Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций

У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слу-х о во го восприятия, в недостаточности перцептивных действий.

В отечественной психологии под перцептивными дейст­виями понимают восприятие, направленное на создание об­раза предмета. Основное свойство перцептивного образа — его предметность, формируется при соотнесении субъектом получаемой сенсорной информации с действительными ка­чествами воспринимаемого объекта, для обнаружения кото­рых недостаточно одного созерцания, а требуется практи­ческое взаимодействие с объектом. Перцептивное действие осуществляется при помощи сенсорно-двигательной интегра­ции. Примером перцептивного действия может быть рас­сматривание ребенком нового предмета, для чего необходи­мо прежде всего выделение его из окружающего фона. При нарушении перцептивных действий у детей с ДЦП наблюда­ется неспособность к интеграции частей воспринимаемого

§ 5. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций__ ^^_^

редмета в целостный образ [И.И. Мамайчук, 1976]. На-
ример, ребенок может выделить какую-то отдельную часть
|редмета, но соотнести его с другими частями и воспри-
|йть целостность этого предмета ребенок с ДЦП нередко за-
рудняется. Особенно наглядно недоразвитие перцептивных
Вйствий проявляется в процессе конструирования и рисо-
ия. о

У детей с ДЦП могут существенно страдать зрительные функции на всех этапах развития. У многих детей с цереб-г,_ иьными параличами отсутствует активность при зритель-|ом восприятии предметов. Ребенок не ищет глазами спря-ый или упавший предмет. Чтобы вызвать у ребенка Прослеживание предмета, необходимо, чтобы предмет попал поле зрение ребенка. Такая функция прослеживания при Юрмальном развитии характерна для детей первых 4 меся­цев жизни. У детей с ДЦП наблюдается недостаточность зри-ельно-моторной координации (ребенок не тянется к видимой грушке и не захватывает ее, т. е. зрение активно не направ­ляет движение его руки к определенной цели). С другой сто­роны, захватив игрушку, ребенок не пытается ее рассмот­реть, т.е. отмечается отсутствие единого поля зрения и поля действия.

При исследовании зрительного восприятия у ребенка с це­ребральным параличом ему показывают яркую блестящую иг­рушку, которую помещают в поле его зрения, и отмечают воз­можность и длительность фиксации взора на ней, прослежива­ния ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребенок к видимой игрушке. При недостаточности указанных функций необходимо определить причину этих нарушений: от­сутствие интереса, преобладание реакций страха, грубое нару­шение глазодвигательной иннервации, тяжелая двигательная патология. Наряду с указанными наиболее простыми зритель­ными функциями исследуют узнавание знакомых игрушек, картинок (в 1—2 года), возможность сличения цветов (в 2—3 года).

Например, исследование сличения цветов проводят в ви­де обучающего эксперимента. Дают занятие по подбо­ру шариков по цвету. При этом 6—8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета, складывают в общую





Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП

коробку. На стол помещают две пластмассовые тарелочки такого же цвета, как шарики. Педагог на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик и просит положить его в соответствующую по цвету тарелку. Если ребенок с тяжелым двигательным по­ражением, то он должен взглядом указать на тарелку, куда надо положить шарик соответствующего цвета. Постепенно задание усложняют: увеличивают количество предъявляе­мых ребенку цветов. При оценке результатов учитывают объ­ем оказанной ребенку помощи.

У детей, начиная с 3—4-летнего возраста, исследуют осо­бенности восприятия объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением. Для этого используют яркие иг­рушки и такие же картинки: ложка, ботинки, мячик, соба­ка, яблоко. Ребенок рассматривает игрушки и при показе картинки показывает или подает соответствующую игруш­ку. При усложнении задания ребенку можно предложить сличение геометрических форм.

Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей с церебральными параличами может отмечаться недоста­точность слухового восприятия.

Слуховое восприятие у детей с ДЦП подробно обследуют в тех случаях, когда ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуют состояние ориенти­ровочного слухового рефлекса, проверяют возможность ло­кализации звука в пространстве. Для этого ребенку предла­гают указать жестом или взглядом спрятанный звучащий предмет. Если у ребенка есть подозрение на нарушение слу­ха, необходимо обследование у сурдолога.

У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражите­лям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это выражение врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нормальном развитии являет­ся физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохра­няется значительно дольше.

При исследовании зрительного и слухового восприятия не­обходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация

§ 5. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций

'в реагировании на зр и т ельные и слуховые раз-

?дражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раз-

I дражителя, то это может быть связано с нарушением познава­тельной активности, что выявляется у детей с задержкой пси­хического развития или с умственной отсталостью.

Для определения уровня перцептивного и умственного развития у детей с ДЦП в дошкольном возрасте используют различные диагностические методики, широко применяе­мые в отечественной и зарубежной психологии.

Учитывая тормозящую роль сенсорных нарушений в ум-

' ственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при пси­хологическом обследовании следует уделять уровню разви­тия сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования рекомендуется исследовать особенности разви­тия зрительного восприятия: восприятия формы, цвета, ве­личины и пространственных отношений предметов; уровень развития осязательного восприятия предметов: формы, фак­туры, веса; уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обследова­ние необходимо включить изучение процессов анализа, син­теза и обобщений предметов, а также уровень развития ко­личественных представлений.

При исследовании особенностей сенсорного и интеллек­туального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, а главное — способ их вы­полнения. Методики должны быть построены соответствен­но особенностям уровня развития предметно-практических манипуляций.

Для проведения обследования необходимо иметь следую­щее оборудование и материал: детский стол и стул, а если ре­бенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.

Следует иметь также определенный материал для обсле­дования: доска Сегена; четырехцветные блоки и такого же цвета доска к ним; кубики Косса (детский двухцветный ва­риант); лото «цвет и форма», «цвет и количество»; набор объ­емных и плоских фигур для осязания; предметные картин­ки; набор карточек для исследования обобщений методом исключения; цветные карандаши, альбомы для рисования.

Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП

В процессе обследования ребенок должен чувствовать доб­рожелательное отношение к нему. Не рекомендуется вы»1 ставлять ребенку сразу все игрушки. Чтобы вызвать у него] интерес к занятию, можно предложить привлекательную иг­рушку, например красивую пирамидку, матрешку или дос­ку с цветными шарами. Во время свободной игры ребенкя психолог фиксирует следующие моменты: проявляет ли ре­бенок интерес к игрушкам; как длительно ими занимается; правильно ли употребляет игрушку.

После наблюдения за ребенком ему могут быть предложе­ны следующие задания:

Наши рекомендации