Информированность об инвалидах

1. Достаточно ли на ваш взгляд освещаются проблемы ин­валидов в средствах массовой информации:

Не знаю П
Нет П п
Да П

— взрослых инвалидов

— детей-инвалидов

— родителей детей-инвалидов

2. Из каких источников вы узнаете о проблемах инва­лидов:

— телевидение

— радио

— газеты

— журналы

— популярная литература

— научная литература

— педагоги, воспитатели

— другой вариант

3. Имеются ли в России законы, защищающие права ин­
валидов:

Да Нет Не знаю

4. Имеются ли в вашем городе службы и организации, ока­
зывающие помощь инвалидам:

Да Нет Не знаю

П

— взрослым инвалидам

— детям-инвалидам

— родителям детей-инвалидов



Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА

Приложение 1



Учащиеся с ДЦП показали достаточно высоки/I процент согласия на совместное обучение в одноП школе (68%) и в одном классе (45%) вместе со здо ровыми детьми. Среди причин отказа от совместного обучения самымираспро страненными оказались:

— трудности в общении;

— боязнь насмешек и непонимания;

— опасение не успеть за темпом работы в классе.

АНКЕТА 1

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ ИНВАЛИДАХ

1. Достаточно ли на ваш взгляд освещаются проблемы ин­валидов в средствах массовой информации:



Да Нет Не знаю
п [v?   а
И С   з
п С   п

Проведенное исследование позволяет констатировать, что социальное самочувствие инвалидов-опорников имеет тенден­цию к улучшению. Большинство опрошенных считают, что] готово к интеграции в массовую школу, однако наличие труд­ностей в общении с посторонними людьми заставляет усом­ниться в соответствии желательного положения дел действи­тельному. Общество должно сделать еще не один шаг навстречу людям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их положение в социуме улучшилось.

Контрольные вопросы и задания____________

1 / Что такое социализация детей с ДЦП? Основные эта­пы и направления социализации.

2. Что такое интеграция? Основные формы интеграции.

3. Дайте определение социальной и педагогической ин­
теграции.

4. Опишите особенности психолого-педагогического со­
провождения при социальной и педагогической инте­
грации.

5. Составьте таблицу основных нормативно-праврвовых
актов в отношении детей-инвалидов с ДЦП.

6. Как изменилась готовность разных групп населения к
интеграции инвалидов в общество?

7. Как изменилось отношение детей-инвалидов к интегра­
ции в общество?

— взрослых инвалидов

— детей-инвалидов

— родителей детей-инвалидов

2. Из каких источников вы узнаете о проблемах инва­лидов:

— телевидение

— радио

— газеты

— журналы

— популярная литература

— научная литература

— педагоги, воспитатели

— другой вариант

3. Имеются ли в России законы, защищающие права ин­
валидов: -., тт

Да Нет Не знаю

П П П

4. Имеются ли в вашем городе службы и организации, ока­
зывающие помощь инвалидам:

Нет П п п
Да П п п

Не знаю

— взрослым инвалидам

— детям-инвалидам

— родителям детей-инвалидов

Приложения

Приложения



5. Перечислите, какие службы и организации оказывают помощь и поддержку инвалидам:

—недостаток инициативы

—чрезмерное чувство жалости
к себе

—другой вариант



 

Приложение 2

АНКЕТА 2

ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ

1. Как вы относитесь к инвалидам?

п п п п

Положи- Отрица- Равно-тельно - тельно душно

п п

—детства

—по зрению ]

—по слуху ]

—с нарушением движений
(«опорники», «колясочники») | |

—д психическими нарушениями [ |

2. Какие положительные черты личности вы можете от­метить у инвалидов?

4. В какой школе лучше всего было бы учиться детям-ин­валидам?

—в специальной школе | 1

—в специальном классе массовой
школы . |~|

—в обычном классе массовой
школы

—в школе индивидуального
обучения

—на дому . П

5. Как вы относитесь к тому, чтобы инвалид был (отме­тить нужное):

Положи- Отрица- Равно-тельно тельно душно



— доброжелательность

— упорство в достижении цели

— работоспособность

— терпение

— другой вариант

3. Какие отрицательные черты личности вы можете отме­тить у инвалидов?

— завистливость

— недоверие к окружающим




— соседом по дому I_ | I_ I

— соседом по квартире | | [ |

— родственником П П

— коллегой по работе (учебе) | | | |

— подчиненным | | | |

— начальником || ||

— представителем органов

власти . || ||

— врачом [~] ||

— учителем ребенка | | | |

— одноклассником ребенка ' | 1 | |

П

п

п п-п о



Не знаю

6. Нужны ли льготы для: инвалидов?

Да Нет Не знаю

п п п п п ппппп в п в

— при поступлени в вузы
и техникумы

— при приеме на работу

— в транспорте

— при лечении

— пенсия по инвалидности

„ программа трудоустроист-

7. Нужна ли государственная

—1.---------- .Г-------- ""««* -11

ва инвалидов, создание для них рабочих мест?

Да П
Не знаю П

Нет

П

3. Как вы оцениваете жизнь здоровых людей?

п
п
П

Очень Неудовлетво- Удовлетво- Хорошо Отлично
плохо рительно рительно

п

4. Имеются ли у вас трудности в общении?

Да Нет

П п п п

- с родителями

П п п
п п

— учителями

— воспитателями

— друзьями

— посторонними людьми
(в магазине, транспорте,
на улице и т. д.)



Приложение 3 АНКЕТА 3 СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИНВАЛИДОВ 1. Какое отношение к себе чаще всего вы ощущаете со роны окружающих?

сто-

2. Как вы оцениваете свою жизнь?

Очень

ПЛОХО

П


рительно П

Неудовлетво- Удовлетво­рительно

п


п п Хорошо П

Положи- Отрица- Равно-тельное тельное душное

П

Отлично

П

5. Часто ли вы ссоритесь (вступаете в конфликт)?

Да Нет Не знаю

П П п п п п
П п
п

— с родителями

— учителями

— воспитателями

— друзьями

— посторонними людьми
(в магазине, транспорте,
на улице и т. д.)

6. Что в вашей жизни определяет образование?

— мировоззрение

— влияние на окружающий мир

— место в обществе

— возможность получения знаний

— возможность получения профессии

— другой вариант


 

 
Приложения

7. Хотели бы вы обучаться вместе со здоровыми учащи­мися?

Да Нет Не знп и) п п а п

— в одной школе — в одном классе

Если нет, то укажите (по желанию) причину отказа:

8. Какую специальность вы хотели бы получить после школы?

— техническую

— гуманитарную

— психолого-педагогическую

— рабочую

— другой вариант

9. Испытываете ли вы беспокойство?

Не знаю П п

Да Нет

— о своей будущей жизни |

— о своей будущей работе | | | |

10. Причины вашей тревоги о будущем:

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамович-Лехтман Р.Я. Об особенностях нервно-пси­хического развития детей // Тезисы докладов научно-прак­тической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата. Л., 1962, 1965.

2. Акош К.,Акош М. Помощь детям с церебральным пара­
личом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей /
Пер. с англ. С. Вишневской. М., 1994.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­
ральными параличами (доречевой период). М., 1989.

4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной нев­
рологии и развитие мозга ребенка // Методологические ас­
пекты науки о мозге. М., 1983.

5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский це­
ребральный паралич. Киев, 1988.

6. Бадалян Л.О. Темин ПА., Заваденко Н.Н. и др. Прогрес­
сирующая мышечная дистрофия у детей и подростков: про­
блемы патогенеза, диагностики, лечения и профилактики //
ВНИИМИ: Обзорная информация: серия «Охрана материн­
ства и детства». 1988.

7. Брейтман МЛ. О клинической картине детского голов­
ного — мозгового паралича. СПб., 1902.

8. Вассерман ЕЛ., Катышева М.В. Многомерное клини-
ко-нейропсихологическое исследование высших психиче­
ских функций у детей с церебральными параличами // Обо-
ирение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бех­
терева. 1998. № 2.

9. Вассерман ЕЛ., Катышева М.В., Никитина Л.Н. Кли-
пико-психологический анализ проблем, возникающих в шко-
ло у детей с цереброорганическим синдромом: четыре наблю­
дения // Дефектология. 1999. № 4.





Литература

Литература



10. Выготский Л.С. Избранные психологические иссле­
дования. М., 1956.

11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом разви­
тии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

12. Выготкий Л.С. Развитие высших психических функ­
ций. М., 1960.

13. Глезерман Т.Е. Мозговые дисфункции у детей. М.,
1983.

14. Государственный доклад «О положении детей
в Российской Федерации». М., 2002.

15. Данилова Л А. Методы коррекции речевого и психичес­
кого развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.

16. Данилова Л А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности
логопедической работы при детском церебральном параличе.
СПб., 1997.

17. Дети с острым церебральным параличом // Руково­
дство по образованию / Под ред. Хеннинг Рай и Мириам
Скьюортен. М., 1989.

18. Ермоленко НА., Скворцов И А., Неретина А.Ф. Кли-
нико-психологический анализ развития двигательных, пер­
цептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей
с церебральными параличами // Журнал неврологии и пси­
хиатрии. 2000. № 3.

19. Журба Л.Т., Мастюкова ЕМ. Нарушения психомотор­
ного развития детей первого года жизни. М., 1981.

20. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (об­
зор литературы) // Альманах «Исцеление». М., 1993.

21. Иллариошкин С Л., Иванова-Смоленская И А Молеку­
лярные основы прогрессирующих мышечных дистрофий //
Журнал неврологии и психиатрии. 1998. № 10.

22. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная ра­
бота с детьми дошкольного возраста, страдающими цереб­
ральными параличами // Очерки по патологии речи и голо­
са. Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1967.

23. Ипполитова М.В., Вабенкова РД., Мастюкова Е.М.
Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга
для родителей. М., 1993.

24. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи
у детей с церебральным параличом. М,, 1985.

25. Ипполитова М.В., Чернобровкина Е.Д. Педагогам
и воспитателям о детях с отклонениями в развитии: Методи­
ческое пособие. М., 1994.

26. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.,
2001.

27. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских
церебральных параличах. Киев, 1987.

28. Каппелле В., Фарричелли М., Соре В. Лица с физиче­
скими аномалиями // Основы ортопедагогики / Под ред.
Э. Брукарт. Ьопуеп; Уагап*. 1999.

29. Климов ЕА. Образ мира в разнотипных профессиях.
М., 1995.

30. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических
заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

31. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие
функций мозга ребенка. М., 1973.

32. Комплексная реабилитация детей с детским цереб­
ральным параличом. Методические рекомендации. М.; СПб.,
1998.

33. Концепция государственного стандарта общего обра­
зования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.,
1997.

34. Концепция интегрированного обучения лиц с огра­
ниченными возможностями здоровья (со специальными об­
разовательными потребностями) // Актуальные проблемы
интегрированного обучения. М., 2001.

35. Корпев А.Н. Нейропсихологические методы исследо­
вания // Психодиагностические методы в педиатрии и дет­
ской психоневрологии. СПб., 1991

36. Коррекционно-педагогическая работа в школе для де­
тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Под
ред. И.А, Смирновой. СПб., 2000.

37. Лебединский В.В. Нарушения психического развития
у детей. М., 1985.

38. ЛурияА.Р. Развитие конструктивной деятельности до­
школьника // Вопросы психологии ребенка дошкольного воз­
раста. М., 1948.

39. ЛурияАЛ*. Высшие корковые функции человека и их на­
рушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3. М., 2000.

Наши рекомендации