Различие состояний сознания старого и нового времени
Чтобы составить себе понятие о том, что такое духовное исследование, мы должны, прежде всего, иметь представление о различных состояниях сознания, в которых человеческая душа может находиться.
В обычной жизни, которую человек ныне, в этом веке, ведет на Земле, он находится в совершенно определенном состоянии сознания. Оно характеризуется тем, что человек переживает известное различие между бодрствованием и сном, которые приблизительно, если даже и не совпадая по времени,- но согласуются с движением Солнца вокруг Земли и движением Земли вокруг своей оси. В наше время порядок, на который я тут указываю, правда; несколько нарушен. Но, оглядываясь назад; в не столь давнее время беспрерывной жизни, мы находим, что люди работали приблизительно от восхода Солнца до заката и спали от захода Солнца до восхода.
В наше время это, в известной степени, нарушено. Я знавал людей, которые спали днем и бодрствовали ночью. Часто я исследовал, почему это так делается? И люди, о которых идет речь, и большинство которых были мне знакомы как поэты или писатели, говорили, что это как раз имеет отношение к сочинительству. Но, встречая этих людей ночью, я никогда не заставал их тогда за писательством!
Мне хочется указать вам, мои уважаемые слушатели, на то, что для современного сознания важнейшим фактом является, так сказать, именно то, что мы бодрствуем в течение солнечного времени или столько же, сколько оно продолжается, а время, длящееся как ночное, мы спим.
С таким сознанием связано многое, очень многое. Оно связано с тем, что мы даем известную оценку, совершенно определенную, чувственным восприятиям, и в них видим главнейшую действительность. И когда мы переходим к мыслям, то видим в мыслях нечто чисто надуманное, и не такое действительное, как реальны для нас чувственные восприятия.
Например, человек нынче будет смотреть на стул или на нечто совершенно действительное: он может подвинуть его, слышит это; знает также, что может сесть на стул. Но самую мысль о стуле человек не рассматривает как нечто действительное. Когда всплывает мысль, о которой он полагает, что они у него в голове, - тогда он этого не слышит! Современный человек и с правом для его конституции - не верит, что может сесть на мысль о стуле. Вы будете недовольны приглашением сесть на мысль о стуле.
Многое связано с переживанием сознания, обращенного к Солнцу. Этого не было у людей, получавших из мистерий наставления и направление для всех обстоятельств своей жизни, например, у халдеев, о которых вчера я упоминал. Эти люди жили совершенно иначе в своем сознании, немели современные.
Прежде всего, можно указать на следующее явление, которая дает понимание о разнице в сознании человека того времени и современного.
Мы, с нашим летоисчислением, принимая год в 365 дней, с этим хорошенько не справляемся. Если бы мы считали так тысячелетиями, то в конце концов получилось бы нечто такое, что не согласовывалось бы более с положением солнца. Мы отстали бы от Солнца и его положений. Потому мы включаем один день в год каждые четыре года и приблизительно согласуемся в течение длительных периодов времени с солнцестоянием.
Как поступали Халдеи в этом случае в древнейшие времена? Не так, как мы. Для длительных промежутков времени они имели подобное нашему счислению, но достигали его иначе. Им было нужно, в виду того, что они исчисляли год в 360 дней, вводить каждые шесть лет целый високосный месяц. Мы после четырех лет имеем один високосный год с одним високосным днем; халдеи после семи лет вводили високосный месяц. Таким образом, они имели шесть лет с 12 месяцами и затем один год, седьмой, с 13-ью месяцами; шесть лет с 12-ью месяцами и затем снова один год, седьмой, с 13-ью месяцами, и так далее.
Видите ли, такие вещи регистрируются современными учеными. Они говорят, что это было так. Но что это связано с интенсивными изменениями состояния сознания людей, этого не знают. Эти люди, которые вводили не один високосный день каждые четыре года, а один високосный месяц через шесть лет,- смотрели на мир совершенно иначе, нежели мы.
Почему? Потому что воспринимали разницу между днем и ночью совсем не так, как мы сегодня, днем воспринимали не такую ясность и свет как мы нынче. Мы, с нашим современным сознаниям, видим людей с резкими контурами, у одного они расходятся далее, у другого менее и т.д.
Но было совершенно по иному у тех, которые получали в древних халдейских мистериях свои побуждения.
Вот что видел тогда каждый человек, представляя, например, данную картину - этот наполненный людьми зал: видели сидящих людей окруженными аурическим облаком, который сопричисляли к человеку. Если мы теперь так филистерски видим каждого человека с резкими контурами, сидящим на своем стуле и все вместе предстают так, что можно совершенно удобно каждого подсчитать,- то в те времена увидели бы левый и правый ряд стульев как бы в некоем аурическом облаке, который тянулся бы как пар, облако за облаком, имея места потемнее, которые обозначали бы людей.
Такую картину видали бы не в позднейшей, но в древнейшей Халдее. Днем видали бы лишь темные места в этом аурическом облачном образовании, и ночью - нечто совершенно подобное в состоянии сна, ибо он был тогда не настолько глубок, как нынче. Он был более сновидческим. Нынче, если бы кто-либо спал и вы все сидели бы тут, он о вас не видел бы ничего; такого сна тогда не было. Тогда и во сне видали аурическое облако слева и справа и в нем отдельных людей как светящиеся фигуры: днем в аурическом облаке их видали темными, ночью - как светлые фигуры.
Так что такого большого различия в лицезрении дневных и ночных явлений, как сегодня, в то время не было.
Не ощущали также различия между находящимся в небе Солнцем и отсутствующим Солнцем ночью, но воспринимали это явление так, что днем Солнце видели как световой шар, световой круг, а вокруг него чудесную солнечную ауру. Это я мог бы описать следующим образам.
Вот что люди представляли себе: Совсем внизу находится Земля, наверху повсюду вода и еще выше лежащий снег. Оттуда, сверху истекает Евфрат. А над всем этим был воздух. Наверху видели двигающееся Солнце, окруженное дивно-прекрасной аурой. Солнце шло с Востока на Запад (см. рисунок).
Затем представляли себе, что существует нечто, о чем сегодня говорили бы приблизительно так: вечером Солнце уходит в отверстие трубы (Rohr) и утром выходит из него. А ночное Солнце видели приблизительно следующим образам: в середине зеленовато-синим, а вокруг желтовато-красное сияние. Утром Солнце восходило из трубы, светлое в середине, окруженное аурой. Оно двигалось над небесными облаками и уходило на Западе в Небо, в эту трубу, становилось темным, аура его однако выходила за пределы отверстия в то время как оно погружалось и уходило все дальше, говорили о трубе, о полом пространстве, потому что Солнце видели тогда темным, черным. И высказывали то, что видели.
Взирая на охваченное Солнцем небо, не замечали большого различия между днем и ночью, как замечают это нынче.
В те времена видели еще и нечто совсем другое, нежели теперь, и очень сильно. Взирали на свое детство. В нем проводили первые шесть, семь лет жизни и по-настоящему считали себя находящимся тогда еще в божественном, в котором были и до того, как спустились на Землю. Затем, между 7 и 14 годом, считали себя уже несколько вышедшим из аурического духовного яйца и выходящим из него далее до двадцатых годов; и лишь с этих двадцатых годов чувствовали себя по-настоящему на Земле. Тогда уже несколько сильнее видели разницу между днем и ночью.
На собственном человеческом существе наблюдали восходящее развитие, протекающее в промежуток времени от шести до семи лет. Это согласовалось с движением Луны, а не Солнца. Луна, которая в течение 28 дней появляется то полностью, то менее освещенной, согласовалась с тем, что переживали сами люди в течение собственной жизни посредством числа шесть и семь. И тогда ощущали следующее: то, что Луна совершает в течение месяца, это проделывает человек в течение 28 лет, в четырежды семь лет.
Выражали это во внешнем исчислении времени так: включали после семи лет седьмой високосный (прибавочный) месяц. Считали Луною, а не Солнцем.
И на внешнюю природу смотрели не таким образом, как сегодня смотрят. Нынче, когда бодрствуют, видят внешнюю природу в ее резких контурах бездуховной. Тогда же видели днем и ночью внешнюю природу не в резких контурах, а в духовной ауре. Ныне днем видят все, а ночью ничего. Все это приписывают тому значению Солнца, которое обусловливает день и ночь.
Этого значения не имело Солнце для древних Халдеев в мудрости их мистерий, но значение это имела Луна, ибо она в своем образе давала отпечаток того, как возрастал человек. Ощущали себя совершенно иначе ребенком, юношей и взрослым человеком, в то время как нынче этого совсем не ощущают. Нынче уже не отмечают большого различия между первыми семью годами и вторыми семью годами. Дети стали также рассудительны, как и взрослые; необходимо изобретать специальные методы воспитания, чтобы справляться с ними. И все люди одинаково рассудительны, безразлично сколько им лет.
Подобное не имело места в Халдее. Младенцы были настолько духовны, что находились в божественно-духовном, и позднее они об этом знали, когда становились земными, вылуплялись из аурического яйца. С тем, что производило Солнце, тогда не считались, но считали по Луне, по образам, которые она представляет на Небе согласно числу семь. Потому, исчисляя время, на седьмой год и вставляли месяц, т.е. то, что имело отношение к Луне.
Этот внешний признак в развитии цивилизации, который мы сегодня считаем високосными днями, а Халдеи считали високосными месяцами, в действительности указывает на то, что различия между сознанием днем и ночью не существовало у халдеев, но зато существовали сильные различия между сознаниями отдельных возрастов человека.
Ныне, протирая утром от сна глаза, мы говорим: я спал. Древние Халдеи пробуждались на 21, 22 году, становились просветленными в своем воззрении на мир и говорили: я спал до 21, 22 лет. Они полагали, что бодрствуют до 50 лет, и что затем, во всяком случае, не засыпают как старики, а переходят в гораздо более просветленную сознательную жизнь. Посему на стариков и смотрели как на мудрых, которые входили в мир сна с тем, что они приобретали, как сознание с 20 лет и становились там необыкновенно ясновидящими.
Так переживал халдей три состояния сознания. Мы переживаем два, а третье лишь намечено как сновидческое: бодрствование, сон, сновидение. Эти состояния древний Халдей не переживал таковыми в течение смены дня и ночи, а переживал смутное, сновидческое состояние сознания до 20-го года; затем бодрственное состояние, в котором жил с миром, и когда он говорил, что пробужден вплоть до 50 лет. Потом наступало состояние, когда другие говорили про него, что он берет свое сознание земное в духовный мир и знает больше нежели другие.
Потому на стариков взирали как на знающих. Нынче этого нет, на них смотрят как на старых болванов, ставших слабоумными.
Вот то большое различие, которое захватывает человеческую жизнь вплоть до самой внутренней конституции.
Это различие необходимо уяснить себе, ибо оно означает невероятно многое для человеческого существа. Мир познают лишь когда знают о состоянии сознания, например, какое существовало у ребенка, в древней Халдее. Оно подобно, вернее - лишь похоже на наше сновидческое состояние, но гораздо более живое. Оно таково, что исходя из него можно действовать. Ныне это выступает как болезненное состояние. Но то, что теперь болезненно, было у Халдеев состоянием сознания ребенка. Дневное состояние, которое мы нынче ощущаем так по-филистерски, также еще не существовало. Говорю "по-филистерски"; потому что ведь это именно "по-филистерски" то, что мы имеем всех людей в их физических контурах! Воспринимать их и даже рисовать в этих резких контурах - это "по-филистерски"! В древней Халдее такое состояние не существовало; тогда видели людей, как я это описал, физически и аурически; видели человека насквозь, вплоть до самой души.
Существовало еще третье состояние сознания, погашенное нынче, ибо это есть то состояние, когда мы спим без сновидений. Его можно сравнить с ним.
Таким образом, мы видим, рассматривая все это исторически, что чем глубже уходим в древность, тем более находим отличия в различных состояниях сознания человека. В наше же время мы теми состояниями сознания, которые имеем в обычной жизни, особенно блистать не можем.
О том же, что переживает человек, когда спит без сновидений,- нельзя сказать ничего, ибо об этом обычно он рассказать не может.
Существует крайне мало людей, которые могут сказать еще и нынче про то, что они переживают во сне без сновидений, но их мало, очень мало. Говорят, что видеть сны - есть фантазия, а бодрственное состояние рассматривается как такое, на которое можно положиться.
У древних Халдеев было не так. Состояние сознания в детстве с живыми, ведущими также к активности сновидениями, рассматривалось как такое, в котором дети наполовину находились в доземной жизни и оттуда могли сказать о том, что принадлежало божественному миру. И на детей смотрели тогда иначе, прислушивались к ним, ибо знали, что они принесли нечто с собою из божественного мира.
Затем наступило состояние сознания, при котором люди были земными, но еще душевными в своих аурах. Также, внимая старцам, узнавали нечто о духовном мире, о происходящем в нем.
И о тех, кто все дальше продвигался в мистериях, говорилось: К пятидесяти годам они овладевают чисто-солнечным, вступают в собственно духовное состояние, из солнечных героев становятся отцами, связанными с духовной родиной людей.
На это я хотел указать вам.