Протокол обследования слоговой структуры слова
Вид слоговой структуры слова | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель | Примечание |
Односложные слова с закрытым слогом | мак дом сыр | |||
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов | рука роза лапа | |||
Двусложные слова с 1 закрытым слогом | сахар диван забор | |||
Двусложные слова со стечением согласных с середины слова | кукла марка утка арбуз карман | |||
Односложные слова со стечением согласных в начале слова | стол стул шкаф | |||
Односложные слова со стечением согласных в конце слова | волк тигр | |||
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова | трава брови книга | |||
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова | клумба клубника | |||
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова | корабль бинокль | |||
Трехсложные слова из 3 открытых слогов | панама канава малина | |||
Трехсложные слова с последним закрытым слогом | кошелек пулемет телефон | |||
Трехсложные слова со стечением согласных | конфеты памятник винтовка термометр тракторист | |||
Четырехсложные слова с открытыми слогами | паутина черепаха | |||
Многосложные слова из сходных звуков | клубок колосок корзина картина |
Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:
«Петя пьет горькое лекарство»
«На перекрестке стоит милиционер»
«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.
ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.
VII. Обследование состояния
Функций фонематического слуха
Д.Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи.
Предлагаемые задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи, а не только звуки, указанные в содержании задания как образец.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечание (указать характер выполнения) |
1. Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных | а, у, ы, о, у, а, о, ы, и | ||
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных | п, н, м, к, т, р | ||
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам | |||
а) звонких и глухих | п–б, д– т, к – г, ж– ш, з– с, в– ф | ||
б) шипящих и свистящих | с, з, щ, ш, ж, ч | ||
в) соноров | р, л, м, н | ||
3. Повторение за логопедом слогового ряда | |||
а) со звонкими и глухими звуками | да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за | ||
б) с шипящими и свистящими | са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ща-ча, за-жа-за; жа-за-жа | ||
в) с сонорами | ра-ла-ла, ла-ра-ла | ||
4. Выделение исследуемого звука среди слогов Подними руку, если услышишь слог со звуков «с» | ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си | ||
5. Выделение исследуемого звука среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуков «ж» | лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы | ||
6. Название слов звуком «з» | |||
7. Определите наличия звука «ш» в названии картинок | колесо, ящик - сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда | ||
8. название картинок и определение отличий в названиях | бочка – почка, коза – коса, дом –дым | ||
9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец) | чайник, ручка, мяч | ||
10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш» | сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш |
ВЫВОДЫ: ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СФОРМИРОВАНЫ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО.