В системе реабилитации больных

,

Психологическая реабилитация при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направлен­ных на восстановление (развитие, формирование) психиче­ских функций, процессов, свойств, способностей, позволяю­щих ребенку усваивать и выполнять различные социальны о роли, адаптироваться в обществе, т. е. направленных на вос­становление (развитие) психологических механизмов соци­альной интеграции.

Система психологической реабилитации состоит из сле­дующих составляющих: психодиагностики, психокоррек ции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реаби­литации, ее приоритетные направления, оптимальные мето­дические приемы определяются прежде всего тем, какио сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь.

Для этого необходимо проведение психодиагностическо­го обследования.

Психодиагностика позволяет определить особенности ак­туального психического состояния и потенциальных возмож­ностей психического развития (зоны ближайшего развития) ребенка с ДЦП.

В процессе психологическойдиагно с тики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов:

1. Деятелъностный принцип, направленный на проведе­
ние психологического обследования в контексте деятель­
ности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практиче­
ской, игровой, учебной.

2. Принцип качественного анализа полученных данных
психологического обследования. Это принцип, построен
ный на концепции Л.С. Выготского об определяющем'!

роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике нарушений развития. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоен­ные навыки на новое задание, отношение ребенка к зада­нию, собственная оценка его результатов.

3. Принцип личностного подхода в процессе диагностики
психолог анализирует не отдельный симптом, а личность
ребенка в целом.

4. Принцип сравнительного подхода при изучении нару­
шенного развития психолог должен правильно ориенти­
роваться в особенностях психического развития здорово­
го ребенка.

5. Принцип комплексного подхода к диагностике пси­
хического развития ребенка включает учет множества
факторов, лежащих в основе нарушений развития ребен­
ка с ДЦП: клинических, педагогических, психологичес­
ких, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть:

— выявлены, нарушения психической деятельности, их ме­
ханизмы для определения перспектив реабилитации;

— выявлены наиболее сохранные психические функции, что­
бы «задействовать» компенсаторные механизмы, что
крайне важно, особенно когда нарушенная функция не
подлежит восстановлению;

— осуществлена оценка тех особенностей психической дея­
тельности, которые будут способствовать успешной
социальной интеграции ребенка на разных этапах воз­
растного развития.

В качестве объекта психологической реабилитации высту-Вает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окру-I Жение, в первую очередь родители, семья, поэтому необхо-[• Дима психодиагностика семьи для оценки той системы отно-в которой развивается ребенок, формируется его





Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП________

личность. Психологическое обследование семьи особенно ак­туально на ранних этапах онтогенеза ребенка с ДЦП, так кя к проведение психологической реабилитации с детьми до 3 5 лет без активного участия их родителей организационно затруднено. Кроме того, позиция родителей предопределяет возможность адекватного и активного «включения» ребен­ка в реабилитацию. И наконец, родители тяжелобольного ребенка сами нуждаются в психологической помощи в силу дистресса, вызванного болезнью ребенка.

§ 2. Психодиагностика в системе реабилитации больных

— невротизации, которая может проявляться в различных
формах, в преимущественном доминировании астениче­
ской или депрессивно-ипохондрической симптоматики
(невротическая симптоматика может быть крайне разно­
образной);

— снижении толерантности к фрустрациям, склонности
к агрессивным реакциям или аутизму;

— психопатоподобном развитии личности и тенденциях
к асоциальному поведению.






У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблюдаться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее можно вы­делить типичные феноменологические особенности развития детей, страдаю щих ДЦП. Они выражаются в:

— нарушениях психомоторных функций, когда страдают
как крупная, так и мелкая моторика;

— нарушениях речевых функций, когда страдают как экс­
прессивная, так и импресссивная речь;

— нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда су­
щественно затрудняется пространственная ориентация;

— нарушениях функции памяти и внимания, которые наи­
более отчетливо проявляется в отношении произвольной
(активной) памяти и активного внимания;

— разнообразных нарушениях функций вербального и не­
вербального мышления, когда наиболее ощутимый де­
фект наблюдается в отношении процессов обобщения
и абстрагирования, индуктивного, концептуального
и пространственного мышления, практического матема­
тического мышлений;

— «заторможенности» умственной деятельности, повышен­
ной истощаемости, крайне неустойчивой динамике ее
продуктивности;

— неустойчивости эмоционального тонуса, повышенной (ре­
же пониженной) эмоциональной возбудимости, частых
перепадах настроения;

— повышенной тревожности, чувстве страха;

У детей с ДЦП также часто наблюдаются неко­торые психологические особенности, не относящиеся прямо к патопсихологическим, которые могут существенно пр епятст-в о в а т ъ их успешной социальной интеграции. К ним относятся:

— низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завы­
шенные) самооценка и уровень притязаний;

— недостаточное усвоение коммуникативных навыков;

— своеобразное избирательное принятие социальных норм
и правил поведения, отрицание многих из них;

— недостаточная социальная опосредованность ценностных
ориентации и ведущих мотивов, общий социальный ин­
фантилизм;

— узость круга интересов, «размытость» иерархии структу­
ры мотивов.

Как правило, у детей, страдающих ДЦП, наблюдается \ характерная динамика проявления расстройств психическо­го развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жизни) у них могут выявляться психомотор­ные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нару-1 шения функций внимания (в виде неадекватной двигатель­ной активности, дискоординации моторных актов, отсутст­вии поведенческих и эмоциональных реакций на сенсорные и речевые стимулы и т. п.). На относительно ранних этапах развития могут обнаруживаться различные нарушения ин­теллектуальных функций. В то же время эмоционально-

Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП_____ ^^

мотивационные расстройства, нарушения на уровне личное-! ти проявляются обычно к 4—5 году жизни. При этом в ходи возрастного развития наблюдается недостаточно позитивна л динамика общего состояния «психического здоровья» детей с ДЦП. В первую очередь это относится к эмоционально-мо-| тивационным расстройствам, нарушениям на уровне личнос­ти и характерологическим дисгармониям. Это приводит к то­му, что в ряде случаев даже при относительно успешном вос­становлении, например, интеллектуальных и двигательных функций, ребенок оказывается неспособным усваивать необ­ходимые виды деятельности, «включаться» в разнообразных! системы социальных и межличностных отношений.

Подавляющее большинство родителей в первые годы жиз­ни ребенка, страдающего ДЦП, ориентированы на обеспече­ние максимально полного, интенсивного лечения, проблема же обеспечения психического развития оказывается для них не столь актуальной.

Осознается она, как правило, к 5—7 году жизни ребенка, когда он оказывается некомпетентным в условиях детских коллективов (дошкольных или школьных учреждений), т. е. когда правила и нормы социума ставят перед ребенком условия, выполнение которых для него затруднительно во многом в силу психологических причин.

Углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего ДЦП, должно обеспечивать:

а) оценку психомоторного развития (особенно на относи­
тельно ранних этапах развития ребенка);

б) всестороннюю оценку интеллектуального развития (от
оценки состояния отдельных интеллектуальных функ­
ций до интегральной оценки уровня умственного разви­
тия и структуры интеллекта);

в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;

г) оценку характера и особенностей личности в целом;

д) оценку поведения и психологических механизмов его ре­
гуляции.

§ 3. Особенности психологического обследования детей

Психологическое обследование семьи, родителей детей с ДЦП должно обеспечивать:

а) оценку состояния психического здоровья родителей, ха­
рактера общей психологической атмосферы в семье;

б) оценку психолого-педагогической, медицинской гра­
мотности родителей, их реабилитационной компетент­
ности;

в) оценку стиля взаимоотношений в семье, в диадах «мать —
ребенок», «отец — ребенок»;

г) оценку адекватности установок родителей в отношении
перспектив ребенка.

В соответствии с вышесказанным производится выбор спо­собов, методических приемов, тестов, посредством которых | можно решить данные психодиагностические задачи.

 

Наши рекомендации