Коррекционно-педагогический процесс реализуется
в две ступени:
I ступень — пропедевтическая — включает
воспитание детей в возрасте от 1 года до 4 лет.
На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа
1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении: а) создание положительной установки на посещение дет- |
ского сада; |
\ к усвоению программ II ступени.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс.
2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности:
а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
б) формирование функций передвижения, манипулирования, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения.
3. Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.
II ступень — основная — включает воспитанно детей в возрасте от 4 до 7 лет.
На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.
Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организации двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за столом, во время проведения игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройку из кубиков. Педагог замечает, что ребенок с ДЦП устал и начинает отвлекаться. Он должен подойти к нему, попросить встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности — для ребенка отдых. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Педагог может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых.
Педагогу важно помнить, что у детей с ДЦП не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении.
§ 1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях
Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.
Основными направлениями работы педагога по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму.
При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с ДЦП, так же как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны Взрослого. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.
[ |
Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигательные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.
Для развития двигательных умений педагогу [:• нужно использовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные I движения), открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск, поднимать трубку. При помощи имитации детей Г обучают таким действиям, как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т. д. Такие занятия [; ребенку интересны, и тогда он быстрее овладевает тем или иным действием.
В процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители детей. Они отрабатывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Домашние задания, предлагаемые логопедом и педагогом для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП____________
Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.
Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются все функции (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности.
Перед школой особенно важно развивать у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить.
Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха.
Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.
| Диагностика готовности к обучению
Контингент детей с ДЦП и другими поражениями опорно-двигательного аппарата очень разнороден по структуре как двигательного нарушения, так и познавательной деятельности.
Дети с ДЦП имеют разнородные комплексные нарушения движения, у многих поздно формируется навык прямостояния и ходьбы, в связи с этим не все дети посещают детский сад, где проходит подготовка к школе.
Большинство детей с церебральным параличом, даже прошедшие дошкольную подготовку, все еще имеют трудности
§ 2. Диагностика готовности к обучению
I усвоении учебного материала, обусловленные нарушением [развития познавательной деятельности, психического разви-рия и речи.
Определить сразу оптимальный подход в обучении, про-Ьрамму для обучения и коррекции невозможно без психоло-|го-педагогического изучения и наблюдения за каждым ре-[Венком в динамике. У большинства больных ДЦП имеются •арушения зрения, слуха, кинестезии, вестибулярной сис-мемы, что обусловливает трудности при диагностике уровне [познавательной деятельности и подборе адекватной програм-|мы обучения в начальной школе.
Для всестороннего изучения возможностей ребенка, его |психолого-педагогической диагностики в динамике обучения
и определения наиболее адекватного варианта обучения [в школе организуется обучение в диагностическом (подгото-(вительном) классе.
В диагностическом классе реализуются следующие задачи:
— определение функциональной готовности к обучению;
— изучение структуры психического развития ребенка с вы
явлением сохранных функций;
— определение оптимальных методик обучения конкретно
го ребенка на основе изучения его познавательной деятельности и личности;
— выбор наиболее эффективных путей коррекции и компенсации сенсомоторных функций;
— формирование мотивов учебной деятельности;
—• воспитание навыков самообслуживания;
— снятие гиперопеки, перестройка системы отношений ребенка с родителями и окружающими;
— определение ведущего типа речевого расстройства;
— формирование стереогноза;
— работа по обратному развитию позотонических рефлексов;
— подбор адекватных путей обучения графическим навыкам в соответствии с характером двигательного дефекта.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________
Наполняемость диагностических классов — до семи человек для детей с ДЦП при нормальном интеллекте и до пяти человек при снижении интеллекта. Срок обучения 1 год. Продолжительность урока 30 мин. Во время урока и между уроками проводятся динамические паузы и перемены.
Психолог о-п едагогическая д и а г н с тик а в к люч а е т:
— психологические срезы, проводимые три раза в году;
— психолого-педагогическое и медицинское наблюдение
и сопровождение в динамике учебного процесса;
— проведение психолого-медико-педагогических консилиз
мов по обсуждению процесса и результатов обучение
учащихся.
Программа диагностического класса составлена с учетом особенностей двигательного и познавательного развития учащихся с ДЦП на основе использования развивающих и коррекционных игр.
Ведущей деятельностью для детей с ДЦП в возрасте 7—8 лет остается игровая. Подбирая игровые методики, тренируют целенаправленно двигательные, психические и речевые навыки. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных движений. В игре быстрео вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для компенсации нарушений.
Коррекционно-развивающее обучение в диагностическом классе осуществляется в единстве с диагностикой.
Диагностику готовности к обучению проводят в диагностическом классе учитель-вместе с психологом в присутствии родителей в три этапа в течение учебного года:
1 — первая неделя сентября;
2 — последняя неделя декабря;
3 — последняя неделя мая.
На / (начальном) этапе проводится индивидуальное знакомство с каждым ребенком с целью получения первоначальной I
§ 2. Диагностика готовности к обучению
.
Психологической оценки негативных и позитивных особенно-&тей детей (установление зоны ближайшего развития) и разра-тки на этой основе индивидуальных, дифференцированных екомендаций.
Систематическая комплексная и индивидуальная психо-цого-педагогическая игровая диагностическая работа с деть-ми в сочетании с коррекцией на протяжении учебного года [обеспечивает возможности для установления динамики развития каждого ребенка и группы в целом по формированию юсобности к обучению. В игровой форме дети выполняют а;ания в определенной последовательности, хотя опорный пгоритм не дается.
При этом выясняют:
— запас знаний об окружающем мире в виде общих пред
ставлений;
— конкретные особенности их простейшей систематизации;
— специфика использования детьми имеющихся знаний
в процессе решения мыслительных задач.
При оценке саморегуляции мыслительной деятельности учитывают:
— степень понимания;
— принятие задания;
— сохранение задания до конца выполнения;
— качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке
результатов.
Учет психологических особенностей детей производится после трудных заданий, с которыми ребенок не справляется, путем более легких; положительной эмоциональной окраски, устранения негативизма, желания выполнять задание.
Ряд вопросов выявляет этические особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми, необходимые для коллективных форм обучения.
В процессе игровой деятельности ребенок пытается ответить на простые вопросы, т. е. выявляется его умение
ДЦП |
Глава X. Комплексная реабилитация детей с
- "Ч
выполнять два действия одновременно, что необходимо дл|
дальнейшего обучения. Ц
Участие родителей в первом знакомстве заключается в наблюдении за деятельностью ребенка, родители расскл зывают о раннем развитии и наиболее характерных особен ностях своего ребенка. Родители получают рекомендации, как играть с ребенком дома и осуществлять психологическу к I поддержку с учетом его индивидуальных особенностей.
II этап (промежуточный) — диагностика школьной готовности предусматривает выявление динамики, которую отмечают учитель и родители, и продолжение работы, с деть ми в классе и в домашних условиях.
/// этап является итоговым по результатам обучения детей в диагностическом классе.
Таким образом, в диагностическом плане ребенок, прежде чем войти в коллективный процесс обучения, устанавливает индивидуальный контакт с учителем, знакомится с ним, что крайне важно для детей с ДЦП, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.
По окончании диагностического класса на психолого медико-педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшего обучения учащихся с учетом достигнутого уров ня, потенциальных возможностей, психофизического статуса и особенностей развития личности ребенка.
Ученику, пропустившему более 50% учебного времени, предоставляется возможность повторного обучения в диагностическом классе.