Коррекционно-педагогический процесс реализуется

в две ступени:

I ступень — пропедевтическая — включает

воспитание детей в возрасте от 1 года до 4 лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в до­школьном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа

1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении: а) создание положительной установки на посещение дет-
ского сада;

\ к усвоению программ II ступени.



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс.

2. Создание психологической основы развития разных ви­дов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, воспри­ятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

б) формирование функций передвижения, манипулиро­вания, имитации, соотнесения, обозначения, осмыс­ления и замещения.

3. Формирование первичных умений и навыков разных ви­дов деятельности: общения, игры, познавательной дея­тельности, творчества, самообслуживания.

II ступень — основная — включает воспитанно детей в возрасте от 4 до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного вос­питания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с це­ребральным параличом, должен помнить о правильной организации двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наи­более удобную позу во время работы за столом, во время про­ведения игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, поэто­му взрослый обязательно должен с детьми проводить физ­культурную паузу. Например, дети делают постройку из кубиков. Педагог замечает, что ребенок с ДЦП устал и на­чинает отвлекаться. Он должен подойти к нему, попросить встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять ка­кую-либо из них. Смена активности — для ребенка отдых. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Пе­дагог может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых.

Педагогу важно помнить, что у детей с ДЦП не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении.

§ 1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях

Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы педагога по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму.

При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с ДЦП, так же как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны Взрослого. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

[

Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигательные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умений педагогу [:• нужно использовать различные наборы замков, кранов, теле­фоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные I движения), открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск, поднимать трубку. При помощи имитации детей Г обучают таким действиям, как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т. д. Такие занятия [; ребенку интересны, и тогда он быстрее овладевает тем или иным действием.

В процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители детей. Они отрабатывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Домашние зада­ния, предлагаемые логопедом и педагогом для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.




Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП____________

Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются все функции (опорная, указывающая, отталкивающая, хвата­тельная), составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности.

Перед школой особенно важно развивать у детей те дви­жения рук, на основе которых затем формируются двигатель­ные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движени­ям рук и действиям с предметами не нужно спешить.

Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрос­лого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший ус­пех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помо­гут добиться настоящего успеха.

Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родите­лей следует обращать на формирование у детей двигатель­ных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.

| Диагностика готовности к обучению

Контингент детей с ДЦП и другими поражениями опор­но-двигательного аппарата очень разнороден по структуре как двигательного нарушения, так и познавательной дея­тельности.

Дети с ДЦП имеют разнородные комплексные нарушения движения, у многих поздно формируется навык прямостояния и ходьбы, в связи с этим не все дети посещают детский сад, где проходит подготовка к школе.

Большинство детей с церебральным параличом, даже про­шедшие дошкольную подготовку, все еще имеют трудности

§ 2. Диагностика готовности к обучению

I усвоении учебного материала, обусловленные нарушением [развития познавательной деятельности, психического разви-рия и речи.

Определить сразу оптимальный подход в обучении, про-Ьрамму для обучения и коррекции невозможно без психоло-|го-педагогического изучения и наблюдения за каждым ре-[Венком в динамике. У большинства больных ДЦП имеются •арушения зрения, слуха, кинестезии, вестибулярной сис-мемы, что обусловливает трудности при диагностике уровне [познавательной деятельности и подборе адекватной програм-|мы обучения в начальной школе.

Для всестороннего изучения возможностей ребенка, его |психолого-педагогической диагностики в динамике обучения

и определения наиболее адекватного варианта обучения [в школе организуется обучение в диагностическом (подгото-(вительном) классе.

В диагностическом классе реализуются следую­щие задачи:

— определение функциональной готовности к обучению;

— изучение структуры психического развития ребенка с вы­
явлением сохранных функций;

— определение оптимальных методик обучения конкретно­
го ребенка на основе изучения его познавательной дея­тельности и личности;

— выбор наиболее эффективных путей коррекции и компен­сации сенсомоторных функций;

— формирование мотивов учебной деятельности;
—• воспитание навыков самообслуживания;

— снятие гиперопеки, перестройка системы отношений ре­бенка с родителями и окружающими;

— определение ведущего типа речевого расстройства;

— формирование стереогноза;

— работа по обратному развитию позотонических реф­лексов;

— подбор адекватных путей обучения графическим навы­кам в соответствии с характером двигательного дефекта.

Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________

Наполняемость диагностических классов — до семи чело­век для детей с ДЦП при нормальном интеллекте и до пяти человек при снижении интеллекта. Срок обучения 1 год. Про­должительность урока 30 мин. Во время урока и между уро­ками проводятся динамические паузы и перемены.

Психолог о-п едагогическая д и а г н с тик а в к люч а е т:

— психологические срезы, проводимые три раза в году;

— психолого-педагогическое и медицинское наблюдение
и сопровождение в динамике учебного процесса;

— проведение психолого-медико-педагогических консилиз
мов по обсуждению процесса и результатов обучение
учащихся.

Программа диагностического класса составлена с учетом особенностей двигательного и познавательного развития учащихся с ДЦП на основе использования развивающих и коррекционных игр.

Ведущей деятельностью для детей с ДЦП в возрасте 7—8 лет остается игровая. Подбирая игровые методики, тре­нируют целенаправленно двигательные, психические и рече­вые навыки. Увлеченность игрой, положительный эмоциональ­ный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных движений. В игре быстрео вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для компенсации нарушений.

Коррекционно-развивающее обучение в диагностическом классе осуществляется в единстве с диагностикой.

Диагностику готовности к обучению проводят в диагно­стическом классе учитель-вместе с психологом в присутст­вии родителей в три этапа в течение учебного года:

1 — первая неделя сентября;

2 — последняя неделя декабря;

3 — последняя неделя мая.

На / (начальном) этапе проводится индивидуальное зна­комство с каждым ребенком с целью получения первоначальной I

§ 2. Диагностика готовности к обучению

.

Психологической оценки негативных и позитивных особенно-&тей детей (установление зоны ближайшего развития) и разра-тки на этой основе индивидуальных, дифференцированных екомендаций.

Систематическая комплексная и индивидуальная психо-цого-педагогическая игровая диагностическая работа с деть-ми в сочетании с коррекцией на протяжении учебного года [обеспечивает возможности для установления динамики раз­вития каждого ребенка и группы в целом по формированию юсобности к обучению. В игровой форме дети выполняют а;ания в определенной последовательности, хотя опорный пгоритм не дается.

При этом выясняют:

— запас знаний об окружающем мире в виде общих пред­
ставлений;

— конкретные особенности их простейшей систематизации;

— специфика использования детьми имеющихся знаний
в процессе решения мыслительных задач.

При оценке саморегуляции мыслительной деятель­ности учитывают:

— степень понимания;

— принятие задания;

— сохранение задания до конца выполнения;

— качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке
результатов.

Учет психологических особенностей детей производится после трудных заданий, с которыми ребенок не справля­ется, путем более легких; положительной эмоциональной окраски, устранения негативизма, желания выполнять за­дание.

Ряд вопросов выявляет этические особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми, необходимые для кол­лективных форм обучения.

В процессе игровой деятельности ребенок пытается от­ветить на простые вопросы, т. е. выявляется его умение


ДЦП

Глава X. Комплексная реабилитация детей с

- "Ч

выполнять два действия одновременно, что необходимо дл|
дальнейшего обучения. Ц

Участие родителей в первом знакомстве заключается в наблюдении за деятельностью ребенка, родители расскл зывают о раннем развитии и наиболее характерных особен ностях своего ребенка. Родители получают рекомендации, как играть с ребенком дома и осуществлять психологическу к I поддержку с учетом его индивидуальных особенностей.

II этап (промежуточный) — диагностика школьной готовности предусматривает выявление динамики, которую отмечают учитель и родители, и продолжение работы, с деть ми в классе и в домашних условиях.

/// этап является итоговым по результатам обучения де­тей в диагностическом классе.

Таким образом, в диагностическом плане ребенок, преж­де чем войти в коллективный процесс обучения, устанавли­вает индивидуальный контакт с учителем, знакомится с ним, что крайне важно для детей с ДЦП, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.

По окончании диагностического класса на психолого медико-педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшего обучения учащихся с учетом достигнутого уров ня, потенциальных возможностей, психофизического стату­са и особенностей развития личности ребенка.

Ученику, пропустившему более 50% учебного времени, предоставляется возможность повторного обучения в диаг­ностическом классе.

 

Наши рекомендации