Потребность человека в белках и аминокислотах

В мире не существует единых представлений о количественной характеристике этих норм даже применительно к близким категориям населения. Тем более что мы знаем о синтезе дополнительно аминокислот в толстом кишечнике, которые вообще не учитываются при составлении белковых норм.

Вот что пишет на эту тему приверженец естественных методов оздоровления натуропат А. Чупрун в газете «Советская Россия» от 27.11.86 г. в статье «Чем обедал папуас?»:

Человек растет, и его надо кормить – факт, не требующий особых комментариев. Поэтому сегодня так называемая «белковая проблема» не менее важна, чем изыскание новых источников энергии и сырья… Ученые всего мира тщательно изучают известные источники белка: дрожжи и плесень, микроскопические грибы и бактерии, водоросли, мицелий высших грибов и высших растений.

Но вот парадокс: белковая проблема волнует кого угодно, кроме… папуасов Новой Гвинеи. Почему же? А вот почему.

До сих пор считалось (это отражено в учебниках по питанию), что в ежедневном рационе должно быть уж никак не меньше белка, чем организм требует, а для молодого, растущего человека – даже больше. Папуасы же это правило успешно игнорируют… на протяжении всей жизни. Ученые, взявшиеся за исследование их пищи, были поражены: оказалось, что они даже не обеспечивают «белкового равновесия», то есть папуас потребляет с пищей 20—30 г белка, расходуя в полтора раза больше! Не из воздуха же он берет недостающие 10—15 г?

Вот именно – из ВОЗДУХА! Советские ученые М. Олейник и С. Панчишина, приведя эти данные в книге «Дисбактериоз кишечника», называют ряд бактерий, живущих в кишечнике любого человека – они способны фиксировать азот воздуха, растворенный в пищеварительных соках, и вырабатывать из него белок.

Почему же этого не происходит у других народов планеты? Видимо, все дело в составе пищи. Папуасы питаются в основном бататом (сладким картофелем), богатым сахарами и крахмалом, но содержащим так мало белка, что кишечные бактерии просто вынуждены использовать атмосферный азот, превращая его в аминокислоты – те «кирпичики», из которых уже может строить свои белки организм человека.

Как видно из статьи, этот необычный эксперимент поставлен самой природой, папуасы живут на этом рационе не одно тысячелетие и на здоровье не жалуются. Это наглядный пример того, когда нормальная микрофлора играет роль «подсобного хозяйства». Если мы удовлетворяем нужды микробов, они могут нас легко прокормить. В нашем «цивилизованном» мире, когда усвояемость аминокислот снижена из-за термической обработки, а микробы существенно отличаются от необходимых, белковая норма завышена.

Исследованиями последних лет доказано: биологическое действие и проявление анаболических (строительных) свойств животного белка в организме наиболее высоки и всесторонни при следующих сочетаниях белка и витамина С – на каждый грамм поступающего белка 1 мг витамина С. Если это условие не соблюдается, то усваивается столько белка, на сколько хватает витамина С, а оставшаяся часть гниет и идет на корм патогенной микрофлоре.

Человеку достаточно получать из белков 4% требуемой ему энергии. Ее легко можно удовлетворить растительным питанием, и оно будет содержать необходимый набор аминокислот.

Для натуропатов приводится состав пищи, содержащей высокий процент белка.

Наилучшая пища: орехи, семечки, проросшее зерно, пивные дрожжи.

Хорошая: яйца, горох, бобы, рыба, сыр, грибы, свежее молоко.

Плохая: все хлебные злаки, обдирные крупы, мясо, кипяченое и пастеризованное молоко.

Гидролиз белков (переваривание): желудок, кишечник (поджелудочная железа).

Проиллюстрируем двумя наглядными примерами вредность потребления термически обработанных мясных продуктов.

Индуцированный автолиз

А. М. Уголев описывает такой опыт:

В прозрачную камеру, заполненную естественным желудочным соком человека, помещались «сырая» лягушка и лягушка после предварительной недолгой термической обработки. В первые несколько часов гидролиз сухожилий «обработанной» лягушки шел быстрее, однако в последующие два-три дня «сырая» лягушка полностью растворилась , тогда как структуры термически обработанной сохранились.

Это доказывает, что естественные белки, не подвергнутые предварительной термической обработке, расщепляются гораздо быстрее и качественнее, чем денатурированные (видоизмененные термической обработкой, копчением, солением и т. д.).

Выяснилось, что соляная кислота желудочного сока проникает в клетки пищи и вызывает разрушение лизосом (особые клеточные органы). В лизосомах клетки находятся ферменты – гидролазы, которые при создавшейся в ней рН среды от 3,5 до 5,5 (очень кислой) разрушают все клеточные структуры. Следовательно, желудочный сок индуцирует самопереваривание пищи ее же ферментами. Этот механизм существует как у хищных, так и растительноядных животных.

Индуцированный автолиз усиливается при температуре 37—40 °С. Под влиянием кислого желудочного сока происходит, во первых, повышение проницаемости мембран; во-вторых, изменение активности протеолитических и других ферментов; в третьих, изменяется состояние белковых клеток и тканей, в частности их чувствительность к действию ферментов.

В отличие от поверхностного действия пищеварительных соков на пищевой объект в случае индуцированного автолиза имеет место «взрыв» тканей изнутри, поскольку автолиз индуцируется по всей толщине пищевого объекта. В этом случае происходит гидролитическое расщепление всех клеточных структур.

Оказалось, что около 50% гидролиза определяется ферментами не желудочного сока, а самой автолизированной ткани.

Все животные используют аутолическое пищеварение, потребляя живые объекты (животные или растения), и только человек подвергает пищу термической обработке, «улучшая» ее.

Собственные ферменты пищеварительных соков особенно важны для утилизации структур, лишенных лизосом (белок соединительной ткани, жиры: полисахариды – у растений) с высокой скоростью.

Биохимик А. Паргетти обнаружил, что при приготовлении пищи на огне выше 54 °С в течение любого количества времени активность ферментов пропадает и автолиз становится невозможным.

Наши рекомендации