Коррекция речевых нарушений при спастической дизартрии
Коррекция речи при этой форме дизартрии включает следующие основные направления [Л .А. Да-г нилова, 1997]:
1. Нормализация тонуса вартикулярномаппарате,
мимической мускулатуре и конечностях.
— подбор специальной позы, при которой наблюдается мак
симальное снижение тонуса и минимальное влияние па
тологических рефлексов в процессе речевого акта;
— покачивание торса ребенка и легкое потряхивание
всех конечностей.
2. Развитие и формирование кинестетиче
ского контроля:
— формирование кинестетического следового образа
в артикуляторной мускулатуре (логопед своей рукой
воспроизводит определенное положение языка и губ
у ребенка в зависимости от артикуляции звука);
— массаж артикуляторной мускулатуры по общеприня
той методике и точечный массаж методом штопора.
3. Формирование слухового контроля за
произношением и развитием фонематического анализа:
— игры-упражнения в звукоподражании;
— работа по развитию фонематического анализа и син
теза по общепринятым методикам.
4. Нормализация проприоцептивной дыха
тельной мускулатуры:
— работа по удлинению выдоха;
— формирование умения задерживать дыхание и регу
лировать силу и толчок выдыхаемой струи,
5. Формирование речевого дыхания вне фо
нации:
— постановка грудно-брюшного дыхания;
— отработка синхронного дыхания с логопедом.
6. Формирование синхронности речевого ды
хания и голосоподачи:
— отработка синхронного дыхания на слогах: АХ,
УХ, ИХ;
— отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки
ребенка и логопеда при пении гласных а—, у—, и—.
7. Коррекциянарушенийзвукопроизноше-
н и я. Последовательность постановки звуков и коррекции
звукопроизношения зависит от локализации параличей
и парезов в артикуляторном аппарате и индивидуальных
компенсаторных способностей ребенка. В первую очередь
ставятся те звуки, при образовании которых соответст
вующие отделы языка и губ наименее спастичны.
Коррекция речевых нарушений при гиперкинетической дизартрии
Среди церебральных параличей у детей особо сложный характер имеют гиперкинетические формы.
Коррекция речи при этом заболевании особенно тесно связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов |и по восстановлению произвольных движений, поскольку гиперкинезы артикулярного аппарата являются проявлением общего заболевания. При попытке к речи или при
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 6. Коррекция нарушений речи
выполнении намеренных движений органами артикулярно-го аппарата гиперкинезы усиливаются не только в самом аппарате, но и в других частях тела.
Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в арти-куляторном аппарате определяет особенности поражения экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голосовых связок делают голос прерывистым, затухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.
Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать но только при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обусловливается гиперкинезами голосовых связок. При гиперкинезах в области мягкого нёба голосоды-хательная струя периодически попадает в носовую полость, и произношение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка страдает произношение соответствующих групп звуков (переднеязычных, заднеязычных, среднеязычных). Гиперкинезы в губной мускулатуре приводят к нарушению всех губных звуков.
Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение получается с грубыми дефектами. К тому же эти больные в процессе речевого акта быстро утомляются.
Основным направлением восстановительных мероприятий является подавление насил ь с твенных движений. При этом большое внимание уделяется восстановлению статических положений с задержкой движений и выработке умения сохранять состояние покоя.
Основные направления коррекционнойработы на индивидуальных занятиях:
1. Подбор для больного ребенка поз ы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений
были бы минимальны. При этом применяется фиксация конечностей и головы в среднем положении — в тех случаях, когда гиперкинезы отдельных частей тела вызывают или усиливают насильственные движения арти-кулярного аппарата, а также тогда, когда попытки к речи усиливают непроизвольные движения отдельных частей тела.
, Обучение ребенка удерживать мышцы лица в'состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на основе обучения расслаблению мышц: — Психотерапевтическое воздействие, основная цель которого — снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального покоя. Подобного состояния можно добиться объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда, в зависимости от цели воздействия, должен быть спокойным и властным, мягким и жестким, но без лишних звонких модуляций. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь эмоциональный фон. После этого следует перейти к пассивным поворотам головы в любом направлении с одновременной фиксацией раздражимых областей.
— Массаж в основном одного типа: легкое плоскостное поверхностное поглаживание. Движения способствуют оживлению кинестетического анализа, повышению кинестетического контроля. Массаж лицевых мышц выполняют в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляторной зоны. По длительности — не более 5 минут, в медленном темпе. Подключается точечный перекрестный массаж тормозным методом.
— Пассивные движения двух видов: статические и динамические. Статические: когда ребенок говорит, логопед затормаживает насильственные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведение
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 6. Коррекция нарушений речи
рук, ног, вращение туловища. Динамические: напраи-лены на изменение амплитуды движения челюсти, губ, языка. Сразу же после проведения пассивных движений проверяют возможность самостоятельного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с воз-можно большей амплитудой, не допуская болевых ощущений. На всем протяжении занятий необходимо привлекать внимание ребенка, обучая его выделять ощущение данного движения, воспроизводить его по словесному обозначению.
3. Обучение правильному речевому дыханию
при беззвучной артикуляции. У детей
с гиперкинезами наблюдается недостаточное развитие
ритма и глубины дыхания. Вначале нужно обращать вни
мание на выработку активного сильного выдоха, затем
тренировать ритмичность дыхательных движений (ды
шать ритмично и синхронно с логопедом). Можно исполь
зовать глубокое дыхание для борьбы с гиперкинезами как
один из методов расслабления мышц.
*У • !
4. -Выработка правильного речевого дыхания при
фонации гласных а, и, у, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.
5. Постановка звуков. Последовательность поста
новки звуков определяется локализацией гиперкинезов
в артикуляторном аппарате. В первую очередь отрабаты
вают звуки, которые образуются в тех отделах артику-
ляторНого аппарата, где наблюдается наименьшее ко
личество гиперкинезов. Например, если насильственные
движения отсутствуют или слабо выражены, то в первую
очередь ставят губные звуки.
6. Выработка плавного произношения и правиль
ной интонации.
В результате этой работы удается поставить все звуки, но чистого произношения всех звуков в связной речи достичь
не удается. Достаточно, если звук будет понятен слушающим и отождествлен с необходимой фонемой.
При обучении грамоте детей, страдающих гиперкинезами, решающую роль играет индивидуальный подход, так как [дети одного возраста имеют различный уровень развития [моторики. Важен и учет психологических особенностей ре-| бенка. Одни дети активны и самостоятельны, отличаются вы-| раженным стремлением к преодолению своих двигательных Ватруднений, другие, наоборот, вялы, малоподвижны, они | не используют даже имеющиеся двигательные возможности, [требуют постоянного побуждения к движению.
На индивидуальных занятиях вырабатывают правильную
артикуляцию звука, на групповых — его автоматизацию.
Слоговые упражнения — один из лучших методов формиро-
I вания артикуляционных движений необходимого качества
' и в то же время — эффективное средство отработки техники
чтения и т. п.
Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых I конкретных методических приемов, в частности физ-[ культминутки, работы учеников у доски, с наборным полот-' ном, с буквенными и слоговыми кассами.
Зрительная память этих детей развита намного лучше,
чем слуховая, поэтому обучение должно быть максимально
1 наглядным. Однако недоразвитие манипулятивных функций
| не дает возможности активно пользоваться обычными на-
; глядными пособиями. Эта задача в отношении схематической
| «записи» и анализа устной речи решается с помощью набора
деревянных брусочков разной величины и кружков разного
цвета (предложение — слово — слог — звук). При работе
1с буквами удобна в использовании магнитная доска с набо-
| ром пластмассовых букв и знаков.
Некоторые дети на определенных этапах нуждаются толь-•ко в индивидуальной работе с ними, но и для них крайне 1 важно подключение к групповым занятиям при наличии индивидуальной помощи. Уроки обучения грамоте являются идеальной возможностью для создания «языковой установки», для звукослогового творчества.
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 7. Коррекция нарушений чтения и письма