

□ суицидальные наклонности,

□ устойчивые поведенческие нарушения, не поддающиеся коррекции.

Штат отделения абилитации «Карлсон»: заведующая отделением, специали­сты по социальной работе, сестра-хозяйка, психолог, медсестра, инструктор ЛФК, инструктор по труду, логопед, социальный работник, повара, калькуля­тор, санитарка.

Характеристика «работников» отделения

В настоящее время количество клиентов в отделении — 26 человек. 7 чело­век имеют 1 группу инвалидности, остальные — 2 группу инвалидности. Сре­ди клиентов 44,1% из полных семей, 51,8% — из неполных семей, 3,7% явля­ются одинокими.

Клиенты отделения «Карлсон», помимо умственной отсталости, имеют до­полнительные функциональные нарушения: нарушение речи — 92,5%, повреж­дения ОДА— 7,4%, нарушения зрения— 14,8%, нарушения слуха— 11,1%, эпи-синдром — 7,4%, нарушение обмена веществ — 11,1%.

По уровню наличия академических навыков среди клиентов: не знают бук­вы 7,4%, частично знают буквы 7,4%, могут читать, писать 85,2%.

Основным методом реабилитации в отделении является метод приготовле­ния пищи, при этом используется опыт ресторана в Швеции «Гласадэ Гонгин» (там работает 40 инвалидов). В отделении существует 6 производственных групп, в каждой группе по 3-6 клиентов:

1-я группа — приготовление первых блюд,

2-я группа — приготовление вторых блюд,

3-я группа — выпечка,

4-я группа — приготовление салатов,

5-я группа — сервис,

6-я группа — маркетинг (ведут учет расхода продуктов).

Клиенты готовят обеды для себя, на заказ для обслуживаемых пенсионеров и инвалидов по центру, а также готовят фуршеты для официальных встреч в районе и городе. За свой труд они получают небольшую заработную плату.

Для учета работы с клиентами отделения «Карлсон» ведется обязательная документация, которая включает следующие документы:

1. Социальная карта:

П Ф. И.О.

□ Дата рождения, адрес, телефон.

П Диагноз, наличие инвалидности (кем, когда установлена). П Образование (специальная школа).

□ Наличие профессии, сохранились ли навыки, занятость.

□ Социальная адаптация.

О Любимое время провождения, увлечения.

□ Наличие склонности к общественно-полезному труду.

□ Особенности характера.

О Состав семьи, данные о родителях или опекуне.

□ Данные о других детях в семье.

□ Степень участия семьи в оказании помощи инвалиду.

□ Доход семьи, социальная или материальная помощь, ее источники. П Наличие проблемы в семье, ее характер, трудоустройство, лечение. О Примечание.

П ФИО, должность заполнившего социальную карту, дата заполнения.

2. Справка ВТЭК— заключение об условиях и характере труда (легкий труд в специально созданных условиях).

3. Индивидуальный план развития клиента: D развитие рабочих навыков,

О развитие навыков самостоятельного проживания,

□ развитие знаний о транспорте.

По каждому пункту ведется учет развития клиента. Записи делают специа­листы с указанием даты.

4. План реализации:

D развитие рабочих навыков,

П развитие навыков самостоятельного проживания,

□ развитие знаний о транспорте.

В планах указываются пункты необходимого развития, время выполнения реализации и ответственный по сопровождению.

5. Оценка способностей для адаптации к самостоятельной жизни: П использование символов,

□ сортировка,

□ множество, количество, цифры, О деньги,

□ взаимосвязь, О время,

□ расстояние и направление.

6. Карта контроля над динамикой реализации индивидуального плана: О развитие знаний о транспорте,

□ развитие рабочих навыков,

О развитие навыков самостоятельного проживания.

Полугодие

в совместной под частичным12345; самостоятельно деятельности12345; контролем12345

динамика

Обозначения: I — руководитель делает все сам; 2 — руководитель помогает работнику практически; 3 — рукоиодитель помогает работнику словом; 4 — руководитель присутствует, но работник все выполняет самостоятельно; 5 — работник выполняет работу полиостью самостоятельно.

7. Итоги опросов (обобщение): О ФИО.

□ Какие задания работник не может выполнять самостоятельно?

□ Что работник хочет делать самостоятельно?

□ Что конкретно необходимо сделать, чтобы работник научился выполнять задание самостоятельно?

8. Планирование выполнения определенного задания:

а ф. и.о.

Р Ситуация (приготовить тесто).

□ Трудные моменты..

□ Трудности, возникающие в результате ограниченных возможностей ра­ботника.

□ Как помочь работнику справиться с заданием?

□ Что можно сделать, чтобы работник проявил больше самостоятельности (вселять чувство уверенности)?

Представленная модель поддерживаемого проживания на примере отделе­ния абилитации «Карлсон» достаточно эффективна, она решает задачу соци­альной интеграции умственно отсталых молодых людей. При сравнении ре­зультатов работы в 2000 и 2003 гг., выявлена положительная динамика роста приспособленности к жизни в обществе клиентов:

□ Абсолютно не приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 44,4%, а в 2003 г. - 18,5%.

□ Частично приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 48,1%, а в 2003 г. - 55,5%.

□ Достаточно приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 5,4%, а в 2003 г. - 22,2%.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ

9.3-1. Социальная гостиница как модель подготовки к независимой жизни

В самом названии «социальная гостиница» заложены основные параметры ее работы - временность пребывания (которое может растянуться и на пери­од более года) с целью социальной помощи (поддержки) проживающему в ней.

Модель «Социальная гостиница» может рассматриваться как учреждение, подготавливающее молодого инвалида с умственной отсталостью к независи­мой жизни.

Отрыв от семьи, переход в социальную гостиницу сложен для подростков и молодых людей, и поэтому работа с воспитанниками гостиницы должна быть

разделена на ряд этапов. Каждый этап имеет свои задачи и программу работы с молодыми людьми по формированию у них практически значимых умений, необходимых для их самостоятельной жизнедеятельности. Длительность каж­дого этапа пребывания в гостинице для подростка и молодого человека инди­видуальна.

/ этап — начальный — адаптация подростка к проживанию в гостинице и организация жизни в ней.

Основными задачами этого этапа являются:

О сбор информативно-диагностического материала о инвалиде и его се­мье (комплексная диагностика);

□ составление индивидуального плана подготовки воспитанника к само­стоятельной жизни и сопровождение его в системе реабилитационных мероприятий;

О установление позитивных отношений с воспитанником, формирование у него чувства безопасности в новых условиях проживания, «смягчение» разрыва с семьей, с привычным окружением;

О организация жизни молодого инвалида в условиях социальной гостиницы.

Работа на I этапе ведется по 2 направлениям (блокам):

□ информативно-диагностическое;

□ адаптационно-организационное.

Информативно-диагностический блок включает 2 типа диагностики: 1. Первичная диагностика, в которую входят:

□ характеристика семьи и сведения о родственниках;

□ информация о социальном окружении подростка и его семьи; П педагогическая диагностика;

О диагностика социальной компетенции;

□ диагностика сексуальности.

Итогом работы является составление индивидуальной диагностической кар­ты и индивидуального плана (программы) подготовки воспитанника к само­стоятельному проживанию в системе поддержки.

Не всегда можно ограничиться только первичной диагностикой, содержа­ние которой перечислено выше. Часто необходима углубленная диагностика проблем молодого инвалида с привлечением специалистов (психологов, дефек-тологов, логопедов, врачей и др.).

2. Углубленная диагностика, которая дает возможность:

□ составить психолого-педагогический «портрет» воспитанника, его пси­холого-педагогический статус;

О определить индивидуальный план реабилитационной работы с ним для улучшения качества его жизни, подготовки к самостоятельному суще­ствованию;

О провести медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную и трудовую реабилитацию в условиях проживания в социальной гости­нице.

Адаптационно-организационный блок, главной задачей которого является фор­мирование у подростка чувства безопасности, «смягчения» разрыва с семьей, привычным окружением. Это очень важный этап в проживании воспитанника в социальной гостинице. От того, как он будет организован и как адаптируется молодой человек на этом этапе, во многом зависит успех всей дальнейшей работы.

Работа может строиться по следующим аспектам:

□ знакомство с гостиницей, молодыми людьми, проживающими в ней, персоналом;

□ знакомство с режимом и правилами проживания в гостинице (правила­ми жизни, правилами внутреннего распорядка, правами, обязанностя­ми, желаниями подростка);

□ подготовка жителей гостиницы к приему нового «жильца»; П знакомство с жизнью воспитанников гостиницы;

О определение своего места среди сверстников (выделение тумбочки, кро­вати, шкафа, места в столовой и др.);

□ обучение поддержанию порядка в своих вещах. Знакомство с правилами содержания своих вещей;

□ постепенное знакомство с распорядком жизни в гостинице, правилами поведения, обучение навыкам жизни в коллективе, установление дру­жеских отношений, контактов;

О знакомство с системой поощрения и запретов в гостинице;

О обучение умению реагировать на похвалу и критику (замечание);

□ формирование положительной мотивации учебной и трудовой деятель­ности;

□ обучение умению планировать свой день и свои дела;

□ обучение умению выполнять задания взрослых (самостоятельно, с по­мощью, при поддержке), умению заниматься своими делами, не мешая другим, договариваться с другими по поводу выполнения совместных дел, распределению нагрузки в течение дня;

□ обучение правильному интимному и сексуальному поведению; О обучение приему гостей в гостинице.

На этом этапе воспитанники гостиницы овладевают умениями, необходи­мыми в самостоятельной жизни:

П воспринимать и правильно реагировать на то, что говорит воспитатель, администратор;

□ понимать свои социальные роли в обществе, в семье, в социальной гос­тинице;

П выполнять правила поведения, соблюдать режим дня; О планировать свой день;

П вместе с социальным педагогом и воспитателем решать проблемы свое­го пребывания в гостинице.

На этом этапе проводится реабилитационная работа с воспитанниками по их индивидуальным планам (маршрутам) улучшения качества жизни и подго­товки к самостоятельной жизни в системе поддерживаемого проживания.

Она включает в себя ряд аспектов:

□ медицинская реабилитация, организация закаливающих процедур, мас­саж, витаминная терапия, лечебная физкультура, медикаментозная те­рапия);

□ обучение правилам поведения в разных жизненных ситуациях (тренинг по управлению собой и своими эмоциями; использование методик сня­тия тревоги, стресса, агрессии и др.);

П развитие навыков самообслуживания (умение стирать, гладить, готовить еду, распределять продукты; звонить, обращаться с просьбой, писать письма, заявления и т. д.);

□ музыкальная терапия, арт-терапия; П трудотерапия.

II этап (основной) — обучение молодых инвалидов с умственной отсталос­тью социальным навыкам и подготовка их к жизни вне гостиницы в системе поддерживающего проживания.

Работа на этом этапе строится по следующим направлениям:

1. Совместно с родителями и самим молодым человеком планируется его дальнейшая судьба. Проводятся беседы о том, что ожидает его в будущем; о его взаимоотношениях с родителями, родственниками; где бы он хотел жить по­сле выхода из гостиницы и др.

2. Подготовка молодого инвалида к самостоятельной жизни вне гостиницы: П1 обучение умению вести домашнее хозяйство;

О обучение самообслуживанию;

□ обучение умению обустраивать свое жилье.

3. Подготовка к пользованию социальными инфраструктурами: П1 вызов врача, посещение врача;

П посещение парикмахера, почты, телефонного переговорного пункта, те­леграфа, театра, сберкассы и др.;

□ использование различных видов транспорта (как купить или заказать би­лет, куда и когда явиться, чтобы не опоздать, как найти свое место и др.);

□ самостоятельное управление своей квартирой, комнатой (оплата за ком­мунальные услуги, ремонт, вызов мастера, слесаря, электрика и т. д.).

4. Подготовка к независимой жизни:

П воспитание разумной интимности и сексуальности; П1 формирование понятия «семья» (образов и ролей в семье матери, отца, братьев, сестер, жены, мужа, ребенка).

Очень важным направлением работы на этом этапе является профессио­нальное самоопределение молодых инвалидов. Для выявления склонностей и возможностей воспитанников гостиницы к профессиональному самоопреде­лению можно использовать:

П беседы о профессиях, их видах, особенностях (доступных воспитан­никам);

□ экскурсии с целью знакомства с разными профессиями;

□ тестирование молодых людей на выявление профессиональных склон­ностей и возможностей;

□ беседы о выборе профессии, о знании своих возможностей;

□ предпрофессиональную подготовку и работу по формированию профес­сиональных умений (работа с тканью, бумагой, вышивание, макраме, бисероплетение, вязание; работа на участке, озеленение и благоустрой­ство, выращивание овощей, фруктов, цветов и т. д.).

Особое внимание по подготовке молодого инвалида следует уделять устрой­ству его на работу в системе поддерживаемого трудоустройства.

В этом периоде социальный педагог гостиницы поддерживает постоянную связь с администрацией предприятия, на котором работает воспитанник, с ро­дителями, наблюдает за ним в рабочем коллективе. Социальный педагог ока­зывает помощь молодому человеку в распределении своей заработной платы, планировании расходов и сбережений, оформлении крупных покупок.

III этап — итоговый — подготовка к жизни вне гостиницы: в собственной комнате, доме, общине и др.

Готовность к независимому проживанию обсуждается на консилиуме, в ко­тором наравне со специалистами участвует сам молодой человек и его родители.

Реализация рекомендаций консилиума о возможности независимого про­живания при социальной поддержке осуществляется только по решению его семьи на добровольных началах.

Это трудный период адаптации к новой жизненной ситуации, как для под­ростка, так и для его семьи. Необходима серьезная психологическая поддерж­ка в виде бесед, тренингов, индивидуальных консультаций в периоде подго­товки выхода из гостиницы и переселению в социальный дом (комнату, квартиру).

Адаптационный период можно значительно сгладить, если постепенно знакомить молодого человека и его семью с новым жильем; совместно плани­ровать его оборудование и делать необходимые покупки для оформления его комнаты, а также проводить несколько часов или дней в новых условиях про­живания, постепенно увеличивая сроки проживания и самостоятельность мо­лодого жильца в решении личных и бытовых проблем.

Однако следует понимать, что далеко не все молодые инвалиды могут самосто­ятельно организовать свою жизнь, даже в системе поддерживаемого проживания.

9.3.2. Социально-бытовой комплекс как модель поддерживаемого проживания на базе специальной (коррекционной) школы

Интересен и опыт работы еще одного полуинтернатного учреждения — со­циально-бытового комплекса специальной (коррекционной) школы-центра №46 реабилитации и милосердия (РиМ) по поздней реабилитации молодых

людей с проблемами в интеллектуальном развитии; организации их жизнедея­тельности в службе поддерживаемого проживания — социальной гостинице.

С инвалидами работают люди самых разных профессий. Если спросить каж­дого из них— врача, специального педагога, организатора досуга, родителей — о целях их работы, ответы были бы разными. Если бы каждый стремился толь­ко к своей цели, получился бы полный хаос. Поэтому необходимо было поста­вить общую цель, достижению которой каждый может способствовать своей работой и компетентностью.

Все единодушны в том, что инвалидам нужно создать условия для нормаль ной жизни и дать возможность научиться жить этой жизнью.

Хорошие условия жизни являются важной предпосылкой качества жизни. Исследования показывают, что качество жизни людей с нарушением интел­лекта, живущих в собственной квартире, выше, чем у тех, кто живет в доме инвалидов.

Рамки школьной программы (предметы «Социально-бытовая ориентация», «Этика и психология семейной жизни») в какой-то мере решают вопрос са­мостоятельной жизни для детей с легкой степенью умственной отсталости, адля детей с умеренной умственной отсталостью проблема эта остается нерешенной.

Дети выходят из школы социально неадаптированные, и проблема «домаш­него заточения» остается актуальной для ребенка и его семьи. В таких семьях он остается «вечным» ребенком, иждивенцем и предметом постоянной заботы и ухода.

В школе РиМ создан социально-бытовой комплекс (СБК) как отделение школы, в котором решаются образовательные задачи, идет обучение навыкам самостоятельного проживания.

Выделенное здание типового детского сада реконструировано и сделан ре­монт на привлеченные средства, созданы хорошие условия проживания:

О 2 комнаты-спальни (каждая на 2 человека) с холлом и отдельным сануз­лом, то есть по типу трехкомнатной квартиры;

О общая большая кухня-столовая, где молодые люди готовят себе ужин и завтрак;

О тренажерный зал и комната отдыха, где они могут заниматься спортом и отдохнуть;

□ бытовая комната для стирки и утюжки белья.

Имеется красивая мебель, современная бытовая техника. В штатном рас­писании намеренно нет повара, уборщицы, так как дети все делают сами.

В СБК принимаются инвалиды из числа учащихся школы, в возрасте от 16 до 21 года с легкой и умеренной умственной отсталостью и с низким уровнем социальной адаптации. Решение о зачислении в СБК принимает заведующий комплексом на основании решения ПМПС, желания ребенка и родителей. При зачислении с родителями заключается договор сотрудничества, в котором от­ражены обязанности сторон. Срок пребывания в СБК колеблется от 1 года до 4 лет, в зависимости от степени развития навыков самостоятельности. Нахо­дятся ребята на СБК с понедельника по пятницу. Пребывание платное — 100 рублей в неделю. Эти деньги идут на питание детей (завтраки ужин). Наша

задача — научить молодого человека жить на ту мизерную пенсию, которую он получает от государства: правильно расходовать средства на питание, оплату жилья, бытовые нужды.

Поступая в комплекс, инвалид проходит тестирование на выявление уров­ня сформированности навыков социальной адаптации. После этого на каждо­го молодого человека составляется план улучшения качества жизни, опреде­ляются основные задачи на год. По окончании каждого полугодия заполняется дневник наблюдений (характеристика качественных изменений), где кратко фиксируется то, что достигнуто за это время, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.

Все молодые люди условно поделены на 3 группы обучения в зависимости от уровня социальной адаптации, но в каждой группе есть «сильный» ученик, так как основной принцип обучения — передача социального опыта от сильного к слабому. Организация учебно-воспитательной работы в СБК определяется про­граммами обучения приемам самостоятельной жизни. Программы включают 2 блока: «Я живу сам» (гигиена, питание, уход за жилищем.) и «Я — среди лю­дей» (общение с внешними службами — сферой торговли, службами быта, поч­той, поликлиникой и т. д.). Программы разработаны педагогами школы. Обуче­ние проводит социальный педагог, который составляет план занятий по группам.

Главной целью является научить детей планировать свою деятельность, ана­лизировать ошибки, поэтому день в СБК начинается в 16 часов с обсуждения проблем в «кругу». Дети собираются в столовой вместе с педагогом и обсужда­ют планы на следующий день: кто чем конкретно будет заниматься. Планиру­ют, что они будут готовить на ужин и завтрак, кто пойдет в магазин. Составля­ется необходимый перечень продуктов, вместе с социальным педагогом делается предварительный расчет денег. Прежде чем идти в магазин, соци­альный педагог предлагает учащимся алгоритм действия («Готовим сами»), предварительные цены на продукты. Возвратившись из магазина, дежурный изучает рецепт блюда по книге рецептов или пиктограмме и далее под контро­лем воспитателя (сильные учащиеся) или с помощью воспитателя (слабые уча­щиеся) готовит ужин. Меню — разнообразное, учитываются пожелания всех проживающих, исходя из имеющихся средств. Второй воспитатель с группой молодых людей занимается уборкой, стиркой или утюжкой белья. Предлага­ются также алгоритмы действий. Психолог в это время проводит занятия по коррекции недостатков, развитию коммуникативных функций. Одну из групп забирает социальный педагог, который в специально оборудованной комнате проводит занятия в виде социальных тренингов.

Основным приемом обучения в СБК является социальный тренинг. Соци­альный тренинг — это тренировка поведения в обычных, повседневных ситуа­циях, таких как поездка в автобусе, поход в магазин, кафе, кино, посещение почты, поликлиники, химчистки и т. д. Это спланированная и систематичная программа, и здесь речь идет о достаточно сложных действиях, чаще всего зат­рагивающих контакты с «обществом» в лице водителя автобуса, продавца, офи­циантки и т. д.

В школе на уроках дети учатся вышеперечисленным навыкам, а в СБК по­вторяют материал уроков и закрепляют эти навыки. Например, на уроках ОБЖ,

речи и культуры общения, математики, социально-бытовой ориентации рас­сматриваются вопросы поведения в транспорте, переход улицы, выбор опти­мального маршрута следования, затраты на транспорт, оплату коммунальных услуг.

Как строится социальный тренинг?

Для каждого человека разрабатывается индивидуальная тренинговая про­грамма, основанная на следующих вопросах:

— Какой социальный опыт имеет человек?

— Чему бы он хотел научиться в первую очередь?

Для того чтобы социальный тренинг был эффективным, для него нужно использовать любую возможность, и он должен сопровождаться системати­ческими упражнениями. Сначала ребенку предлагается алгоритм поведения на табличках. Например, в сфере бытового обслуживания (парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, часов, предметов быта, химчистка):

— Добрый день!

— Здравствуйте!

— Я хотел бы...

— Могу ли я...

— Отремонтировать часы (обувь, утюг и т. д.).

— Не могли бы вы мне помочь (пришить бирку).

— Сколько это будет стоить?

— Спасибо!

— Благодарю!

— До свидания.

Для лиц с умеренной умственной отсталостью, не умеющих читать, алго­ритм действия представлен в виде пиктограмм.

Затем идет тренинг в виде сюжетно-ролевой игры, где создается необходи­мая ситуация, которая отрабатывается несколько раз. Далее молодой человек вместе с социальным педагогом посещает учреждение, по которому проводил­ся тренинг.

Задача состоит в том, чтобы этот навык стал устойчивым. Необходимо пе­ренести этот социальный опыт в условия семьи. Поэтому социальный педагог на выходные дни или каникулы дает домашнее задание и алгоритм действия в какой-либо ситуации. Родители должны зафиксировать результат и возвратить карточку с пометкой «выполнил» или «не выполнил», отмечая, какие были за­труднения у ребенка.

Для проведения социального тренинга необходимо соблюдение следующих условий:

1. Социальный тренинг должен иметь конкретные формы, так как у людей с нарушением в развитии ограничены способности восприятия на слух. Вместо этого они должны подражать или сами выполнять разные задания с помощью наставника или в виде пиктограмм, чтобы овладеть каким-либо навыком.

2. Обязательное обучение в реальных условиях, так как людям с нарушени­ем в развитии очень сложно перейти от возможной ситуации к настоящей. Это значит, что закрепление нового проводится прямо в общественных учрежде­ниях (во время экскурсий).

3. Повторение — варьирование также необходимо, так как многие люди с нарушением в умственном развитии отличаются неспособностью обобщать полученные знания. Если такой человек научился покупать хлеб, то это не зна­чит, что он может купить другой продукт. Даже если ситуации похожи, мы все равно тренируем ребенка в каждой конкретной ситуации.

4. Необходимо также разделять навыки на отдельные моменты. Обучение продвигается маленькими шажками. Перед тем, как начать социальный тре­нинг, воспитатель тщательно продумывает, на какие составляющие он подраз­деляется. Например, поход в кино:

П выбор фильма,

□ дорога до кинотеатра,

□ покупка билета,

□ нахождение входа,

О показ билета контролеру,

П нахождение нужного ряда и места,

П просмотр фильма;

□ возвращение домой.

Этот алгоритм сначала прорабатывается в учебной комнате, а затем непо­средственно в кинотеатре.

5. Обучение ведется только индивидуально, так как неудачи «на людях» уси­ливают уверенность человека в том, что он неполноценный, не такой как все.

Один из способов — это дать возможность повторять за взрослым, не при­влекая внимания со стороны. Например, воспитатель делает покупку первым или первым выбирает место в кафе. Здесь важно научить некоторым и про­стым «ходам», чтобы правильно выйти из трудного положения. Если человеку тяжело считать деньги, то его можно научить при покупке газеты давать про­давцу десятку, а при покупке билета в кино — 50 рублей. Тем, кто плохо читает, чтобы прочесть меню в кафе, важно знать, что есть «дежурное блюдо». Есть простое правило, которое можно запомнить: если что-то непонятно, нужно посмотреть, как делают другие.

6. Во время проведения социального тренинга необходимо развивать уме­ние принимать самостоятельное решение.

Это тоже важный момент в обучении, так как многие становятся пассивны­ми, замечая, что их собственные предложения не принимаются во внимание. Поэтому важно активизировать людей, проходящих обучение. Необходимо дать возможность принимать все решения, которые они в состоянии принять (са­мим решить, кому послать открытку, что есть в столовой, какую сделать при­ческу и т. д.).

Социальная гостиница и социально-бытовой комплекс РиМ в своей дея­тельности являются эффективными формами подготовки молодых инвалидов к самостоятельной жизнедеятельности при сопровождении и поддержке спе­циалистов и родителей.

Наши рекомендации