Коррекция речевых нарушений при спастической дизартрии

Коррекция речи при этой форме дизартрии вклю­чает следующие основные направления [Л .А. Да-г нилова, 1997]:

1. Нормализация тонуса вартикулярномаппарате,
мимической мускулатуре и конечностях.

— подбор специальной позы, при которой наблюдается мак­
симальное снижение тонуса и минимальное влияние па­
тологических рефлексов в процессе речевого акта;

— покачивание торса ребенка и легкое потряхивание
всех конечностей.

2. Развитие и формирование кинестетиче­
ского контроля:

— формирование кинестетического следового образа
в артикуляторной мускулатуре (логопед своей рукой
воспроизводит определенное положение языка и губ
у ребенка в зависимости от артикуляции звука);

— массаж артикуляторной мускулатуры по общеприня­
той методике и точечный массаж методом штопора.

3. Формирование слухового контроля за
произношением и развитием фонематического анализа:

— игры-упражнения в звукоподражании;

— работа по развитию фонематического анализа и син­
теза по общепринятым методикам.

4. Нормализация проприоцептивной дыха­
тельной мускулатуры:

— работа по удлинению выдоха;

— формирование умения задерживать дыхание и регу­
лировать силу и толчок выдыхаемой струи,

5. Формирование речевого дыхания вне фо­
нации:

— постановка грудно-брюшного дыхания;

— отработка синхронного дыхания с логопедом.

6. Формирование синхронности речевого ды­
хания и голосоподачи:

— отработка синхронного дыхания на слогах: АХ,
УХ, ИХ;

— отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки
ребенка и логопеда при пении гласных а—, у—, и—.

7. Коррекциянарушенийзвукопроизноше-
н и я. Последовательность постановки звуков и коррекции
звукопроизношения зависит от локализации параличей
и парезов в артикуляторном аппарате и индивидуальных
компенсаторных способностей ребенка. В первую очередь
ставятся те звуки, при образовании которых соответст­
вующие отделы языка и губ наименее спастичны.

Коррекция речевых нарушений при гиперкинетической дизартрии

Среди церебральных параличей у детей особо сложный ха­рактер имеют гиперкинетические формы.

Коррекция речи при этом заболевании особенно тесно свя­зана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов |и по восстановлению произвольных движений, поскольку гиперкинезы артикулярного аппарата являются проявле­нием общего заболевания. При попытке к речи или при

Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 6. Коррекция нарушений речи





выполнении намеренных движений органами артикулярно-го аппарата гиперкинезы усиливаются не только в самом ап­парате, но и в других частях тела.

Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыха­тельными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в арти-куляторном аппарате определяет особенности поражения экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательной муску­латуры и голосовых связок делают голос прерывистым, за­тухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произнесе­ния отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.

Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать но только при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обусловливается гиперкинезами голосовых связок. При гиперкинезах в области мягкого нёба голосоды-хательная струя периодически попадает в носовую полость, и произношение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка стра­дает произношение соответствующих групп звуков (передне­язычных, заднеязычных, среднеязычных). Гиперкинезы в губ­ной мускулатуре приводят к нарушению всех губных звуков.

Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение по­лучается с грубыми дефектами. К тому же эти больные в про­цессе речевого акта быстро утомляются.

Основным направлением восстановительных мероприя­тий является подавление насил ь с твенных дви­жений. При этом большое внимание уделяется восстанов­лению статических положений с задержкой движений и вы­работке умения сохранять состояние покоя.

Основные направления коррекционнойработы на индивидуальных занятиях:

1. Подбор для больного ребенка поз ы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений




были бы минимальны. При этом применяется фиксация конечностей и головы в среднем положении — в тех случаях, когда гиперкинезы отдельных частей тела вы­зывают или усиливают насильственные движения арти-кулярного аппарата, а также тогда, когда попытки к речи усиливают непроизвольные движения отдельных частей тела.

, Обучение ребенка удерживать мышцы лица в'состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на основе обучения расслаблению мышц: — Психотерапевтическое воздействие, основная цель которого — снять мышечное беспокойство и напряже­ние в возможных пределах и привести ребенка в со­стояние эмоционального покоя. Подобного состояния можно добиться объяснением, стимулирующим рас­слабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда, в зависи­мости от цели воздействия, должен быть спокойным и властным, мягким и жестким, но без лишних звон­ких модуляций. Содержание речи логопеда очень про­стое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь эмоциональный фон. После этого следует пе­рейти к пассивным поворотам головы в любом направ­лении с одновременной фиксацией раздражимых об­ластей.

— Массаж в основном одного типа: легкое плоскостное поверхностное поглаживание. Движения способству­ют оживлению кинестетического анализа, повыше­нию кинестетического контроля. Массаж лицевых мышц выполняют в зависимости от состояния мы­шечного тонуса артикуляторной зоны. По длительно­сти — не более 5 минут, в медленном темпе. Под­ключается точечный перекрестный массаж тормоз­ным методом.

— Пассивные движения двух видов: статические и ди­намические. Статические: когда ребенок говорит, ло­гопед затормаживает насильственные повороты голо­вы, движения челюстей, губ, приведение и отведение



Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 6. Коррекция нарушений речи




рук, ног, вращение туловища. Динамические: напраи-лены на изменение амплитуды движения челюсти, губ, языка. Сразу же после проведения пассивных дви­жений проверяют возможность самостоятельного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с воз-можно большей амплитудой, не допуская болевых ощущений. На всем протяжении занятий необходи­мо привлекать внимание ребенка, обучая его выделять ощущение данного движения, воспроизводить его по словесному обозначению.

3. Обучение правильному речевому дыханию
при беззвучной артикуляции. У детей
с гиперкинезами наблюдается недостаточное развитие
ритма и глубины дыхания. Вначале нужно обращать вни­
мание на выработку активного сильного выдоха, затем
тренировать ритмичность дыхательных движений (ды­
шать ритмично и синхронно с логопедом). Можно исполь­
зовать глубокое дыхание для борьбы с гиперкинезами как
один из методов расслабления мышц.

*У • !

4. -Выработка правильного речевого дыхания при

фонации гласных а, и, у, тренировка умения сочетать вы­дох с моментом голосообразования.

5. Постановка звуков. Последовательность поста­
новки звуков определяется локализацией гиперкинезов
в артикуляторном аппарате. В первую очередь отрабаты­
вают звуки, которые образуются в тех отделах артику-
ляторНого аппарата, где наблюдается наименьшее ко­
личество гиперкинезов. Например, если насильственные
движения отсутствуют или слабо выражены, то в первую
очередь ставят губные звуки.

6. Выработка плавного произношения и правиль­
ной интонации.

В результате этой работы удается поставить все звуки, но чистого произношения всех звуков в связной речи достичь

не удается. Достаточно, если звук будет понятен слушаю­щим и отождествлен с необходимой фонемой.

При обучении грамоте детей, страдающих гиперкинеза­ми, решающую роль играет индивидуальный подход, так как [дети одного возраста имеют различный уровень развития [моторики. Важен и учет психологических особенностей ре-| бенка. Одни дети активны и самостоятельны, отличаются вы-| раженным стремлением к преодолению своих двигательных Ватруднений, другие, наоборот, вялы, малоподвижны, они | не используют даже имеющиеся двигательные возможности, [требуют постоянного побуждения к движению.

На индивидуальных занятиях вырабатывают правильную

артикуляцию звука, на групповых — его автоматизацию.

Слоговые упражнения — один из лучших методов формиро-

I вания артикуляционных движений необходимого качества

' и в то же время — эффективное средство отработки техники

чтения и т. п.

Учитывая особенности и возможности детей с гиперкине­зами, приходится отказаться от использования некоторых I конкретных методических приемов, в частности физ-[ культминутки, работы учеников у доски, с наборным полот-' ном, с буквенными и слоговыми кассами.

Зрительная память этих детей развита намного лучше,

чем слуховая, поэтому обучение должно быть максимально

1 наглядным. Однако недоразвитие манипулятивных функций

| не дает возможности активно пользоваться обычными на-

; глядными пособиями. Эта задача в отношении схематической

| «записи» и анализа устной речи решается с помощью набора

деревянных брусочков разной величины и кружков разного

цвета (предложение — слово — слог — звук). При работе

1с буквами удобна в использовании магнитная доска с набо-

| ром пластмассовых букв и знаков.

Некоторые дети на определенных этапах нуждаются толь-•ко в индивидуальной работе с ними, но и для них крайне 1 важно подключение к групповым занятиям при наличии ин­дивидуальной помощи. Уроки обучения грамоте являются идеальной возможностью для создания «языковой установ­ки», для звукослогового творчества.

Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 7. Коррекция нарушений чтения и письма



 

Наши рекомендации