II. Проект «Народная оценка качества» (здравоохранение)
1. Ключевой проблемой здравоохранения, в том числе в сельских районах является дефицит кадров, при чём как среднего медицинского персонала (медицинские сёстры, фельдшеры), так и врачей. С учётом федеральных и региональных программ в течение последних 5 лет хорошо проработан вопрос привлечения специалистов в учреждения здравоохранения, однако не решённым остаётся вопрос сохранения контингента врачей и медсестёр (фельдшеров) в течение срока, закреплённого договором, часть специалистов, возвращая средства уезжают из учреждений здравоохранения. Проведенный мониторинг работы поликлиник при центральных районных больницах в районах Томской области: Парабельском, Томском, Кожевниковском, Александровском, Бакчарском, Колпашевском и городе Стрежевом показал, что большое количество жалоб от жителей Томской области поступило на невозможность своевременно записаться и попасть на прием к узкому специалисту: кардиологу, окулисту, лору, хирургу и другим; получить диагностические исследования. Остро в районных поликлиниках ощущается дефицит медицинских кадров. Кроме того, во многих поликлиниках посетители жалуются на грубость и низкую квалификацию медперсонала.
Рекомендуем разработать систему мероприятий, позволяющих закреплять специалистов (врачи, медицинские сёстры, фельдшеры) на местах для обеспечения снижения дефицита кадров в системе здравоохранения.
2. Наиболее частым поводом неудовлетворённости медицинской помощью является не качество самой помощи, не профессионализм специалиста, а в большей степени ситуация, обусловленная дефектами организационного, бытового и эмоционального характера при обращении пациента в учреждение здравоохранения, в результате появляется много негативно настроенных пациентов, обозначающих проблему некачественной медицинской помощи. К примеру, проведено анкетирование жителей районов области, в котором предлагалось оценить работу больницы по нескольким критериям. Среди них – комфортность условий пребывания пациентов в поликлинике, доброжелательность и компетентность медперсонала, удовлетворенность качеством врачебной помощи, открытость и доступность информации о работе медучреждения, продолжительность времени ожидания предоставления услуги. Практически во всех учреждениях обнаружены типовые проблемы. Это очереди и неразделенные потоки пациентов, недостаточно развитая система маршрутизации, отсутствие условий для маломобильных групп населения, работа регистратуры. Также жители области обращают внимание на некомфортные условия пребывания в учреждениях: многие поликлиники нуждаются в капремонте.
Рекомендуем разработать модель пациенториентированного подхода к организации медицинской помощи, методологию обсудить с участием ОНФ.
3. Организация реализации медицинских услуг в условиях ограниченных ресурсов является важным моментом обеспечения эффективности системы здравоохранения. На текущий момент в России реализуется федеральный проект «Бережливая поликлиника» с участием ГК «Росатом», Томская область является одним из пилотных регионов. Применение технологий бережливого производства для организации медицинской помощи должно приводить к снижению неэффективных затрат ресурсов (прежде всего временных как со стороны пациента, так и врача), что существенно может повысить удовлетворённость населения медицинской помощью. С июня 2017 года началась реализация проекта «Бережливая поликлиника» на базе поликлиники №6 ОГАУЗ «Детская городская больница №2» и поликлинического отделения №1 ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3 им. Б.И.Альперовича».
Предлагаем Администрации Томской области совместно с экспертами ОНФ рассмотреть результаты пилотного проекта, реализуемого в регионе Департаментом здравоохранения Томской области на базе поликлиники №6 ОГАУЗ «Детская городская больница №2» и поликлинического отделения №1 ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3 им. Б.И.Альперовича».В случае успешного опыта в пилотах предлагаем Департаменту здравоохранения Томской области проработать мероприятия по широкому внедрению технологий бережливого производства в систему здравоохранения региона.