Психологическая коррекция детей-миопатов
Тяжелый недуг ребенка — это всегда трагедия для родителей. Их переживания по этому поводу приводят к ухудшению обстановки в семье, негативно сказываются на ребенке.
Помочь пережить эту драму, найти силы, чтобы жить дальше и растить ребенка, принять его таким, каков он есть, и помочь ему стать таким, каким он может стать, — задача психолога.
Безусловно, основное место в системе психологической помощи детям-инвалидам должна занимать по мощь самим детям. Необходимо помочь ребенку понять себя, научиться принимать себя, радоваться жизни, раскрывать себя в творчестве, осознать свою сопричастность к жизни, выйти за пределы своего недуга, почувствовать себя уникальной и необходимой частью семьи. Помочь ребенку развить его социальные навыки, формировать у родителей детей-миопатов оптимистическое отношение к жизни. Такое отношение может появиться лишь тогда, когда люди будут чувствовать доброе, внимательное отношение к своим трудностям и проблемам, перестанут замыкаться в кругу собственных забот, в стенах собственных квартир.
Психокоррекционная работа представляет собой процесс направленного психологического воздействия на эмоциональную структуру личности с целью ее полноценного развития и функционирования.
Необходимость проведения психокор-рекционной работы с детьми-инвалидами, страдающими миопатией Дюшенна, вызвана следующими факторами:
1. Наличием у детей чувства неполноценности и неуверен
ности в .себе. Необходимо довести до ребенка уникаль
ность его прихода в этот мир, его неповторимость. Помочь
ему больше узнать о себе, разобраться в трудностях и про
блемах. Психокоррекционной задачей является под
держка человека, страдающего тяжелым заболеванием,
повышение чувства необходимости, что приводит к само
уважению и повышению самооценки. Психологическая
помощь может проходить в виде индивидуальных бесед.
2. Замкнутостью и нежеланием общаться со своими свер
стниками и другими людьми. Основное значение в пси-
хокоррекционнои работе необходимо уделять семье,
Глава XI. Психологические особенности детей с миопатией____
играющей исключительную роль в «социальной неадап-тированности». В этом случае необходимы индивидуальные беседы с родителями, приобщение их, а значит и детей к общественной жизни, может быть использована семейная психотерапия с применением ролевых игр. 3. Наличие тревожности. Эта проблема делится на две части: устранение временной, ситуационной тревожности и устранение тревожности, как свойств личности. Приемы коррекционной работы с детьми, у которых высокая ситуационная тревожность могут быть следующие: снижение значимости ситуации, вызывающей тревожность; перенесение акцента на ситуацию, менее значимую для ребенка.
Для детей с повышенной, тревожно-ст ъ ю как устойчивым свойством личности следует использовать следующие приемы:
— настройка ребенка на определенное эмоциональное со
стояние. Для этого ему предлагается мысленно связать
тревожное эмоциональное состояние с одной из мелодий
или цветом; спокойное, расслабленное — с другим, а уве
ренное, «побеждающее» — с третьим. При сильном вол
нении сначала вспомнить первое, затем второе, затем
переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз;
— ребенку предлагают представить ситуацию, где он испы
тывал полный покой и постараться воспроизвести ее;
— ребенку предлагают мысленно представить ситуацию, вы
зывающую тревогу и детально продумать свое поведение;
— делается попытка проиграть, «отрепетировать» ситуа
цию, вызывающую тревогу.
Эти виды психокоррекционной работы можно проводить индивидуально и в группах по 3—4 человека.
Учитывая физические способности данной группы детей с нервно-мышечными нарушениями, а также сложности в транспортировке и ограничение общения, необходимо проживание таких детей некоторое время в реабилитационном
§ 6. Психологическая коррекция детей-миопатов_________________
центре, где занятия будут чередоваться с медицинскими процедурами и психологической разгрузкой.
Социальная защита, реабилитация и адаптация детей-инвалидов, страдающих мышечной дистрофией — это работа не на один день, а на многие годы.
Контрольные вопросы и задания____________
1. Опишите причины миопатии Дюшенна.
2. Какие стадии выявляются в клинике заболевания Дю
шенна?
3. Дайте характеристику психологических особенностей
детей с миопатией Дюшенна и их родителей.
4. В чем особенности психодиагностики и психокорреек-
ции детей с болезнью Дюшенна?