Стадии терапевтического процесса
Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеются различные варианты периодизации группового развития, один из них был предложен Г. Конопкой [14.-Р. 153].
Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется поэтапно:
1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3) установление вербальной коммуникации между членами группы;
4) установление невербальной коммуникации между членами группы;
5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды [1. — С. 84 — 85].
Ряд современных исследователей, таких как Маер (Maier), Трекер (Trecker), Сарри (Sarri), Галински (Galinsky) и др., предлагают различать определенные стадии терапевтического процесса. Вместе с тем важно отметить, что стадии работы с группой имеют общие подходы, несмотря на терминологические и структурные различия. Таким образом, основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы.
1. Стадия ориентации — клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».
2. Стадия власти — оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.
3. Стадия переговоров — происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.
4. Функциональная стадия — группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений.
5. Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой деятельности [1; 16].
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
В терапевтическом процессе принято рассматривать одну или несколько целей:
1) изменить восприятие членов группы через изучение группового опыта;
2) изменить поведение, которое осложняет социальное функционирование индивида, через практику поведения группы и использование механизмов обратной связи;
3) осмыслить и изменить нормы, ценности и отношения для эффективного социального функционирования;
4) достичь эмоциональной стабильности, поддерживающей силы и жизнедеятельность индивида [9; 14].
Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное Я личности клиента, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, X. Перлман писала: «Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои "особые", значимые проблемы и установить особые отношения». Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к которым относит «снятие» проблем и стрессов клиента [14. — С. 74].
Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии (табл. 7).
Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:
посреднический обмен между клиентами;
общение;
самоосознание существующих проблем;
реалистичное оценивание своих проблем;
принятие социальных норм и ценностей.
Таблица 7
Различные целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии
Социальная групповая работа | Групповая психотерапия |
1.Индивидуальная оценка (фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д.) 2. Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп, не способных к самообслуживанию, групп, испытывающих трудности в социальных обстоятельствах, и т.п.) 3. Индивидуальное изменение и социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и т.п.) Социализация (работа с группами по формированию социальных навыков для проживания в микросоциуме и т.п.) Межличностное поведение (группы личностного роста) Индивидуальные ориентации и ценности (групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентации и т.п.) Материальные обстоятельства (групповая работа с безработными, получающими пособие, и т.п.) Личностная защита (групповая работа с меньшинствами) Личностный рост и развитие (Т-группы) 4. Образование, информирование, тренинг (правовые группы, образовательные группы и т.п.) 5. Досуг/компенсация (группы развития, досуговые группы и т. п.) 6. Посредничество между личностями и социальными системами (посредничество между группами, агентствами, сервисом и т.п.) 7. Групповое изменение и/или поддержка (группы работы с семьей, группы коммуникативной компетенции и т.п.) 8. Изменение окружающей среды (групповая работа по изменению окружения жизненною пространства клиента) 9. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов и т.п.) | 1. Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста) 2. Возможность самореализации (группы роста) 3. Межличностное развитие и самоактуализация (группы встреч) 4. Увеличение потенциала зрелости (гештальтгруппы) 5. Осознание личностных целей (психодрама) 6. Расширение сферы осознания индивидуумом организмических ощущений (группы телесной терапии) 7. Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии) 8. Освобождение от конфликтов и сильных переживаний (Т-группы терапии искусством) 9. Овладение навыками межличностного общения (группы тренинга умений) |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Очевидно, что психосоциальный подход на практике должен реализовываться в рамках конкретных технологий и/или методов. Одной из наиболее распространенных в зарубежной практике технологий является ведение случая так называемой «мультидисциплинарной командой», в состав которой практически всегда входит, наряду с социальными работниками, психолог.
В словосочетании «мультидисциплинарная команда» смысловую нагрузку несет как слово «мультидисциплинарная», так и слово «команда». Работа может вестись как различными специалистами, не составляющими команду, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Однако в отношении ведения случая в социальной работе наиболее эффективным методом на сегодняшний день считается именно командная работа различных специалистов.
Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач. Следует заметить, что простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками не дает в результате команды (например, В.Э.Пахальян отметил, что работающие в одной социальной службе психолог и социальный работник часто просто не понимают профессиональный язык друг друга). Чтобы сформировать команду, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды.
В практике зарубежной социальной работы существуют три основные модели командной работы: мультидисциплинарная, междисциплинарная (межпрофессиональная) и трансдисциплинарная. Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них используется в практике социальной работы как отдельная и самодостаточная.
Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенных заданий. Внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде нередко сравниваются с взаимоотношениями между детьми: бок о бок, но порознь.
Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует довольно много неясностей и пробелов. Негативные моменты сосредоточены главным образом в проблеме организации и управления. Рекомендации по услугам, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, часто изолированы и не скоординированы, при этом они имеют вид меню с различными опциями. План предлагаемых услуг состоит из случайных и противоречивых действий, что увеличивает стоимость услуг и делает их нелимитируемыми. Похоже, что именно по этой модели построена деятельность большинства отечественных социальных служб, в штат которых входят специалисты разного профиля (социальные работники, педагоги, психологи, юристы, медицинские работники и др.).
Особенно перспективным в создании более скоординированного плана услуг считается междисциплинарное/межпрофессиональное направление. Для него характерно более продолжительное и тесное взаимодействие независимых специалистов в рамках регулярных (еженедельных) встреч, что делает процесс планирования и оказания услуг более конкретным и эффективным.
Междисциплинарная команда характеризуется определенным порядком взаимодействия и построением согласия. Регулярные встречи представляют собой главным образом обсуждение случаев. Клиенты или члены семьи встречаются либо со всей командой, либо с отдельным ее представителем. Консультации, которые предлагаются специалистами, построены на принципах сотрудничества, т.е. практически все этапы и стадии работы обсуждаются с клиентом и закрепляются контрактом, который определяет, какие услуги и на каких условиях (финансовых и пр.) будут оказываться. Это повышает эффективность и быстроту процесса поиска согласия и делает действия более скоординированными. Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента, предлагать большой выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда, применяя интерактивный подход, для оказания более качественных услуг клиенту может вступать во взаимодействие с какими-либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ГРУППЫ
Несмотря на определенные особенности и различия, междисциплинарные команды создаются и строят свою работу по одним и тем же принципам, к которым относятся:
1) принцип членства;
2) принцип интеграции;
3) принцип коллективной ответственности.
Принцип членства. Членом междисциплинарной группы считается профессионал независимо от того, является ли работа в команде его основной деятельностью. Требования к научной и практической компетенции сотрудников, а также их количественный состав определяются менеджером группы при ее создании.
Принцип интеграцииосновывается на том, что междисциплинарную группу составляют представители различных профессий, чьи знания и профессиональный опыт призваны помочь в достижении единой цели.
Различают три типа групп по степени интеграции.
1. Группы, созданные специально для обсуждения конкретного случая.
Представители различных профессий приглашаются в такого типа группы для того, чтобы обсудить проблему, поделиться информацией, которой они обладают в рамках своего профессионального опыта, найти пути решения данной проблемы, а также выбрать человека, ответственного за выполнение этого решения. Члены группы могут быть созваны вновь для обсуждения достигнутого прогресса в решении данной проблемы, а также определения дальнейших действий в рамках конкретною случая.
2. Группы, созданные для решения сходных проблем. Члены группы чаще всего не участвуют в систематических совещаниях, а используют телефонные переговоры или консультации между профессионалами.
3. Междисциплинарная группа, работающая регулярно (чаще всего раз в неделю) в специально установленное время, созданная для решения проблем, относящихся к различным областям социальной работы.
Принцип коллективной ответственности. Члены группы ответственны за использование коллективных ресурсов наиболее эффективным путем для удовлетворения социальных нужд клиентов. Такими ресурсами являются финансирование работы группы и ее рабочее время (даже те члены команды, которые работают в ней по совместительству, обязаны рассматривать свое рабочее время как коллективный ресурс).
Каждый участник работы группы профессионально и юридически ответственен за собственные и групповые решения.
Данные принципы являются своего рода методологической базой для работы междисциплинарных команд.
Традиционно междисциплинарная группа имеет в своем составе менеджера, который руководит деятельностью группы и отвечает за выполнение следующих задач:
• планирование деятельности группы;
• интервьюирование профессионалов и назначение их на должности;
• введение сотрудников в курс дела;
• распределение обязанностей;
• анализ проделанной работы;
• предоставление отчетов о деятельности группы;
• обеспечение профессионального роста членов команды с целью повышения качества деятельности группы;
• обеспечение оптимального режима работы группы. Различают пять типов междисциплинарных групп по организации деятельности.
1. Профессионалы, работающие в группе, обладающей данной структурой, чаще всего имеют основное постоянное место работы Поэтому деятельность каждого участника в команде направляется руководителями тех учреждений, где они работают на полной ставке.
2. Команды, во главе которых стоит один руководитель (данная модель наиболее популярна в США, Австралии и некоторых европейских странах).
3. Внешний координатор деятельности команды и ее лидер распределяют между собой задачи по организации деятельности команды (данная модель наиболее популярна в Великобритании).
4. Члены группы работают в ней по контракту, который заключается между ними и лидером группы.
5. Смешанная управленческая структура, в которой менеджер может быть ответственен за организацию деятельности основных членов команды и заключать контракты с ее временными членами.
Знание данных типов структур организации деятельности необходимо для того, чтобы построить работу группы наиболее эффективным образом, а также разрешить наиболее острые противоречия, возникающие в процессе работы группы. Для обеспечения оптимального режима работы группы менеджерам необходимо решить следующие задачи: соблюсти необходимый баланс между профессиональной автономией членов группы и их совместной деятельностью, а также создать четкую систему, в которой каждый член группы был бы ответственен за определенную часть работы.
При работе с клиентом междисциплинарные группы чаще всего проходят следующие этапы: рассмотрение случая, обмен мнениями, распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства, вмешательство, анализ проделанной работы, завершение работы. Некоторые команды придерживаются одной стратегии при работе с клиентами, другие разрабатывают разные — для определенных групп клиентов. Но вместе с тем существуют общие типы стратегий работы с клиентами.
1. Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет собственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды.
2. Стратегия «почтового ящика». Члены группы собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести один из профессионалов, не обращаясь за помощью к группе.
3. Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресовывает решение проблемы одному из членов команды.
4. Стратегия приема, обследования и распределения. Перед тем как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента, и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов группы будет вести данный случай.
5. Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о достигнутых результатах, потребностях клиента и рекомендациях на будущее; затем группа решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме.
6. Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах.
Библиография
1. Brown A., Clough R. Groups and groupings: life and work in day and residential centres. — L., 1989.
2. Contemporary Social Work. — N.Y., 1980.
3. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. — N.Y., 1988.
4. Handbook of theory for practice teacher in social work. — L., 1992.
5. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — L., 1978.
6. Johnson L. Social work practice. — Boston, 1983.
7. Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.Y., 1963.
8. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. — Merrill Publishing Company, 1990.
9. Pappell C., Rothman B. Social Group Work Models: Possession and Heritage. - N.Y., 1966.
10. Turner F. Social work treatment. — N.Y., 1986.
11. Vlnter R. The Essential Components of Social Group Work Practice. — Ann Arbor, 1987.
12. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — М., 1990.
13. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.
14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.
15. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М., 1981.
16. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.
17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 2000.
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику общей модели групповой работы.
2. Какие основные психосоциальные теории лежат в основе групповой модели?
3. Раскройте основные этические принципы работы с группой.
4. Что общего и какие различия между социальной работой с группой и групповой психотерапией?
5. Какие основные стадии проходит группа в своем развитии?
6. Какие принципы лежат в основе работы команды?
7. Дайте характеристику работы специалистов в команде.