Восприятие собственного «Я» детьми с болезнью Дюшенна

Восприятие собственного «Я» является важной отправной точкой любой деятельности человека. По мере взросления мы начинаем ассоциировать различные ощущения, восприятия и эмоции с определенными частями тела. Со временем на­ше тело становится нашим бытием и зарабатывает право быть одновременно объектом восприятия и субъектом ощу­щения. Осознание существования нашего тела подвержено разнообразным изменениям: страху боли, подовому возбуж­дению.

Схема тела формируется в процессе осознания себя как личности, видения себя окружающими и соотношения этих параметров с физиологической динамикой тела. Она тесно связана с самооценкой и слишком сложна, чтобы открыто проявляться в прямой коммуникации.

Проективные методики позволяют последовательно рас­крыть глубинные, часто неосознаваемые, детерминанты самовыражения, когда вся созидательная деятельность фор­мируется на базе существующих конфликтов и потребностей.

Рисуночные тесты являются наиболее показатель­ными при изучении схемы тела, особенно тест «Нарисуй человека».

Был использован тест «Рисунок человека» для изучения схемы или образа тела детей, страдающих прогрессирующей мышечной дистрофией Дюшена. Особенности течения дан­ного заболевания (отсутствие адекватной терапии, медленное

Глава XI. Психологические особенности детей с миопатией____

и неуклонное прогрессирование, постепенное исчезновение жизненно важных двигательных функций и ранняя смерть в возрасте 16—20 лет) приводят к деформации схемы тела. Одновременно реализуется механизм интериоризации образа «Я» в структуру схемы тела.

Рассматривая рисунки детей с миопатией, можно вы­делить общую закономерность: выделение головы и торса в единую систему, где значимы лишь туловище и голова, а конечности воспринимаются как нечто, не связанное с телом, живущее собственной жизнью. В большинстве ри­сунков конечности прорисованы неуверенно, с меняющим­ся нажимом. Некоторые их детали стираются и перерисо­вываются. Ступни ног часто показаны в форме прямоуголь­ника.

Иногда в этих рисунках недостает какой-либо конечно­сти или она отсутствует. Очень часто детали рисунка не­симметричны, неодинаковы, иногда разной длины. Во всех рисунках правая рука и правая нога фигуры человека про­рисованы лучше, чем левые. Наблюдение за больным ребен­ком, рисующим человека, показывает, что он не знает, куда и как пририсовать руку или ногу, хотя с уверенностью ри­сует квадратоподобный торс с непропорционально большой головой,, образующими «головоторс». Такие рисунки напо­минают рисунки детей 3—4 лет, которые часто рисуют боль­шую голову с конечностями, вырастающими непосредствен­но из нее.

Передвижение и исследование окружающего пространства становится наиболее важным этапом в развитии ребенка, что приводит к графической проекции головы, как интеллекту­альной сферы, и конечностей, как инструмента мануально­го изучения собственного тела и пространства. Исполнение рисунка человека в виде «головоторса» является графиче­ской проекцией торса и головы, которые стали для ребенка основным средством коммуникации и манипуляции с окру­жающими его предметами и людьми при достаточно пассив­ной роли конечностей.

У больных детей гиперстенического телосложения иска­жение торса представлено в виде прямоугольника, где плечи и талия сглажены. Это отражает, очевидно, патологию

§ 4. Восприятие собственного «Я» детьми с болезнью Дюшенна

скелетной мускулатуры спины больных. При ослаблении мышц спины фигуры больных изменяются: сглаживается талия, тело уплощается, переходя из грубо прямоугольного в квадратоподобное за счет динамики торса. У астенических больных торс на рисунке человека изображен в виде перевер­нутого треугольника, как признак идеализации образа сво­его физического облика.

Подавляющее большинство детей с миопатией (93,8%) вы­полняют рисунки малых размеров. Известно, что микрогра­фические фигуры представляются обычно индивидами, на­ходящимися в тяжелом подавленном состоянии или невро­тической депрессии. Кроме того, рисунки малых размеров свидетельствуют о наличии комплекса неполноценности, эмоциональной зависимости и чувства дискомфорта. С этими чертами личности соседствуют такие, как доступность проблем и ориентация на настоящее, что отмечается в рисовании ли­ца в анфас. Лицо четко прорисовано (93,8%), свидетельст­вуя о наличии импульса к социальному контакту. Но еще бо­лее детально социальные черты личности выражаются через рисование глаз. На рисунках у 75% больных миопатией изо­бражены большие глаза с четко прорисованными зрачками. К глазам больные дети относятся не только как к «зеркалу души», отражающему внутреннюю жизнь, но и как к основ­ному органу контакта с внешним миром. Глаза являются точкой концентрации Я» и одновременно точкой его макси­мальной уязвимости.

Компенсация чувства неполноценности проявляется при описании рисунка. Человек, изображенный на рисунке у 87,5% детей — добрый. Этот фактор может свидетельство­вать о желании ребенка представить себя в лучшем свете. Но, кроме того, прослеживается тенденция компенсировать физические недостатки духовными достоинствами. Это выражается в реакциях детей при ответах на вопрос: «Этот человек добрый или злой?» — они, не задумываясь, доволь­но эмоционально отвечают: «Конечно, добрый!» И лишь в 12,5% человек на рисунке оказывается злым, наделяясь чертами выраженной мускулинности, что, очевидно, связа­но с представлениями детей-инвалидов из неполных семей с образом отца.

Глава XI. Психологические особенности детей с миопатией____

Рисунки детей с миопатией в различных возрастных групп очень отличаются. Чем старше ребенок, тем меньше ошибок он допускает в процессе рисования человека: более четко прорисовывается шея, менее заметны деформации торса, ко­нечностей. Дети старшего возраста, встречаясь с трудностями в изображении ног, чаще рисуют сидящего в инвалидной ко­ляске, на скамейке или в кресле, на стуле, человека. В процессе освоения собственного «Я» дети часто используют фантазии и суеверия. Фантазии отражают эмоциональное ощущение ре­альности и соответствуют логическим построениям. Используя реальный взгляд на окружающий мир и фантазии, ребенок по­лагает, что оба они реальны. Недостаток знаний и опыта до­полняется фантастическими представлениями. Поэтому при слабо развитом мануальном опыте и гиподинамии, связанны­ми с клиникой основного заболевания, слабое кинестетическое и тактильное ощущения приводят к компенсаторному построе­нию схемы тела с элементами фантазирования. С возрастом приобретенные знания корректируют представление о собст­венном облике и физическом состоянии. Изменяется отноше­ние к собственному телу, корректируется схема тела, а с ней и внутренняя картина болезни.

Кроме того, у детей с миопатией отмечается тесная связь возрастной динамики рисунка с течением заболевания. Деформация пропорций тела в рисунках человека дости­гает наивысшей точки в подростковом периоде. Известно, что данный период развития человека сопровождается дос­таточно серьезной физиологической и психосоциальной перестройкой. В периоде полового созревания активизи­руются метаморфозы тела, естественно нарушающие схему тела. Возникает необходимость в построении нового телес­ного «Я». Появляется тревожность, озабоченность своим внешним обликом. Образ тела, относительно стабильный между 8 и 11 годами, претерпевает множество изменений, достигающих максимума к 14-летнему. С другой стороны, наиболее активное прогрессирование болезни при мышечной дистрофии проявляется в 11—12 лет. И если у здоровых под­ростков противоречия на уровне образа «Я» разрешаются, то у детей с миопатией они нарастают в течение всей жизни вме: сте с физической регрессией.

§ 4. Восприятие собственного «Я» детьми с болезнью Дюшенна

На этом фоне развивается состояние хронического стрес­са, который тесно связан с внутренней картиной болезни.

Возникает недооценка или переоценка болезни. В этом случае психологический образ тела приобретает большее значение, чем сенсорный, в большей степени определяя по­ведение больного. Ребенок формирует модель прогноза и ожи­даемых результатов и, сопоставляя последнюю с реальными результатами, переживает положительные или отрицатель­ные эмоции. В соответствии с этим у больного ребенка скла­дываются следующие типы эмоционального отношения: ги-понозогнозический, когда болезнь игнорируется, и больной пренебрегает лечением, гипернозогнозический, связанный с преувеличением переживаний в связи с болезнью, и праг­матический, основанный на деловом отношении к врачам и реальной оценке болезни.

В соответствии с данными типами на основании проведен­ной беседы с детьми-инвалидами и их родителями, а также по итогам наблюдении за поведением больных детей в сво­бодное время и их играми и по результатам психологическо­го тестирования, дети были разделены на три группы. Рисуночные тесты каждой из полученных групп имели свои особенности, раскрывая общие внутригрупповые психосоци­альные и эмоциональные черты личности. Самой многочис­ленной оказалась группа с гипонозогнозическим типом (46,17%). Гипернозогнозический и прагматический типы в процентном соотношении составляли, соответствен­но, 21,9% и 32,0%

Рисунки детей с гипонозогнозическим типом отношения \ к болезни выполнены с неровным, переменчивым нажимом с преобладанием кривых линий. Обычно такие дети рас­полагают сам рисунок в верхней части листа, смещая его влево. Фигура человека не имеет ушей, акцентируется шея. Во время беседы по рисунку ребенок говорит, что на нари­сованного человека никто не смотрит. Ему, как правило, вдвое больше лет, чем самому рисующему. Интерпрета­ция полученных результатов выявляет эмоциональную лабильность, нестабильную, достаточно конфликтную на­туру, имеющую высокий уровень надежд, иногда, нере­альный уровень оптимизма и завышенную самооценку.

11. Зак. 7784. Шишщына


ГлаваХ!.

Психологические особенности детей с миопатией

Психологические проблемы этих детей центрированы на про­шлом негативном опыте и с этим связан чрезмерный конт­роль за проявлениями своих эмоций, являющийся одной из причин замкнутости.

Дети, имеющие гипернозогнозический тип отношения к болезни, выполняют рисунки с нажимом, сла­беющим в процессе рисования, в рисунках мало гнутых ли­ний, много острых углов. Располагаются такие рисунки в нижней части листа бумаги, смещаясь вправо. Фигуры человека прорисовываются с увеличенными ушами, когда шея отсутствует. При описании рисунка ребенок сообщает, что на фигуру человека смотрит сам рисующий. Нарисо­ванному человеку либо очень мало лет (1 год, 3 года), либо фантастически много (1000 лет). Анализ результатов выявил следующие психологические черты: утомляемость, склон­ность к депрессии. Агрессивность и плохая адаптация в об­ществе сочеталась с чувством беззащитности и, заниженной самооценкой. Такие дети испытывают страх перед будущим и глубоко интравертированы.

Последняя группа детей с прагматическим отношением к болезни выполняла рисунки с сильным нажимом. Фигура человека была прорисована с преобладанием вертикальных линии, а сам рисунок помещался в центре. Дети говорили, что изображают кого-либо из членов семьи. На вопрос «Кто смотрит на человека?» — дети отвечали: «Люди». Возраст фигуры человека, оказывался адекватным возрасту испытуе­мого. Интерпретация элементов рисунка и качества его вы­полнения выявляли энергичность, настойчивость рисующе­го, на фоне самоуверенности и упрямства. Такой ребенок чув­ствовал себя в безопасности, ориентировался на ситуацию «здесь и теперь». Был хорошо адаптирован в обществе, хотя и испытывал некоторую тревогу при отсутствии значимых членов семьи.

Изложенные данные имеют определенную практическую ценность. С их учетом следует разрабатывать мероприятия, улучшающие психологическую обстановку в семье ребенка-инвалида, и, центрируясь на изменении отношения детей к болезни, проводить социально-психологическую реабили­тацию детей с миопатией.

§ 5. Взаимоотношения в семье ребенка с болезнью Дюшенна

 

Наши рекомендации