Органические в-ва / Неорганические в-ва
Клетка
Ядро Цитоплазма
Хромосомы Органоиды:
1) Эндоплазматическая сеть
2) Рибосомы
3) Митохондрии
4) Лизосомы
5) Комплекс Гольджи
6) Клеточный центр
7) Мембрана
Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки
Хромосомы - это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз.
Органоиды - это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции.
Химический состав клетки
Пищеварительная система
Пищеварительный канал / Пищеварительные железы
1) ротовая полость 1) три пары слюнных желез
2) глотка 2) печень
3) пищевод 3) поджелудочная железа
4) Желудок 4) много мелких желез в желудке
5) Кишечник разделён на отделы:
а) 12- перстная кишка
б) тонкая
в) толстая
г) прямая
д) слепая
Функция пищеварительной системы - обеспечивать организм питательными веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами.
Назовите возможные нарушения деятельности желез внутренней секреции, укажите их причины и меры профилактики.
К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовиднаая железа, надпочечник и др. железы.
Гипогонадизм(мужской) - недоразвитие половых желез и половых органов
Причина: возникает при снижении функций половых желез, недостаточная функция гипофиза
Профилактика: заместительная терапия препаратами тестостерона, лечебная физкультура
Гипотиреоз(миксидема) - характеризуется снижением функции щитовидной железы
Причина: поражение ткани щитовидной железы, нарушение функции органов и систем, участвующих в регуляции жизнедеятельности щитовидной железы
Профилактика - витамины А, С, группы В, лечение анемии
Тетиния - снижение функции околощитовидных желез
Причина: понижение кальция в крови и повышение нервно-мышечной возбудимости
Строение и функции дыхательной системы, регуляции дыхания, газообмен в легких и тканях.
Дыхание - это процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Функции дыхательной системы обеспечивать организм кислородом и осуществлять выделение СО2 и др. газы
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и органов дыхания. Воздухоносные пути начинаются носовой полости, потом идут трахея и бронхи. Бронхи разветвляются и образуют бронхиальное дерево, которое входит в легкие, на концах бронхиол находятся алвеольярные ходы, которые ведут в легочные пузырьки - альвеолы. Основу трахеи составляют хрящевые полукольца, а основу бронхов - незамкнутые хрящевые кольца. Воздух проходит по воздухоносным путям, обогревается, увлажнется и частично очищается от пыли и от микроорганизмов. Носовая полость поделена перегородкой на две половины, внутренняя полость покрыта слизистой оболочкой, покрыта ресничтатым эпителием. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами очень тонкостенными, они выходят на поверхность полости носа и участвуют в фагоцитозе. Из носовой полости увлажненный и очищенный воздух поступает в носоглотку, потом в гортань. Гортань состоит из нескольких хрящей из них самые крупные: щитовидные, черноловидные и надгортанник.
Регуляция дыхания. Дыхание регулируется нервным и гуморальным путем.дыхательный центр находится в продолговатом мозге, содержит два отдела: центр вдоха и центр выдоха. При выдохе легкие спадаются и возбуждаются рецепторы, находящиеся в альвеолах.возникшие возбуждения передаюся по нервам в дыхательный центр, в отдел вдоха. Этот отдел приходит в вобужденное состояние и посылает импульсы в спинной мозг, а оттуда импульсы поступают к наружным межреберным мышцам и диафрагме.они сокращаются и вызывают расширение грудной клетки - происходит вдох. Теперь отдел вдох не получает раздражения и не посылает возбуждения. Дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка спадает и происходит выдох. Вдох порождает выдох.
Газообмен в легких между кровью и альвеолярным воздухом совершается путем диффузии. Альвеолы оплетены тонкостенными капиллярами, стенки альвеол и капилляров тонкие, за счет чего и происходит газообмен. Углекислый газ диффузиирует из крови в альвеолы за счет разности давления, а из альвеол диффузирует кислород, т.к. давление его выше чем в крови.
Назовите возможные нарушения в деятельности системы органов кровообращения человека, указать их причины и меры профилактики.
Инфаркт миокарда - тяжелое заболевание сердца, обусловленное острой недостаточностью кровоснабжения, возникает при поражении сердечной мышцы очагом некроза, профилактика: здоровый образ жизни, правильное питание, физические нагрузки
Аритмия сердца - нарушение деятельности сердца, связанное с изменением функций проводящей ткани , от которой зависит ритмичное и последовательное сокращение его отделов, профилактика: здоровый образ жизни, правильное питание, физические нагрузки
Ревматизм - системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердце, основная причина заболевания - стрептококк группы А, профилактика: активная санация очагов хронических инфекций и энергичное лечение острых стрептококковых заболеваний.
Первая доврачебная помощь при ушибах и переломах. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить грелку со льдом, охлаждение облегчит боль и предупредит развитие отека, уменьшит объем внутреннего кровоизлияния. (при ушибе).
При подозрении на перелом пострадавшему необходимо дать полный покой, это облегчит боль и предупредит смещении обломков костей, которые могут повредить окружающие ткани. Сломанную конечность необходимо обездвижить шиной или повязкой, если нет шины, то необходимо воспользоваться подручными средствами (доска, ветка, картон и др.). Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку, шина должна находится не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу и т.д. При открытых переломах острые концы сломанной кости рызрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы и кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину. При переломе ребра пострадавшему необходимо выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают, стянутые в положении выдоха ребра совершают ограниченные движения. При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на ровную поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь, но ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.
При травмах черепа пострадавшего необходимо уложит на спину, голову слегка приподнять во избежание внутречерпных кровоизлияний и вызвать врача.
Раскрыть особенности строения и функции сердца. Сердечный цикл, кровяное давление.
1) Сердце четырехкамерное, два предсердия, два желудочка обеспечивают кровообращение 2) Перегородка разделяет сердце на правую и левую стороны, что не позволяет крови смешиваться. 3) Створчатые клапаны обеспечивают движение крови в одном направлении: из предсердий в желудочки 4) Полулунные клапаны обеспечивают движение крови в одном направлении: из желудочков в большой и малый круги кровообращения 5) Стенки желудков толще стенок предсердий т.к. выполняют большую нагрузку, выталкивают кровь в большой и малый круги кровообращения. Стенки левого желудочка толще и мощнее т.к. он выполняет большую нагрузку чем правый, выталкивая кровь в большой круг кровообращения.
Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену трех фаз сердечного цикла: сокращение предсердий (0,1с.), сокращение желудочков (0,3с.) и общего расслабления сердца (0,4с.), весь сердечный цикл составляет (0,8с.)
Давление крови на стенки сосудов называетсякровяным давлением, оно создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно не одинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте, по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается. Нормальное кровяное давление равно 120 мм рт. ст. на 70мм рт. ст. Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.
Назовите возможные нарушения в деятельности системы органов дыхания, указать их причины и меры профилактики.
Инфекционные заболевания: грипп, туберкулез, ангина, дифтерия, бронхит, ларингит и многие другие.
Грипп - вирусное заболевание, передающееся от человека к человеку воздушнокапельным путем. Профилактика - закалка организма, употребление витаминов, вакцина, избегать повышенного контакта с людьми в период вирусной эпидемии, соблюдать определенные гигиенические требования, больные гриппом должны быть госпитализированы
Туберкулез - воспаление тканей легких, вызванного туберкулезной палочкой, она может находиться на любом предмете , которым пользовался больной. Туберкулез не только капельная, но и воздушная инфекция.
Профилактика: чтобы избежать попадания туберкулезной палочки в помещение оно должно хорошо проветриваться и быть чистыми и сухими, больные туберкулезом должны быть госпитализированы и подвергнуты лечению.
Неинфекционные заболевания: астма, силикоз
Профилактика плоскостопия.
Профилактика: выработка правильной походки - носками не в сторону, а вперёд, занятие спортом с детского возраста.
Лечение: ношение супинаторов, массаж стоп, лечебная гимнастика, плавание
Раскрыть особенности строения и функции кожи.
Кожа
Эпидермис Дерма Подкожная жировая клетчатка
Эпидермис - а) клетки эпидермиса постоянно обновляются и слущиваются б) находится пигмент защищающий кожу от солнечных ожогов в) защищает организм от проникновения жидких и газообразных в-в
Дерма - а) кровеносные и лимфатические сосуды приносят коже питательные в-ва и О2 б) сальные железы вырабатывают жир, поступающий на поверхность кожи и придающий ей эластичность. в) потовые железы выделяют пот, который испаряясь охлаждает организм, обеспечивая теплорегуляцию. г) рецепторы придают коже чувствительность.
Подкожная жировая клетчатка - а) служит подушкой, тоесть изолирующим слоем, защищающим внутренние органы от повреждения. б) яв-ся накопителем жира, питательных в-в и энергии.
Функции кожи: а) защитная б) выделительная в)теплорегуляторнаяг) в коже образуется витамин D, под действием солнечных лучей.
Показать взаимосвязь питания и здоровья. Назовите возможные нарушения в деятельности органов пищеварительной системы, укажите их причины и меры профилактики.
Ни один продукт не может полностью удовлетворять потребности организма всеми ему необходимыми веществами. Например, мясо, хотя и содержит все нужные аминокислоты, но в нем недостаточно минеральных веществ и витаминов. В хлебе много углеводов, но нет других, необходимых организму веществ. Поэтому в питание человека нужно включать белковые продукты, животные и растительные жиры, овощи и фрукты, богатые витаминами и минеральными солями. Врастительной пищи много клетчатки, стимулирующей сокращение стенок желудка и кишечника
Неправильное питание - причина многих болезней, часто, люди, имеющие избыточную массу тела, страдают ожирением.
Ожирение - не просто полнота , это болезнь, вызванная нарушением обмена веществ, работы сердца, сосудов, органов движения, снижает работоспособность человека.
Для предупреждения ожирения нужно увеличить физическую нагрузку и соблюдать правильный режим питания.
Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.
При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное место, раздеть его или расстегнуть одежду, на голову положить смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью валика из одежды.Если пострадавший не потерял сознание, ему дают выпить прохладной воды. Для снижения температуры тела пострадавшего оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы создать движение воздуха и усилить испарение. Если у пострадавшего остановилось дыхание и пульс не прощупывается, необходимо сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Немедленно вызвать врача. Такая же помощь оказывается пострадавшему подвергшемуся солнечному удару.
Показать сущность процессов обмена в-в и энергии в организме человека (3 этапа)
Подготовительный этап | Пластический обмен | Энергетический обмен |
Б е л к и | ||
Расщепление в желудке под действием фермента трипсина | Образование специфических белков (аминокислот) в рибосомах клеток | Распад с выделение Н2О и СО2, выделяется немного энергии, белки - строительный материал |
У г л е в о д ы | ||
Расщепление в желудке под действием фермента амилаза | Образование специфических углеводов (глюкоза) в митохондриях клеток | Распад с выделение Н2О и СО2, выделение большого количества энергии, источник энергии |
Ж и р ы | ||
Расщепление в 12-перстной кишке под действием фермента липаза | Образование специфических жиров (глицерин и жирные кислоты) в клетках ворсинок 12-перстной кишки | Распад с выделение Н2О и СО2, выделение большого количества энергии, источник энергии |
Кровь: состав и функции.
КРОВЬ
Плазма 60% Форменные элементы 40%
90% - Н2О 1) Эритроциты - красные кровяные клетки
10% - Белки, Жиры, Углеводы 2) Лейкоциты - белые кровяные клетки
3) Тромбоциты - кровянные пластинки
Функции крови: 1) Транспортная (переносит питательные в-ва и О2 в каждую клетку) 2) Регуляторная ( регулирует обмен в-в, в т.ч. солевой обмен, среду в желудке, переносит в органы гормоны и др. биологически активные в-ва) 3) Защитная (обезвреживает болезнетворные микробы и ядовитые в-ва, принимает участие в иммунитете) 4) Выделительная ( уносит к органам выделения, к почкам и коже продукты распада и окисления) 5) Терморегуляторная ( поддерживает постоянную температуру тела, переносит тепло от органов к коже)
Оказание первой помощи при открытых и закрытых переломов.
При подозрении на перелом пострадавшему необходимо дать полный покой, это облегчит боль и предупредит смещении обломков костей, которые могут повредить окружающие ткани. Сломанную конечность необходимо обездвижить шиной или повязкой, если нет шины, то необходимо воспользоваться подручными средствами ( доска, ветка, картон и др.). Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку, шина должна находится не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу и т.д. При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы и кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину. При переломе ребра пострадавшему необходимо выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают, стянутые в положении выдоха ребра совершают ограниченные движения. При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на ровную поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь, но ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.
При травмах черепа пострадавшего необходимо уложит на спину, голову слегка приподнять во избежание внутречерпных кровоизлияний и вызвать врача.
Охарактеризовать строение и функции выделительной системы человека.
Выделительная система - совокупность органов, выводящих из организма человека избыток воды, конечные продукты обмена веществ (углекислый газ, мочевина, мочевая кислота и др. ), а также соли и чужеродные вещества. Выделительные функции у человека выполняют почки, легкие, печень, толстая кишка, кожа. Легкие удаляют из организма диоксид углерода и воду, печень - желчные пигменты ( продукты расщепления гемоглабина), толстая кишка - соли кальция и тяжелых металлов, кожа - воду, мочевину, соли натрия и др. Однако основным органом выделения являются почки, выводящие воду, мочевину, мочевую кислоту, креатин, соли.
Мочевыделительная система
1) Две бобовидные почки
2) Два мочеточника
3) Мочевой пузырь
4) Мочеиспускательный канал
Функции мочевыделительной системы - выводить продукты обмена веществ в виде мочи.
почка почка
мочеточник мочеточник
мочевой пузырь
мочеиспускательный канал
Ферменты и их роль в организме. Понятие белки жиры, углеводы
Белки | Жиры | Углеводы |
Расщепление в желудке под действием фермента трипсин | Расщепление в 12-перстной кишке под действием фермента липаза | Расщепление в желудке под действием фермента амилаза |
Ферменты - биологические катализаторы, присутствующие во всех живых клетках. Осуществляют превращения веществ в организме, направляя и регулируя тем самым его обмен веществ. По химической природе — белки. Ферменты обладают оптимальной активностью при определенном рН, наличии необходимых коферментов и кофакторов, отсутствии ингибиторов. Каждый вид ферментов катализирует превращение определенных веществ (субстратов), иногда лишь единственного вещества в единственном направлении. Поэтому многочисленные биохимические реакции в клетках осуществляет огромное число различных ферментов. Все ферменты подразделяются на 6 классов: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, лиазы, изомеразы и лигазы. Многие ферменты выделены из живых клеток и получены в кристаллическом виде (впервые в 1926). Ферментные препараты применяют в медицине, в пищевой и легкой промышленности.
Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.
Обморожение. На обмороженные участки тела накладывают теплоизолирующие ватно-марлевые или шерстяные повязки. Повязка должна закрывать только побледневшие участки, не захватывая неизменившиеся по цвету кожные покровы. Повязку оставляют до тех пор, пока не появится чувство жара и не восстановится чувствительность обмороженного участка тела. При этом конечность должна быть неподвижной, так как сосуды становятся хрупкими и возможно кровоизлияние. Пострадавшему дают горячие питьё (чай, кофе и т.д.). При общем переохлаждении пострадавшего вносят в теплое помещение, с него снимают оледеневшую одежду, ноги укутывают ватником или другой теплой тканью и немедленно отправляют в больницу.
Ожоги. При ожогах кипящими или горячими жидкостями следует немедленно полить обожженные участки холодной водой, предварительно сняв с них одежду. Затем на обожженное место наложить стерильную повязку или чистую ткань. Нельзя прокалывать пузыри, наносить на место ожогов растительные масла, прижигающие вещества, так как они усиливают ожог и боль и замедляют заживление ран. Пораженную химическими веществами кожу нужно промывать водой в течение 15 минут. Если ожог вызван кислотой, обработать этот участок питьевой содой, и наложить стерильную повязку. При обильных поражениях кожного покрова пострадавшего необходимо доставить в больницу.
Иммунитет и его виды.
Иммунитет - невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям
Иммунитет
Врожденный Приобретенный
(видовой) (индивидуальный)
( наследственный)
Естественный Искусственный
активный пассивный активный пассивный
Иммунитет - это невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям.
Врожденный иммунитет,яв-ся наследственным признаком, видовым (кролики и собаки невосприимчивы к полиомиелиту, а человек не воспринимает возбудителей чумы рогатого скота.
Приобретенный:
а) Естественный (активный) вырабатывается у человека в процессе перенесенного заболевания (корь, коклюш), в крови после этого вырабатываются защитные в-ва антитела, на всю жизнь
б)Естественный (пассивный) иммунитет возникает путем перехода антител из крови организма матери, через плаценту матери переходят в плод, но они разрушаются через 1-2 года, и затем ребенок становится восприимчивым ко всем инфекционным заболеваниям.
Искусственный (активный) иммунитет возникает после прививки (введение в организм вакцины, содержащей убитые или ослабленные болезнетворные микробы или вирусы).
Искусственный (пассивный) иммунитет, создающийся путем введения в организм человека сыворотки, содержащей готовые антитела, но они действуют не больше месяца.
Охарактеризовать СПИД, его сущность, пути и формы распространения, меры предупреждения. СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) (AIDS — AcquiredImmuneDeficiencySyndrome), патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Известен с кон. 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах (особенно часто — при гомосексуальных); от матери плоду во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п. Первые проявления болезни (лихорадка, гепатолиенальный синдром, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения. Период вторичных проявлений, обусловленный непосредственным действием ВИЧ, длится от нескольких месяцев до 8-10 лет и завершается формированием СПИД, который в течение 1-5 лет приводит больного к смерти. В силу резкого ослабления защитных сил организма возникают различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами, бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы, истощение, гнойновоспалительные, септические процессы, пневмонии, поражения кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Меры профилактики: правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; серологическое обследование доноров, контингентов повышенного риска (мужчины-гомосексуалисты, наркоманы, больные венерическими болезнями и др.); использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).
Назвать возможные нарушения в деятельности системы органов выделительной системы, укажите их причины и меры профилактики.
Понос сбалансированое питание, физически-активная жизнь
Цистит - воспаление мочевого пузыря, обычно на почве инфекции
Нефролитиаз - образованием в мочевых органах, преимущественно в почке, солевых УкамнейФ — уратов, оксалатов, фосфатов. Следствие нарушения обмена веществ, инфекционных и других заболеваний выделительной системы. Камни могут смещаться в мочеточник, вызывая приступы болей (почечная колика), появление в моче крови.
Раскрыть особенности строения и функции органов зрения.
Глаз
Химическая реакция
Химическая энергия
Электрическая Механическая
Тепловая
Электрическая энергия обеспечивает нервную регуляцию обмена в-в.
Механическая энергия обеспечивает движение всех мышц в организме.
Тепловаяэнергия поддерживает постоянную температуру тела
Раскрыть особенности строения и функции органов слуха.
Ухо состоит из трех отделов
Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо
1) Ушная раковина 1) Слуховые косточки: 1) Улитка с рецепторами
2) Наружный слуховой проход молоточек, наковальня, 2) Вестибулярный аппарат, образованный
3) Барабанная перепонка стремечко костным лабиринтом
4) Слуховое окошко полукружных каналов - орган равновесия
Ушная раковина способствует направлению звуковых колебаний воздуха в наружный слуховой проход. Барабанная перепонка - отделяет наружное ухо от среднего. Полость среднего уха слуховой трубой соединена с носоглоткой, это обеспечивает одинаковое с атмосферным давлением воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха. В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с другом слуховые косточки, они связывают барабанную перепонку с эластичной перепонкой, овальное окно внутреннего уха. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых каналов - костный лабиринт, в нем расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха в этом сложном лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся слуховые рецепторы.
Функции органа слуха. Звуковые волны, достигая наружного уха, проходят через наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки. Слуховыекосточки среднего уха усиливают и передают колебания барабанной перепонки в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает колебания жидкости, заполняющей внутреннее ухо, эти колебания преобразуются рецепторами внутреннего уха в нервные импульсы, которые передаются в головной мозг и там преобразуются в слуховые ощущения. Функция слухового анализатора: устанавливать связь организма с внешней средой с помощью органов слуха.
Слуховой анализатор - это сложная система, состоящая из трех частей:
1) Слуховые рецепторы, расположенные на улитке (воспринимают звуковые раздражения и преобразуют их в нервные импульсы)
2) Пучок слуховых нервов (переносят нервные импульсы к головному мозгу)
3) Слуховая зона височной доли коры больших полушарий головного мозга ( нервные импульсы преобразуются в слуховые ощущения и их различие)
Охарактеризовать роль гормонов в организме человека. Объясните различие между железами внутренней и внешней секреции.
Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. Человек имеют развитую систему таких желез (гипофиз, надпочечники, половые, щитовидная и др.), которые посредством гормонов, выделяемых в кровь, участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения, обмена веществ.. Каждый из гормонов влияет на организм в сложном взаимодействии с другими гормонами; в целом гормональная система совместно с нервной системой обеспечивает деятельность организма как единого целого. Химическая природа гормонов различна — белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды. Гормоны, используемые в медицине, получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих органов животных.
Железы, имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов и на поверхность кожи называются железами внешней секреции (слезные, потовые, слюнные и т.д.)
Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь, называют железами внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечник и т.д.)
Сон, его значение и гигиена.
Сон - периодически наступающее физиологическое состояние у человека, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Главное значение сна восстанавливать деятельность организма после бодрствования. Нормальный сон подростка должен продолжаться не менее 8 часов, а взрослого человека 6-7 часов. Нарушения сна встречаются довольно часто. Причиной бессонницы может быть уменьшение двигательной активности и отсутствие физического утомления, а также изменение суточного ритма.
Нервная система человека; головной мозг - строение и функции.
Нервная система
ПНС
Клетка
Ядро Цитоплазма
Хромосомы Органоиды:
1) Эндоплазматическая сеть
2) Рибосомы
3) Митохондрии
4) Лизосомы
5) Комплекс Гольджи
6) Клеточный центр
7) Мембрана
Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки
Хромосомы - это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз.
Органоиды - это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции.
Химический состав клетки
Органические в-ва / Неорганические в-ва
1) Белки 1) H2O
2) Жиры 2) Минеральные соли
3) Углеводы
4) Нуклеиновые кислоты
Основное жизненное свойство клетки - обмен веществ.из межклеточного вещества в клетки постоянно поступают питательные вещества и кислород, выделяются продуты распада. вещества, поступившие в клетку, постоянно участвуют в процессах биосинтеза. биосинтез - это образование специфических белков, жиров, углеводов и их соединений из более простых веществ. в процессе биосинтеза образуются вещества, свойственные определенным клеткам организма. например, в клетках мышц синтезируются белки, обеспечивающие их сокращение. одновременно с биосинтезом в клетках происходит распад органических соединений. в результате распада образуются вещества более простого строения. большая часть реакций распада идет с участием кислорода и освобождением энергии. эта энергия расходуется на жизненные процессы, протекающие в клетке. процессы биосинтеза и распада составляют обмен веществ, который сопровождается превращениями энергии. клеткам свойственны рост и размножение. клетки тела человека размножаются делением пополам. каждая из образовавшихся дочерних клеток растет и достигает размеров материнской.Новые клетки выполняют функции материнской клетки.продолжительность жизни клеток различна: от нескольких часов до десятков лет. живые клетки способны реагировать на физические и химические изменения окружающей их среды. это свойство клеток называется возбудимостью. при этом из состояния покоя клетка переходит в рабочее состояние - возбуждение. при возбуждении в клетках меняется скорость биосинтеза и распада веществ, потребление кислорода, температура. В возбужденном состоянии разные клетки выполняют свойственные им функции. железистые клетки образуют и выделяют вещества, мышечные - сокращаются, в нервных клетках возникает слабый электрический сигнал - нервный импульс, который может распространяться по клеточным мембранам.
Гигиена зрения. Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое время. В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении увеличенной плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при плохом освещении. Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это может привести к сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу в транспорте, т.к. из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется кривизна хрусталиков, нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может возникнуть при недостатке в организме витамина А. Выполнять специальные упражнения для глаз. Не трогать руками глаза. Также вредное действие на зрение оказывает курение и другие яды, содержащиеся в табаке - это вызывает тяжелое поражение зрительного нерва. Необходимо соблюдать некоторые гигиенические правила: при некоторых видах работ нужно одевать защитные очки, в глаз может попасть соринка, а вместе с ней инфекция, которая может привести к серьезному заболеванию - конъюнктивит при попадании соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку. При ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но если щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза чистой водой в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо проводить профилактические меры по тренировке зрения.
1) нельзя рассматривать текст на близком расстоянии
2) располагать предмет на расстоянии 30-35 сантиметров
3) при письме свет должен падать слева (для меня справа)
4) выполнять специальные упражнения для тренировки зрения
5) нельзя читать в транспорте
6) нельзя читать лежа
7) источники сильного света нужно прикрывать
8) при необходимости употреблять витамин А
9) не курить
10) Беречь глаза от пыли
Дать характеристику понятия орган, система органов. Перечислить системы органов человека и охарактеризовать их функции.
Орган -часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют систему органов.
Органы бывают внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень, почки.
Нервная система - обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит нейронов и мелких клеток-спутников.
Дыхательная система служит для газообмена в организме. Кровеносная система служит для доставки крови во все органы организма Пищеварительная система - обеспечивает организм питательными веществами, жирами, белками, углеводами, минеральными солям, витаминами.
Опорно-двигательная система выполняет: a) опорную б) двигательную в) защитную функции. Выделительная системавыводит продукты обмена веществ.
Система органов размножения служит дляразмножения организма.
Гигиена органов слуха. Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. <