Процесс и цели поведенческой терапии
Процесс в поведенческой терапии имеет меньшее значение, чем в других терапиях, большее значение приобретают цели, после того как невроз клиента достаточно хорошо изучен. Именно они определяют стратегии модификации поведения.
Основные цели, которые стоят перед терапевтом, можно сформулировать так: необходимо изменить малоадаптивное поведение в процессе терапии; помочь клиенту принимать эффективные решения; помочь ему решить его проблемы, связанные с поведением, а также избежать проблем, связанных с поведением в будущем.
Согласно концепции Блэкхэма (Blackham) и Зильбермана (Silberman), модификация поведения осуществляется в таком порядке:
идентифицировать поведение клиента;
наметить необходимые цели;
смоделировать ситуацию, чтобы произошло изменение поведения;
закрепить необходимое поведение или стремиться приблизиться к нему;
оценить процедуры лечения, поддерживать изменения целевого поведения [20. — Р. 15].
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Систематическая десенсибилизация
Данный метод применим к таким поведенческим реакциям, которые связаны с различными фобиями, высоким уровнем тревожности. Метод используется для формирования новых поведенческих реакций.
В основе его лежит принцип реципрокного торможения. Дж. Вольпе выделил следующие конкурирующие реакции, позволяющие получить реципрокное торможение и с помощью которых возможно изменить поведение клиента:
1) ассертивные реакции;
2) сексуальные реакции;
3) реакции релаксации;
4) дыхательные реакции;
5) реакции «облегчения тревоги»;
6) соревновательно обусловленные моторные реакции;
7) «приятные» реакции, возникающие в различных жизненных ситуациях (с медикаментозным усилением);
8-а) эмоциональные реакции, вызванные интервью;
8-6) абреакция [7. — С. 239].
В процессе поведенческой терапии формируется новая реакция и одновременно происходит условное торможение страха. Терапевт постепенно выстраивает иерархию страхов клиента и затем их объясняет. Комбинируя объяснение иерархии страхов с обучением расслаблению, терапевт уменьшает беспокойства клиента. Процесс поведенческой терапии включает в себя следующие элементы:
обучение глубокой мышечной релаксации;
создание тематических иерархий стимулов, вызывающих тревогу;
представление пунктов иерархии воображению глубокорасслабленных клиентов [7. — С. 247].
Поведенческий контракт
Поведенческий контракт является одной из техник работы с клиентом. В его основе лежит обоснование приемлемого для клиента поведения, которое желательно в тех или иных обстоятельствах. Контракт — соглашение, в котором обосновываются необходимость изменения поведения и меры, какие для этого клиенту необходимо предпринять. Соглашение может быть устное или письменное, но при этом клиент должен согласиться на условия изменения. Важным процедурным моментом является процесс ведения переговоров, который должен характеризоваться: свободой от угроз, гибкостью, реалистичностью, учитывать специфику случая. Клиент и терапевт приходят к соглашению, что цели и условия контракта могут меняться, когда в этом будет необходимость [21. — Р. 251].
Социальное моделирование
В основе данной техники лежит принцип подражания поведению других людей. Клиенту оказывают помощь, обучая его моделированию социального поведения. Образцы поведения клиенты усваивают через имитацию ситуаций, предлагаемых терапевтом. Эти стереотипы реагирования поддерживаются и закрепляются в процессе поведенческой терапии.
Парадигма поведенческой терапии достаточно широка, она позволяет ослаблять либо усиливать те или иные модели поведения. В процессе работы терапевт может использовать различные модели: звуковые модели, жизненные наблюдения, модели в снятом виде.
Ассертивный тренинг
В основе ассертивного тренинга лежит репетиция поведения в различных ситуациях. В процессе этого тренинга клиент учится передавать положительные или отрицательные эмоции без торможения или агрессии. Обучение происходит в условиях группового взаимодействия, в процессе которого клиент учится не нарушать права других клиентов, выражать свои чувства открыто и прямо, но не травмирующими способами.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ТЕРАПИЯ
В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поведенческий подход в социальной работе связан с моделями социальной адаптации, модификации поведения, с практикой социализации, в основе которых лежит бихевиористская психология и поведенческая терапия.
Человек в поведенческих подходах рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением. Индивид расширяет свой репертуар поведения через процессы социального обучения, познавая свои ошибки. В процессе социальной работы создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения, формируется опыт продуктивного поведения для реальной окружающей среды.
Окружающая среда рассматривается как источник управления стимулами и подкрепления. Она либо формирует, либо нейтрализует поведение индивидов, когда они ведут себя в ней неадаптивно в результате неподходящих или неадекватных систем подкрепления.
Исходя из этого, в поведенческих моделях социальной работы процесс оценки сосредоточен на поведенческих аспектах индивидуального функционирования, проблема клиента определяется в терминах неадаптивного поведения в контексте рефлексии окружающей среды.
Оценка включает в себя интервью, в ходе которого раскрываются следующие вопросы:
в чем видится проблема;
на что жалуется клиент;
в чем поведенческая проблема;
когда возникла проблема с поведением;
является ли проблема с поведением типичной для клиента;
кто бы мог быть посредником;
хочет ли клиент измениться;
имеет ли клиент мотивацию к изменению.
Согласно концепции М. Герберта, социальный работник после оценки определяет людей, место, время, ситуации, необходимые для изменения поведения [25. — Р. 127—128].
Окружающая среда в поведенческой социальной работе — это прежде всего другие люди, роль которых в терапевтическом процессе определяется как источник, подкрепляющий поведенческие стимулы.
Контракт в социальной поведенческой работе рассматривается как конкретная помощь, направленная на модификацию поведения, с четко прописанной программой и результатами изменения.
Модификация поведения направлена на помощь индивидам с целью получения ими образцов поведения, дающих им возможность успешно функционировать в окружающей среде. Это достигается благодаря реализации программ социализации и образовательным программам, включая опыт текущей ситуации жизни клиента, который превращается в положительный опыт изучения. Помощь несет в себе новое знание о ситуации, компетентность в поведенческих репертуарах и социальных ролях, обусловленных жизненными ситуациями. Главное усилие социальных работников направлено на формирование систем подкрепления в окружающей среде и формирование социальных систем поддержки для определенных адаптивных моделей поведения.
Социальный работник выступает в поведенческой модели помощи как эксперт, учитель, гид, охватывает широкий диапазон адаптивных, социализирующих, терапевтических функций.
В приведенной ниже таблице отражены тенденции становления бихевиористских подходов и теории социального научения, которые оказали влияние на поведенческие методы в практике социальной работы [13. — С. 120 — 121].
Таблица 2