Формы и виды консультативной помощи
Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и классификаций этих форм [5; 8; 25; 29].
Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование.
По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.
Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи).
По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.
Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование [10. — С. 22 — 23]. Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента — «кризисное консультирование» либо стимулом для роста и развития клиента — «развивающее консультирование». Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помогать людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше. Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме [25. — С. 187].
Херон (Heron, 1993) выделяет шесть категорий консультативных воздействий в зависимости от их целей и содержания: авторитарные: предписывающие, информирующие, конфронгационные — и фасилитирующие: катарсические, каталитические, поддерживающие.
Предписывающее воздействие сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия.
Информирующее воздействие предоставляет клиенту знания, информацию и смыслы.
Конфронтационное воздействие имеет своей целью осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения.
Катарсическое воздействие применяется с целью помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциям (абреакция), главным образом таким, как горе, страх или гнев.
Каталитическое воздействие ориентировано на стимулирование самопознания, самоуправляемого бытия, научения и решения проблем.
Поддерживающее воздействие ориентировано на подтверждение значимости и ценности личности клиента, его качеств, установок или поступков.
Авторитарные виды воздействия более иерархизированы: практик принимает ответственность за клиента и от его имени (направляя поведение, давая инструкции и повышая уровень осознанности).
Фасилитирующие виды воздействия ориентированы на большую автономность клиентов и принятие ответственности за самих себя (помогая в облегчении душевных страданий и боли, уменьшающих силу Я, способствуя самостоятельному научению, подтверждая их значимость как уникальных существ).
Выбор того или иного типа и вида воздействия зависит от типа личности клиента (а также типа личности консультанта) и специфики его ситуации. Соотношение авторитарных и фасилитирующих видов воздействия связано главным образом с темой власти и контроля: консультант полностью контролирует клиента, контроль поделен между консультантом и клиентом, клиент полностью автономен [26. — С. 5—6].
ТЕОРИИ, МОДЕЛИ И ШКОЛЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Как указывается в специальной литературе, существует от 200 до 400 подходов к понятию консультирования и моделей консультирования и психотерапии. Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:
1. Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму).
2. Экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия.
3. Психоанализ.
4. Поведенческий подход.
5. Когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование.
6. Аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика.
7. Эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.
В последние годы получили также распространение такие подходы, как гипноз по М.Эриксону, психосинтез, нейролингвистическое программирование, ориентированная на решение проблемы краткосрочная психотерапия и др.
Некоторые авторы считают, что с методологической точки зрения следует выделять три базовых подхода — психодинамический, когнитивно-бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем [5; 6; 8; 9; 10; 13; 25; 29; 30].
С самого начала развития консультирования и психотерапии отдельными специалистами отмечалось, что сходства в различных подходах к консультированию гораздо больше, чем различий. В 1940 г. на симпозиуме с участием таких крупных фигур, как К.Роджерс и С.Розенцвейг, получила одобрение идея о том, что для всех успешных видов психотерапии являются общими такие факторы, как поддержка, хорошие взаимоотношения между консультантом и клиентом, инсайт и изменения в поведении.
В 1974 г. Фрэнк (Frank) выдвинул тезис: эффективность психотерапии связана первоначально не с применением особых стратегий в рамках того или иного концептуального подхода, а с рядом общих, или «неспецифических», факторов. К таким факторам относятся: построение поддерживающих отношений, предоставление клиенту разумного объяснения, позволяющего понять его/ее проблему, и совместное участие клиента и консультанта в терапевтических ритуалах.
Позднее Гринкевидж и Норкросс (Grencavage and Norcross, 1990) выделили следующие группы неспецифических, или общих, факторов, способствующих терапевтическим изменениям.
Характеристики клиента: позитивные ожидания, надежда или вера; состояние дистресса или неконгруэнтности; активный поиск помощи.
Качества терапевта:
профессионально ценные черты личности;
формирование надежды и положительных ожиданий;
теплота и позитивное отношение;
эмпатическое понимание;
наличие социального статуса терапевта;
безоценочность и принятие.
Процесс изменений:
возможность для катарсиса и эмоционального реагирования; овладение новыми элементами поведения; предоставление разумного объяснения или модели для понимания;
стимулирование инсайта (осознания);
эмоциональное и межличностное научение;
внушение и убеждение;
опыт успешности и компетентности;
эффект «плацебо»;
идентификация с терапевтом;
поведенческий самоконтроль;
ослабление напряжения;
десенсибилизация;
предоставление информации/обучения.
Методы воздействия:
использование техник;
фокусировка на «внутреннем мире»;
строгое соответствие теории;
создание благотворной окружающей обстановки;
взаимодействие между двумя людьми;
общение;
объяснение ролей клиента и терапевта.
Хотя эти факторы реализуются в рамках различных подходов по-разному, они все предназначены для усиления у клиента чувства господства над давящими внешними и внутренними силами посредством их обозначения, концептуализации и получения позитивного опыта. Такая позиция противоречит широко распространенному в среде консультантов и психотерапевтов убеждению, что к позитивным результатам для клиентов приводят исключительно применяемые ими техники и стратегии воздействия. Однако в пользу концепции общих, или «неспецифических», факторов могут быть выдвинуты следующие аргументы, полученные в результате проведенных за период 1975 —1990 гг. многочисленных исследований.
Во-первых, показано, что различные теоретические подходы и соответствующие специальные стратегии характеризуются сходными показателями успешности. Во-вторых, обнаружено, что непрофессиональные консультанты, не обученные должным образом специальным техникам, могут, похоже, работать не менее эффективно, чем получившие хорошую подготовку профессиональные консультанты. В-третьих, сами клиенты оценивают значимость «неспецифических факторов» более высоко, чем специальных техник [29. — С. 80 — 81]. Тем не менее нельзя абсолютизировать роль общих факторов, которые в любом консультативном подходе тесно взаимодействуют с теоретическими моделями и специальными техниками.
Начиная с 1960-х гг., все больше и больше практиков, как показали специальные исследования, считают себя приверженцами «эклектичного» или «интегрированного» подхода к консультированию, а не какой-либо единственной модели. Они полагают, что ни одна модель не является самодостаточной и универсальной, и заимствуют идеи и приемы из различных подходов. Именно по этой причине начало 1980-х гг. охарактеризовалось выходом в свет большого количества книг по проблематике эклектизма и интеграционизма, созданием «Журнала интегративной и эклектической психотерапии» и «Общества исследования интеграции в психотерапии», а также учебно-тренинговых программ по интегративной терапии.
Термин «эклектический» применительно к консультированию означает, что консультант для удовлетворения запросов клиента выбирает из ряда теорий и моделей наилучшие или наиболее подходящие идеи и техники. Различаются, по А.Лазарусу (A.Lazarus, 1989), несистематический и систематический (технический) эклектизм. Несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультанты не испытывают необходимости ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник. Систематический (технический) эклектизм характеризуется тем, что консультанты руководствуются предпочитаемой теорией, но кроме того привлекают техники, используемые в других видах консультирования.
В отличие от сторонников теоретического эклектизма, консультанты — приверженцы технического эклектизма «используют процедуры, взятые из различных источников, не всегда согласуя эти процедуры с теориями или дисциплинами, которые их породили» (A.Lazarus, 1989), и считают излишним добавление новых объяснительных принципов.
В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют техники, использующиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. А.Лазарус рассматривает технический эклектизм как шаг к интеграционизму, однако он подчеркивает, что при этом необходимо быть осмотрительным [9. — С. 387 — 388].
Ставший более популярным в 1980-е гг. термин «интеграция» означает более амбициозный концептуализированный подход, в рамках которого консультант создает новую теорию или модель из элементов различных теорий или моделей.
Выделяют шесть различных стратегий достижения интеграции [29.-С. 101].
1. Создание новой самостоятельной теории (своего рода «научная революция»).
2. Развитие одной из существующих теорий в таком направлении, чтобы в нее можно было ассимилировать все остальные конкурирующие или альтернативные теории (данная стратегия считается принципиально ошибочной, поскольку все существующие теории построены на совершенно различных взглядах на природу человека).
3. Фокусировка на лексиконе, словосочетаниях и понятиях, используемых в различных подходах, и развитие общего для консультирования и психотерапии языка (данная стратегия считается полезной для эффективного общения консультантов, работающих в различных подходах).
4. Фокусировка на непротиворечивых областях и общих элементах различных подходов, что позволяет вырабатывать общие понятия и техники не на уровне теории, а внутри конкретных сфер применения или компонентов консультирования (например, понятие «терапевтический альянс» или стадии изменения).
5. Более широкий обмен в сообществе практиков специальными техниками и «рабочими процедурами» (например, в процессе анализа консультативной работы друг друга), что позволяет расширить инструментарий работы с клиентами на практическом уровне.
6. Проведение специальных исследований для выделения наиболее эффективных техник воздействия в типовых случаях (так называемый «технический эклектизм»).
Тем не менее и по сей день сохранилось немало сторонников «чистого» подхода (концептуальный «пуризм»), выдвигающих против эклектизма немало серьезных аргументов. К ним, в первую очередь, относится справедливое утверждение, что в основе различных подходов лежат совершенно разные и нередко противоречивые философские взгляды (на природу человека, механизмы его аффективной сферы, поведения и пр.). В результате имеют место разные языки, интерпретации и объяснения одних и тех же феноменов, выбор разных техник воздействия, и все это может привести к путанице либо отсутствию аутентичности.
Наконец, неясно: как и на каком профессиональном языке осуществлять подготовку — обучение и супервизию — специалистов-практиков в условиях отсутствия единой теоретической модели консультирования?
Конечно, большинство практикующих консультантов находятся как бы между двумя полюсами — концептуальным и эмпирическим, и среди них нет ни «чистых теоретиков», ни «прагматичных техников».
В 1990-е гг. в рамках интегрирующего подхода все большее распространение получили так называемые «транстеоретические» конструкты, т.е. подходы, в рамках которых была сделана попытка разработать такие механизмы и процедуры направленных на изменения воздействий, которые не вписывались бы ни в одну из существующих моделей.
Наиболее яркими примерами транстеоретического подхода (можно сказать, что фактически созданы новые концептуальные модели) являются: модель «умелого помощника», осуществляющего «менеджмент проблем» Дж. Эгана (G. Egan, 1986, 1990, 1994), модель «самоутверждения» Дж. Эндрюса (J.Andrews, 1991) и когнитивно-аналитическая терапия А. Райла (A. Ryle, 1990, 1992).
В социальной работе большое распространение получила модель Дж. Эгана (G. Egan, 1994). Он предположил, что клиент ищет помощи консультанта в тех случаях, когда ему трудно справиться со своими жизненными проблемами, и первоочередная задача консультанта — помочь клиенту найти и реализовать соответствующие решения этих проблем.
Дж.Эган рассматривает консультирование как «менеджмент проблем», т.е. управление проблемами (не «решение», поскольку не все проблемы могут быть окончательно разрешены), и выделяет девять стадий помощи клиенту, из которых центральными являются три:
1) определение и прояснение проблемы: помощь клиенту в изложении его истории;
2) фокусировка;
активизация;
2) формирование целей:
разработка нового сценария и набора целей;
оценка целей;
выбор целей для конкретных действий;
3) осуществление действий: выработка стратегий действий; выбор стратегий; реализация стратегий.
Успешно проведенная 1-я стадия завершается установлением доверительных отношений и ясной картиной «текущего сценария», т.е. возникшей проблемной ситуации. На 2-й стадии в представлении клиента формируется «новый сценарий», в частности, как должна выглядеть ситуация клиента в «улучшенном» варианте. 3-я стадия связана со стратегиями достижения целей и ориентирована на развитие и реализацию действий, необходимых для перехода от «текущего сценария» к «желательному» [24; 29; 30].
Дальнейшее развитие транстеоретического подхода реализовалось в рамках концепции интегративных консультативных умений Келли (Culley, 1999). В этой модели процесс консультирования рассматривается как серия последовательных стадий: начальной, срединной и завершающей.
Базовыми навыками для всех стадий являются:
внимание и слушание, точность и конкретность;
навыки отражения: переформулирование, перефразирование, суммирование;
навыки исследования (зондирования): вопросы и утверждения.
Цели начальной стадии:
установление рабочих взаимоотношений;
прояснение и определение проблем;
диагностика и формулирование гипотез;
контрактирование.
Стратегии и процедуры начальной стадии:
изучение/зондирование: помощь клиентам в объяснении своих тревог;
приоритаризация и фокусировка: принятие решения об очередности работы с проблемами клиента и выявление стержневого момента;
коммуникация: принятие и понимание.
Цели срединной стадии:
переоценка проблем: помощь клиентам в видении самих себя и своих проблем в другой, более обнадеживающей перспективе;
поддержание рабочих взаимоотношений;
пересмотр контракта (если необходимо).
Стратегии и процедуры срединной стадии:
конфронтация (помогает клиентам осознать используемые ими самими уловки и трюки, препятствующие изменениям);
предоставление обратной связи: дает возможность клиентам понять, как их воспринимает консультант;
предоставление информации (может помочь клиентам увидеть себя в другом ракурсе);
директивные предписания: направлены на изменение привычных стереотипов поведения;
самораскрытие консультанта: рассказ о собственном опыте (используется редко);
оперативная обратная связь: предоставление клиентам точки зрения консультанта на происходящее между ним и клиентом «здесь и сейчас».
Цели завершающей стадии:
выбрать подходящее изменение: клиенты должны знать, какие изменения возможны и каких конкретно результатов они хотят добиться;
перенос результатов научения: применение результатов консультирования в работе с проблемами в повседневной жизни;
осуществление изменения: конкретные действия клиентов;
завершение консультативных отношений: предполагает признание прекращения этих отношений, а также выполнения контракта.
Стратегии и процедуры завершающей стадии:
целеполагание: определение при помощи специальных приемов (дискуссия, воображение, ролевая игра и др.) совместно с клиентами ожидаемых результатов;
планирование действий: выбор из всех доступных для клиентов возможностей и планирование конкретных действий;
оценивание: оценка успешности действий клиентов с точки зрения решения их проблем;
завершение (обзор проделанной работы, помощь клиенту в осознании всего происшедшего, работа с клиентом по преодолению чувства печали, возникшего из-за прекращения консультативных отношений).