Специальные упражнения в воде при врожденной мышечной кривошее

1. И.п. – лежа на спине, руки методиста (или родителя) под затылком ребенка. Подушечками больших пальцев выполнять поглаживание грудинно-ключично-сосцевиднои мышцы на стороне поражения (шея ребенка в воде).

2. И.п. – то же. Плавное перемещение ребенка, поддерживая за голову, вправо и влево.

3. И.п. – то же. Круговые движения туловища ребенка, придерживая его за голову таким образом, чтобы пораженная сторона находилась снаружи круга.

4. И.п. – ребенок в пенопластовом чепчике, ножки опущены в воду. Методист разводит руки ребенка в стороны-вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи и усиливая тягу со стороны повреждения.

5. И.п. – лежа на животе. Придерживая ребенка одной рукой под подбородок, методист проводит его по ширине бассейна; при этом другая рука пружинящими движениями плавно придерживает приподнятое надплечье.

При легких формах ВМК рекомендуется использовать ортопедические аппараты, разработанные В.Б. Мироедовым (1996), основанные на принципе дистракции мягких тканей на стороне поражения.

При невозможности коррекции кривошеи консервативным методом прибегают к операции.

На поликлиническом этапе реабилитации занятия продолжаются в течение 9-12 месяцев. Основная задача ЛФК – полное восстановление функции оперированной мышцы. С этой целью используются различные движения головой с сопротивлением и отягощением из различных и.п. Продолжается коррекция осанки.

До 14 лет дети с ВМК находятся на диспансерном учете.

Контрольные задания

1. Клиническая картина ВВБ.

2. Консервативное лечение ВВБ. Основные средства ЛФК.

3. Приведите комплекс специальных упражнений при ВВБ для детей дошкольного возраста.

4. Клиническая картина ВК.

5. Основные средства ЛФК при лечении ВК.

6. Клиническая картина ВМК.

7. Задачи и методика ЛФК при ВМК.

8. Особенности лечения положением при ВМК для детей грудного возраста.

9. Приведите примеры специальных упражнений при ВМК для детей грудного возраста.

Глава 21

ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

Миокардит

Миокардит – поражение сердечной мышцы воспалительно-дегенеративного характера, при котором поражаются мышечные волокна или соединительнотканная строма. По характеру течения наиболее распространенными являются острый и подострый миокардит, возникающие как осложнение различных инфекционных заболеваний: скарлатины, дифтерии, краснухи, ангины и др.

Клинические признаки при миокардитах определяются степенью и распространенностью поражения миокарда, возрастом ребенка, сопутствующими заболеваниями. Отмечаются одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании пульс частый, малого наполнения; АД снижено.

Течение заболевания и реабилитационный период зависят от тяжести основного заболевания, реактивности организма, своевременного и правильно проводимого лечения. Благоприятный реабилитационный прогноз – при скарлатине и краснухе. Дифтерийный миокардит протекает тяжело и нередко может стать причиной летального исхода.

Лечение детей с миокардитом комплексное, направленное в первую очередь на устранение основного заболевания, вызвавшего развитие миокардита. Значительное место в реабилитации детей занимает ЛФК.

Задачи ЛФК для детей дошкольного возраста:

- улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда;

- активизация метаболизма миокарда и обмена веществ в организме;

- развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения;

- совершенствование моторно-висцеральных рефлексов с целью развития компенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам;

- улучшение психоэмоционального состояния ребенка.

Основная форма ЛФК – лечебная гимнастика. Занятия проводятся: на постельном режиме – индивидуально; на палатном (полупостельном) – малогрупповым методом; на свободном режиме – групповым методом.

Средства ЛФК – физические упражнения с предметами и без предметов, естественные факторы природы, массаж.

Специальными упражнениями являются упражнения, активизирующие экстракардиальные факторы кровообращения: активные упражнения для мелких мышечных групп, статические и динамические дыхательные упражнения (особенно диафрагмальное дыхание). По мере улучшения состояния ребенка постепенно расширяется объем общеразвивающих упражнений; в соответствии с психомоторным развитием включаются упражнения для развития основных движений, ходьба, подвижные игры.

Начиная со свободного режима, на занятиях ЛГ используются упражнения на велотренажере, игры. Учитывая возрастные особенности детей, в комплекс ЛГ, начиная с палатного режима, вклю­чаются упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки.

Наши рекомендации