Принципы организации участковой

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ТЕРАПЕВТА. ОСНОВНАЯ АМБУЛАТОРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

Учебно-методическое пособие

к практическим занятиям по поликлинической терапии для студентов

старших курсов лечебного факультета

Краснодар

2015 г.

УДК 614.212:616-082-039.57

ББК 51.1р

Г 67

Составители:

заведующий кафедрой поликлинической терапии с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

д.м.н. В.В. Горбань

Рецензенты:

заведующий кафедрой терапии № 2 ФПК и ППС

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

доктор медицинских наук, профессор С.Г. Канорский

заведующий кафедрой факультетской терапии

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

доктор медицинских наук, профессор Л.Н. Елисеева

«Принципы организации участковой терапевтической амбулаторно-поликлинической службы в РФ. Содержание работы участкового терапевта. Основная амбулаторная медицинская документация». Учебно-методическое пособие для студентов старших курсов лечебного факультета, клинических ординаторов и интернов, врачей ОВП и терапевтов / Под ред. В.В. Горбаня. - Краснодар, КубГМУ, 2015 г. - 43 с.

Учебно-методическое пособие составлено на основании Рабочей программы учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» по специальности 060101 «Лечебное дело», ФГОС-3 ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 8 ноября 2010 г. и учебного плана по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело».

Предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета медицинских ВУЗов. Может быть использовано в качестве учебного пособия для клинических интернов и ординаторов, врачей терапевтов и семейных врачей.

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

Протокол № _2_ от _05.10. 2015 г.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

ВВЕДЕНИЕ.. 5

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 6

ЗАНЯТИЕ 1. 7

Студент должен знать и уметь. 7

Студент должен владеть (формируемые компетенции). 8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК.. 8

1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ 8

1.1. История кафедр амбулаторной терапии.. 8

1.2. Ведущие практические навыки.. 8

1.3. Нормативно-правовые документы. 9

1.4. Виды медицинской помощи.. 9

1.5. Содержание работы участкового терапевта. 12

1.6. Основная амбулаторная медицинская документация. 16

1.7. Диспансеризация и профилактические осмотры.. 18

1.8. Медицинская реабилитация, III-й этап. Школы здоровья. 21

1.9. Медицинская экспертиза. 22

1.10. Организационная структура поликлиники.. 23

1.11. Дневной стационар.. 29

1.12. Стационар на дому.. 30

1.13. Отделение профилактики.. 30

2. ЗАДАЧИ ВОЗ. 33

3. КОНЦЕПЦИЯ 2020. 33

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 35

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 36

Ответы к тестовым заданиям.. 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 42

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я не верю в действия медицины самой по себе на уменьшение смертности масс и особливо в повальных болезнях. Будущее общественной медицины в руках государственной и научной администрации, а не врачебной техники.

Н.И. Пирогов

Терапевтическая амбулаторная медицина в реестре служб первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одной из ведущих и наиболее востребованных в системе организации здравоохранения Российской Федерации.

Современные требования к амбулаторно-поликлинической службе включают обеспечение всеобщей доступности и необходимого качества при оказании медицинской помощи. Указанных целей невозможно достичь без внедрения новых методов обучения или модификации существующих медицинских образовательных программ. Более того, коренного улучшения медицинского обслуживания населения можно добиться только при условии внедрения системного подхода в организации здравоохранения РФ.

В настоящее время приоритетное внимание уделяется развитию ПМСП, как основному звену в системе оказания квалифицированной медицинской помощи населению. Обучение студентов основам работы в амбулаторном звене внесет совершенно определенный вклад в улучшение работы врачей поликлиник.

ВВЕДЕНИЕ

«Русский человек готов к подвигу, и мы знаем тому множество подтверждений. Но обстоятельства, когда он совершает самоотверженный поступок, возникают редко, может быть, раз в жизни…Врач же, должен быть настроен на полную самоотдачу постоянно. И это в конечном счете определяет его общественную ценность, этим он заслуживает бережное отношение к себе».

Ф. Г. Углов

1904-2008 гг.

Учебно-методическое пособие «Принципы организации участковой терапевтической амбулаторно-поликлинической службы в РФ. Содержание работы участкового терапевта. Основная амбулаторная медицинская документация» предназначено для более детального усвоения студентами старших курсов принципов функционирования первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В данном пособии подробно изложены структура, виды и задачи амбулаторно-поликлинических учреждений города; структура и режим работы дневного стационара; показания и противопоказания для направления больных в дневной стационар. Отдельно обозначены вопросы, касающиеся прав и функциональных обязанностей терапевта территориального врачебного участка, перечислены виды выполняемых работ, указаны основная документация, график работы, расчетные нормы времени на одно посещение. В разделе лечебно-диагностической работы участкового терапевта освещены современные возможности обследования и лечения в амбулаторных условиях. Особое внимание уделено; профилактической работе: диспансеризации, мероприятиям по укреплению здоровья населения. В рамках необходимых компетенций указана основная документация: медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у-04), экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, ост­ром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма 058/у), направление на госпитализацию, обследование и консультацию (ф.057/у-04), направление на МСЭК (форма 088/у), листок нетрудоспособности; справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся (форма 095/у), рецепт (форма 107/у), рецепт на получение лекарства, содержащего наркотические вещест­ва и психотропные вещества (ф- 107/у-НП); рецепты льготной оплаты (федеральной, региональной) (форма 148-1/у-06 (л).

Обоснованность повышенных требований населения к оказанию первичной медико-санитарной помощи должна найти отклик в сознании будущих врачей, готовящих себя к профессиональной самоотдаче, включая работу в первичном звене здравоохранения.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПМСП - первичная медико-санитарная помощь

ЦМП - центр медицинской профилактики

КМП - кабинет медицинской профилактики

ОМП - отделение медицинской профилактики

ДД - дополнительная диспансеризация

МСЭК - медико-санитарная экспертиза

ВТЭК - врачебно-трудовая экспертиза

ВН - временная нетрудоспособность

ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ТЕРАПЕВТА. ОСНОВНАЯ АМБУЛАТОРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ»

Цель занятия: изучить систему организации участковой терапевтической поликлинической помощи в РФ. содержание работы участкового терапевта. Основные форматы амбулаторной медицинской документации.

Студент должен знать и уметь

Студент должен знать Студент должен уметь
1. Отечественную историю кафедр амбулаторной терапии. 2. Учебные базы кафедры поликлинической терапии ГБОУ ВПО КубГМУ 3. Ведущие практические навыки, которые обязан освоить студент при прохождении цикла по поликлинической терапии 4. Законодательные основы и нормативно-правовые документы оказания ПМСП по профилю «терапия». 5. Виды медицинской помощи. 6. Территориально-участковый принцип организации ПМСП. 7. Виды амбулаторно-поликлинических учреждений и их вклад в оказании медицинской помощи. 8. Задачи амбулаторно-поликлинической службы. 9. Структуру и функции поликлиники, штатные нормативы, оснащение кабинета врача-терапевта. 10. График работы и функциональные обязанности участкового врача. 11. Основную документацию участкового терапевта. 12. Основные показатели деятельности участкового врача. 13. Понятие стандарта медицинской помощи. 14. Принципы организации дневного стационара поликлиники. 15. Принципы организации стационара на дому. 16. Организационную структуру поликлиники (руководство поликлиники, регистратура, отделения поликлиники). 17. Медицинскую карту и права пациента. 18. Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 года и цели реформ. 19. Цели модернизации в медицине. 20. Актуальные проблемы здравоохранения. 21. Структурную эффективность ПМСП. 22. Проблемы отрасли. 23. Главные залоги системы здравоохранения. 1. Проецировать наследие отечественной медицины на реалии современной медицинской практики. 2. Выработать оптимальную схему диагностического поиска для постановки диагноза и обследования больного в условиях поликлиники; выработать комплексные лечебно-профилактические мероприятия у конкретного больного; провести экспертизу нетрудоспособности. 3. Следовать законодательным актам и нормативно-правовым документам при оказании ПМСП по профилю «терапия». 4. Реализовывать на практике различные виды медицинской помощи. 5. Соблюдать территориально-участковый принцип организации ПМСП в своей практической деятельности. 6. Выполнять задачи амбулаторно-поликлинической службы. 7. Составить график работы и функциональные обязанности участкового врача. 8. Оформить основную документацию участкового врача терапевта. 9. Следовать стандартам медицинской помощи. 10. Организовать работу дневного стационара поликлиники и стационара на дому. 11. Соблюдать права пациента.  

Студент должен владеть (формируемые компетенции)

1. Умением разработать оптимальную схему диагностического поиска для постановки диагноза и обследования больного в условиях поликлиники.

2. Умением провести комплексные лечебно-профилактические мероприятия у конкретного больного, включая пребывание его в дневном стационаре.

3. Умением классифицировать виды и формы оказания медицинской помощи.

5. Умением использовать показания к экстренной и плановой госпитализации.

6. Применением в работе основного документооборота участкового врача терапевта.

7. Использованием должностных обязанностей и показателей работы участкового врача-терапевта для эффективной работы.

8. Методикой проведения диспансеризации, профилактических осмотров, направления на реабилитацию.

9. Умением использовать возможности дневного стационара, стационара на дому в лечебно-диагностических и реабилитационных целях.

10. Методикой проведения экспертизы нетрудоспособности, правилами направления на МСЭК.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Наши рекомендации