Ситуационные задачи для разбора на занятии
1) Алгоритм разбора задач
Этап 1. Внимательное прочтение условий ситуационной задачи, уяснение содержания вопроса или задания, приведенного в конце задачи. Процесс прочтения может длиться по-разному, однако на этом этапе не стоит торопиться, а постараться вникнуть во все детали изучаемой ситуации.
Этап 2. Краткое формулирование проблемы, изложенной в задаче.
Этап 3. Определение основного раздела «Общего ухода за больными», теоретический материал из которого будет необходим для решения данной задачи.
Этап 4. Отбор теоретических положений данного раздела, которые будут использованы студентом для решения.
Этап 5. Определение других разделов «Общего ухода за больными», теоретические положения которых также могут быть востребованы при решении данной задачи.
Этап 6. Осуществление поиска алгоритмов манипуляций применительно к условиям описанной ситуации
Этап 7. Формулировка наиболее оптимального, по мнению студента, варианта решения данной задачи. Необходимо пояснить причины выбора данного варианта, чем он отличается от других возможных для осуществления вариантов. Данный этап крайне важен, так как направлен на развитие у будущего врача умений обоснованно представлять и отстаивать свою точку зрения.
2) Пример задачи с разбором по алгоритму.
Условие задачи.
Больной жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не согреется. Температура тела 40,30С. В каком периоде лихорадки находится больной? Какая помощь ему необходима?
Последовательность действий студента:
Этап 1. Внимательное прочтение условий ситуационной задачи, уяснение содержания вопроса или задания, приведенного в конце задачи. Процесс прочтения может длиться по-разному, однако на этом этапе не стоит торопиться, а постараться вникнуть во все детали изучаемой ситуации.
Этап 2. Краткое формулирование проблемы, изложенной в задаче.
По условию задачи понятно, что пациент имеет проблемы, связанные с повышенной температурой тела и лихорадкой. Необходимым действием является помощь при первом периоде лихорадки, оказывается квалифицированная медицинская помощь.
Этап 3. Определение основного раздела «Общего ухода за больными», теоретический материал из которого будет необходим для решения данной задачи.
Основной раздел – «Уход за больными с заболеваниями органов дыхания: термометрия, уход за лихорадящими больными».
Этап 4. Отбор теоретических положений данного раздела, которые будут использованы студентом для решения:
Из основного раздела может понадобиться материал по видам, периодам лихорадки, правила измерения температуры тела, регистрация ее в температурном листе, уходу за пациентом в первый период лихорадки.
Этап 5. Определение других разделов «Общего ухода за больными», теоретические положения которых также могут быть востребованы при решении данной задачи.
Потребуются знания по личной гигиене пациента, смене постельного и нательного белья, подача грелки больному, подача судна больному.
Этап 6. Осуществление поиска алгоритмов манипуляций применительно к условиям описанной ситуации.
Анализ перечня манипуляционных техник выявил те, которые могут пригодиться для решения данной ситуации:
- Алгоритм подачи судна больному.
- Алгоритм смены нательного и постельного белья больному.
- Алгоритм ухода за полостью рта.
Этап 7. Формулировка наиболее оптимального, по мнению студента, варианта решения данной задачи. Необходимо пояснить причины выбора данного варианта, чем он отличается от других возможных для осуществления вариантов. Данный этап крайне важен, так как направлен на развитие у будущего врача умений обоснованно представлять и отстаивать свою точку зрения.
- обеспечение лечебно-охранительного режима (режим психологического щажения, режим оптимальной двигательной активности, соблюдение внутрибольничного режима: врачебное наблюдение, выполнение назначений).
- регистрация температуры в температурном листе
- уход за пациентом в первом периоде лихорадки
- обеспечение проведения личной гигиены больного.
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии:
Задача № 1.
В терапевтическое отделение ЛПУ поступил больной С, 25 лет с диагнозом бронхопневмония. Из анамнеза известно, что заболел 5 дней назад ОРВИ. Больной предъявляет жалобы на сухой кашель, чувство жара, головную боль, снижение аппетита, жажду. Объективно сознание ясное, положение активное, состояние средней степени тяжести, температура тела 39,1 С, чдд 25 в мин, пульс 85 уд в мин, АД 120/80, кожные покровы гиперимированы, влажные, горячие при пальпации, склеры инъецированы, сухие, язык сухой.
Задание:
1) Составьте план ухода за пациентом.
2) Расскажите уход за лихорадящими больными.
3) Как собрать мокроту для исследования?
Задача № 2.
Пациент, находящийся на лечении в терапевтическом отделении по поводу бронхиальной астмы стал внезапно предъявлять жалобы одышку. Объективно: хрипы слышны на расстоянии, грудная клетка находится в положении максимального вдоха, бледность носогубного треугольника, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы.
Задание:
1) Определите неотложное состояние пациента и сформулируйте действия младшего медицинского персонала.
2) Расскажите правила пользования дозированным ингалятором.
Рекомендуемая литература:(основная и дополнительная).
Основная литература:
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | Наличие в ЭБС | |
в биб-лиотеке | на ка-федре | |||||
1. | Теоретические основы сестринского дела: учебник, 2-е изд., испр. и доп. | С.А. Мухина, И.И. Тарновская | М.: ГОЭТАР-Медиа, 2010 | - | Консультант студент |
Дополнительная литература:
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | Наличие в ЭБС | |
в биб-лиотеке | на ка-федре | |||||
1. | Основы сестринского дела: справочник | М.Ю. Алешкина, Н.А. Гуськова | Сп-б: Спецлит, 2009 | - | Консультант студент | |
2. | Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по общему уходу в терапии | А.Я. Чепурных, Г.В. Ивановская | ГОУ ВПО Кировская ГМА, 2008 | - |
Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры сестринского дела ___________________ С.В. Романовской
Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»__________
Зав. кафедрой:_______________(Е.А. Мухачева)