Характерные признаки методов управления

Лекция №13

Группы:Дата:

Тема:«Руководство аптечной организацией. Принятие управленческих решений».

План:

1) Сущность управленческой деятельности.

2) Методы управления.

3) Отбор персонала, оценка сотрудников и прием на работу.

4) Порядок допуска к фармацевтической деятельности.

5) Сертификация и аттестация фармацевтов.

1) Сущность управленческой деятельности.

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.

1. Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру
гим разделам теории управления.

2. Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

3. Наиболее затруднительно психологическое изучение управленческой деятельности в научном плане, так как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной категории. Изучается она во многих науках; в общем виде она определяется как индивидуальная форма общественных отношений, характеризуя способ включения личности в структуру общественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. В комплексном изучении деятельности ключевую роль играет психология.
Деятельность — это форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являются психологические компоненты, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологические свойства деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность ее строения.Мотив — основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная классификация, согласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны. Психология деятельности включает в себя два основных раздела — психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).

2) Методы управления.

Различают методы

1. Управляющего воздействия, имеющие внешнее юридическое значение и выражение, которые являются собственно методами управления

2. Организации работы аппарата управления, имеющие исключительно внутриаппаратное значение

3. Методы свершения определённых управленческих действий – методы процедурного характера.

Действие методов любой деятельности проявляется в

видеубеждения или принуждения.

С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение - вспомогательный метод, используется в случае нерезультативности убеждения, выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Таким образом, методы управления – это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников (объекты управления) для достижения поставленной цели с использованием средств убеждения или принуждения

Выделяют методы

прямого и косвенного воздействия,

формальные и неформальные.

Использование способов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия.

Методы косвенного воздействия создают условия для достижения высоких результатов.

Соотношение методов формального и неформальноговоздействия отражает характерные черты стиля управления.

Классификация, в основе которой лежат объективные закономерности производства и специфика отношений, складывающихся в процессе совместного труда, делит методы управления на три группы:

1. Административные

2. Экономические

3. Социально-психологические

1. Административные методы – как средство прямоговнеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2. Экономические методы представляют собой способы экономического (косвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления.

С помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы – стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Экономические рычаги устанавливают систему материальных стимулов, основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников.

Лекция №13

Группы:Дата:

Тема:«Руководство аптечной организацией. Принятие управленческих решений».

План:

1) Сущность управленческой деятельности.

2) Методы управления.

3) Отбор персонала, оценка сотрудников и прием на работу.

4) Порядок допуска к фармацевтической деятельности.

5) Сертификация и аттестация фармацевтов.

1) Сущность управленческой деятельности.

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.

1. Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру
гим разделам теории управления.

2. Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

3. Наиболее затруднительно психологическое изучение управленческой деятельности в научном плане, так как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной категории. Изучается она во многих науках; в общем виде она определяется как индивидуальная форма общественных отношений, характеризуя способ включения личности в структуру общественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. В комплексном изучении деятельности ключевую роль играет психология.
Деятельность — это форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являются психологические компоненты, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологические свойства деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность ее строения.Мотив — основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная классификация, согласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны. Психология деятельности включает в себя два основных раздела — психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).

2) Методы управления.

Характерные признаки методов управления

1.они органически связаны с целевым назначением управленческой деятельности

2.выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты

3.используются субъектами менеджмента в качестве средства реализации закреплённой за ними компетенции (от лат. competere — соответствовать, подходить)- наличия определённых знаний, умений)

4.имеют своим адресатом соответствующий объект

5.зависят не только от организационно-правового статуса субъекта управления, но и от формы собственности, индивидуального

или коллективного характера и т.д.

Различают методы

1. Управляющего воздействия, имеющие внешнее юридическое значение и выражение, которые являются собственно методами управления

2. Организации работы аппарата управления, имеющие исключительно внутриаппаратное значение

3. Методы свершения определённых управленческих действий – методы процедурного характера.

Действие методов любой деятельности проявляется в

видеубеждения или принуждения.

С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение - вспомогательный метод, используется в случае нерезультативности убеждения, выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Таким образом, методы управления – это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников (объекты управления) для достижения поставленной цели с использованием средств убеждения или принуждения

Выделяют методы

прямого и косвенного воздействия,

формальные и неформальные.

Использование способов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия.

Методы косвенного воздействия создают условия для достижения высоких результатов.

Соотношение методов формального и неформальноговоздействия отражает характерные черты стиля управления.

Классификация, в основе которой лежат объективные закономерности производства и специфика отношений, складывающихся в процессе совместного труда, делит методы управления на три группы:

1. Административные

2. Экономические

3. Социально-психологические

1. Административные методы – как средство прямоговнеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2. Экономические методы представляют собой способы экономического (косвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления.

С помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы – стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Экономические рычаги устанавливают систему материальных стимулов, основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников.

Наши рекомендации