Отказаться от курения становится задачей не из легких , и для начала важно провести анализ своего курительного поведения, что является шагом к успешному избавлению данной аддикции.
Таблица 2
Сравнительный анализ типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, в баллах.
№ | Шкалы | |||||||||||
Стимуляция | Игра с сигаретой | Поддержка | Расслабление | Жажда | Рефлекс | |||||||
Кол-во набранных баллов | ||||||||||||
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | |
Сред. Знач. | 3.7 | 2.2 | 3.7 | 2.6 | 5.3 | 3.7 | 3.8 | 2.6 | 3.7 | 3.1 | 2.9 | 2.03 |
Рис. 3 Сравнение среднего значения по шкалам курительного поведения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте, в баллах.
Из рисунка 3 следует, что по результатам исследования сравнения шкал курительного поведения подростков, получилось что , по типу курительного поведения «Стимуляция» среднее значения мальчиков (3.7), а у девочек (2.2), «Игра с сигаретой» среднее значения мальчиков (3.7), а у девочек (2.6), «Поддержка» среднее значение мальчиков ( 5.3), а у девочек (3.7), «Расслабление» среднее значение мальчиков (3.8) , а у девочек (2.6), «Жажда» среднее значение мальчиков (3.7) , а у девочек (3.1), «Рефлекс» среднее значение мальчиков (2.9) , а у девочек (2.03).Также из рисунка 3, следует, что по результатам можно увидеть , что заметное расхождение по баллам между мальчиками и девочками , у шкал «Стимуляция» (1.5) и «Поддержка»(1.6)
Это может быть связанно с тем, что мальчики в этом возрасте ( переходном) становятся более агрессивнее , и у них в каких-то конфликтных ситуациях, она выражается больше , чем у девочек, поэтому такая ощутимая разница между мальчиками и девочками по шкале «поддержка» , а если говорить о «Стимуляции» то у девочек есть другие альтернативные способы взбодриться, прийти в себя, такие как шопинг, разговор с подругами, с родителями, рукоделие, или же приготовление еды. У мальчиков альтернативных способов прийти в нормальное состояние меньше, с родителями мальчики личными проблемами не делятся, с друзьями редко, у них есть альтернатива это полностью погружаться в спорт, поэтому такая заметная разница по баллам в шкале «поддержка».
Интерпретация результатов тестирования:
Характеристика типов курения подростка:
«Стимуляция»
Курящий подросток верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. У курящих подростков с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии. Доказано, что сигареты не помогают сосредоточится и взбодриться. Это очень серьезное заблуждение. Как только у подростка сформировалась зависимость, с этого момента чувство голода по никотину не позволяет ему нормально думать и анализировать.
«Игра с сигаретой»
Подросток как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.
«Расслабление»
Такие подростки курят только в комфортных условиях. С помощью курения мальчик или девочка получают «дополнительные удовольствия» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.
«Поддержка»
Этот тип курения подростка связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Такие подростки курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.
«Жажда»
Данный тип курения подростка обусловлен физической привязанностью к табаку. Подросток закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. Приходит время, когда все курящие подростки такого типа пытаются бросить курить, однако попытки оказываются не удачными, поскольку зависимость очень сильная, а реального желания бросить курить у человека нет. Физическая зависимость после прекращения курения обычно проходит в течении нескольких дней, максимум - неделю-две.
«Рефлекс»
Курящие подростки данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, подросток может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки.
Рис.4 Доминирующий тип курительного поведения мальчиков и девочек в подростковой возрасте ,в баллах.
Из рисунка 4 следует , что по результатам типа курительного поведения доминирующей шкалой у мальчиков и у девочек , оказался тип курительного поведения «Поддержка» у мальчиков( 5.7), а у девочек (3.7). Это может быть связанно с тем, что подростки неважно кто, мальчик или девочка ,часто участвуют в конфликтных ситуациях, постоянно находятся в эмоциональном напряжении, в зоне дискомфорта. И поэтому они начинают курить, чтобы удержать свои эмоции, собраться с мыслями, может даже преодолеть застенчивость перед важным для них человеком, я думаю такие подростки курят , чтобы снизить свое эмоциональное напряжение, и сигарета для них выступает в роли поддержки.
Выводы
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:
1. У 70% подростков выявился низкий уровень никотиновой зависимости.
2. Ведущей причиной курения у мальчиков и у девочек является «Поддержка» .
3. У девочек уровень никотиновой зависимости по среднему значению оказался выше , чем у мальчиков.
4. Большое расхождение по баллам между мальчиками и девочками , было заметно в шкалах «Стимуляция» (1.5) и «Поддержка» (1.6)
Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, а возникает она при употреблении табака, чаще – при курении сигарет. По скорости формирования зависимости никотин только немного уступает героину, а все прочие наркотики он успешно «побеждает».
Под систематическим табакокурением или никотиновой зависимостью в медицине понимают комплекс психических, физиологических, поведенческих расстройств, которые спровоцированы потреблением табака в любом виде. Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальностью продажи сигарет и легкой их доступностью даже для подростков. Зависимость от никотина очень сильная, а страдает ею в настоящее время практически каждый третий житель Земли.
Таким , к параметрам среды, , по экспертов, оказать на курильщика, : экономический , уровень населения его групп, цели общества, стресса насилия, нормы , активное транснациональных корпораций. поэтому разработки проведения государственной в , направленной усиление против , необходимо понимать различия причинах курения.
касается о различия и за в у и девушек , возможно, связано тем , что женского пришелся 1990– годы - период нашей и агрессивной табачных транснациональными . Создавая на курение, использовали современной, , успешной самостоятельной . Процесс российского , переход своеобразного патриархата отношениям полов условиях ухудшения экономической в , в очередь, на активных , стремящихся свою в разнообразных жизни. потребителями рынке стали активные женского , скорректировавшие гендерную в развития мужских и свое стремление с путем «мужских» и .
В ситуации курение, одной , стало признаком мужской поведения, справляться всеми социально- трудностями, другой – отречения старых стереотипов общества.
1) Гипотеза о том, что у большей части студентов колледжа будет высокий уровень никотиновой зависимости, не подтвердилась. Низкий уровень никотиновой зависимости подростков составил 70 %
2) Гипотеза о том , что у мальчиков уровень никотиновой зависимости будет выше, чем у девочек , не подтвердилась.
В заключении хочу дать обратную связь, что я понимаю под определением никотиновая зависимость. Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, а возникает она при употреблении табака, чаще – при курении сигарет. По скорости формирования зависимости никотин только немного уступает героину, а все прочие наркотики он успешно «побеждает».Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальностью продажи сигарет и легкой их доступностью даже для подростков. Зависимость от никотина очень сильная, а страдает ею в настоящее время практически каждый третий житель Земли.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Уважаемый студент!
Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Конфиденциальность индивидуальных данных гарантируем.
Методика: Тип курительного поведения Д. Хорн (D. Horn 1976)
А. Я курю для того, чтобы не дать себе расслабиться.
Б. Частичное удовольствие от курения я получаю еще до закуривания, разминая сигарету.
В. Курение доставляет мне удовольствие и позволяет расслабиться.
Г. Я закуриваю сигарету, когда выхожу из себя, сержусь на что-либо.
Д. Когда у меня кончаются сигареты, мне кажется невыносимым время, пока я их не достану.
Е. Я закуриваю автоматически, не замечая этого.
Ж. я курю, чтобы стимулировать, поднять тонус.
З. Частичное удовольствие мне доставляет сам процесс закуривания.
И. Курение доставляет мне удовольствие.
К. Я закуриваю сигарету, когда я расстроен чем-то.
Л. Я очень хорошо ощущаю те моменты, когда не курю.
М. Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице.
Н. Я закуриваю, чтобы «подстегнуть» себя.
О. Когда я курю, удовольствие я получаю, выпуская дым и наблюдая за ним.
П. Я хочу закурить, когда удобно устроился и расслабился.
Р. Я закуриваю, когда чувствую себя подавленным и хочу забыть обо всех неприятностях.
С. Если я некоторое время не курил, меня начинает мучить чувство голода по сигарете.
Т. Обнаружив у себя во рту сигарету, я не могу вспомнить, когда я закурил ее.
Отвечая на утверждения теста, испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия следующими баллами:
Всегда - 5 баллов
Частично - 4 балла
Не очень часто - 3 балла
Редко - 2 балла
Никогда - 1 балл
Тестируемые отвечают на заранее подготовленном специальном бланке. (см. приложение 2)
Приложение 2
Бланк для ответов по тесту «Тип курительного поведения»
Фамилия, имя__________________________________
Тип курительного поведения | |||||
Тип курительного поведения определяется суммой баллов на следующие утверждения:
А+Ж+М= Стимуляция
Б+З+О= «Игра» с сигаретой
В+И+П= Расслабление
Г+К+Р= Поддержка
Д+Л+С= Жажда
Е+М+Т= Рефлекс
Приложение 3
Характеристика типов курения
«Стимуляция»
Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии. Доказано, что сигареты не помогают сосредоточится и взбодриться. Это очень серьезное заблуждение. Как только у человека сформировалась зависимость, с этого момента чувство голода по никотину не позволяет ему нормально думать и анализировать.
«Игра с сигаретой»
Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.
«Расслабление»
Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.
«Поддержка»
Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.
«Жажда»
Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. Приходит время, когда все курильщики такого типа пытаются бросить курить, однако попытки оказываются не удачными, поскольку зависимость очень сильная, а реального желания бросить курить у человека нет. Физическая зависимость после прекращения курения обычно проходит в течении нескольких дней, максимум - неделю-две.
«Рефлекс»
Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета. В этом случае, чтобы бросить курить потребуется очень серьезная психологическая подготовка. Скорее всего потребуется некоторое время - заменители сигарет, например - ингаляторы или жвачка.
Приложение 4
Шкала никотиновой зависимости К. Фагерстром
Когда Вы тянетесь за сигаретой после пробуждения?
На протяжении 5 минут.
От 6 до 30 минут.
От 31 до 60 минут.
Более чем через 60 минут.
Тяжело ли Вам воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено?
Да.
Нет.
От какой сигареты Вам было бы тяжелее всего воздержаться?
От утренней.
От последущей
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?
10 или менее.
От 11 до 20.
От 21 до 30.
Более 30.
Когда Вы больше курите - утром или на протяжении дня?
Утром.
На протяжении дня.
Курите ли вы во время болезни, когда вы должны придерживаться постельного режима?
Да.
Нет.
Примерное время тестирования 3-5 минут. Испытуемому предлагается несколько вариантов ответов на вопросы, и в зависимости от выбранного варианта, ему начисляется определенное количество баллов, от 0 до 3 за каждый вариант ответа.
Приложение 5
Интерпретация результатов уровня никотиновой зависимости:
- 3 балла - низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам. Препараты замещения никотина стоит использовать только при явном желании курильщика делать это.
- 5 баллов - средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно, хотя при нежелании курильщика их использовать консультанту не следует настаивать на их применении.
6 - 10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.
Приложение 6
Таблица 1
Общая характеристика испытуемых подростков с никотиновой зависимостью.
№ Респондента | Пол | Возраст |
Д | ||
М | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
М | ||
М | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
Д | ||
Д | ||
Д | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
М | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
М | ||
Д | ||
М | ||
М | ||
Д |
Приложение 7
Таблица 2
Сравнительный анализ типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, в баллах.
№ | Шкалы | |||||||||||
Стимуляция | Игра с сигаретой | Поддержка | Расслабление | Жажда | Рефлекс | |||||||
Кол-во набранных баллов | ||||||||||||
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | |
Сред. Знач. | 3.7 | 2.2 | 3.7 | 2.6 | 5.3 | 3.7 | 3.8 | 2.6 | 3.7 | 3.1 | 2.9 | 2.03 |
Приложение 8
Таблица 3
Сравнительный анализ исследования испытуемых по шкале никотиновой зависимости К. Фагерстрема, в баллах.
№ | Результаты мальчиков | Результаты девочек |
Среднее значение | 2,38 | 2,5 |
1.Андреева .М. психология. для учебных . – М.: Пресс, . – 376с.
. Андреева .М. психология: . – 2- изд., . и . – М.: -во , 1988. – .
3. Р., Д. – СПб.; , 1997 – с.: . (Серия « психологии»).
. Братусь .С., О.. Закономерности деятельности проблемы -педагогического на // Вестник . – 1982.
. Годфруа . Что психология: 2- т. . 2-, стереотипное, . 1: . с . – М.: , 1996. – .
6. Ж. такое : В -х . Изд. -е, , Т.: Пер. франц. – .: Мир, . – 496с.
. Гонеева .Д. др. коррекционной : Учеб. для . высш. . учеб. / А..Гонеева, .И. , Н.. Ялпаева; ред. .А. . – М.: центр «», 1999. – .
8. М.., Кандыбович .А. словарь – . – Мн.: , М.. , 2001. – .
9. С.. Психолого- диагностика развития . Учеб. студентов . Фак.: и -ов . – -е .. перераб. – .: Просвещение: , 1995. – .
10. О.. Психология с психического , Хрестоматия: пособие студентов психологии. – .: Речь, . – 432с.
. Зигмунд , психоанализ русская / Сост. авт. . ст. .М. . – М.: , 1994. – .
12. К.. Психология / Перев. англ. – .: Издательство «», 2000. – с.: .
13. в специалистов -психологических . Коллектив : Олиференко .Я., Е.., Шульга .И., А.. – М.: сервис, – 320с.
. Исаев .Н. отсталость детей подростков. . – СПб.: , 2003. – ., ил.
. Коробейник А. развития социальная . – М.: СЭ, . – 192с.
. Кулагина .Ю., В.. Возрастная : Полный цикл человека. пособие студентов учебных . – М.: . «Сфера», участии « – М», . – 464 .
17. Д. психология / . с . – СПб.: «Питер», . – 688с.:. (Серия « психологии»).
. Макаренко .С. .: в Т. – .: Изд- АПН. , 1959.-. – Т., с..
19. И.. Трудный . – М.: . 1981. – .
20. Р.. Технологии психолога : Учебное для вузов практических . – М.: . Сфера участии «-М», . – 448с.
. Основы . Практикум / .-сост. .Д. . Ростов /Д: -во «», 2000. – с.
. Первин ., Джон . Психология : Теория исследования / . с . М.. Жамкочьян ред. .С. – М.: Пресс, . – 607с.
. Петрова .Г., И.. Психология отсталых : Учеб. для . Высш. . учеб. . – М.: центр «», 2002. – .
24. психология : Учебник студентов и специальных заведений. / ред. .В. . 2- издание – .: ТЦ. «», 1998. – .
25. . Словарь / общ. . А.. Петровского, .Г. . – 2- изд., . и . – М.: , 1990. – .
[1] Коробейник А. развития социальная . – М.: СЭ, . – С.55.
[2] Шардакова Л. Н. «Ранняя профилактика девиантного поведения», Пермь 2007 г.
[3] Шардакова Л. Н. «Ранняя профилактика девиантного поведения», Пермь 2007 г.
[4] Шеклин Т.И. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – М., 2008г.
[5] Чижов Л.Р., Отклоняющееся поведение детей и подростков. – СПб, 2008 г.
[6] Захарова Т.Л. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М: Просвещение, 2008г.
[7] Шеклин Т.И. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – М., 2008г.
[8] Чижов Л.Р., Отклоняющееся поведение детей и подростков. – СПб, 2008 г.
[9] Захарова Т.Л. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М: Просвещение, 2008г.
[10] Шардакова Л. Н. «Ранняя профилактика девиантного поведения»,Пермь 2007 г.
[11] Захарова Т.Л. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М: Просвещение, 2008г.
[12] Шардакова Л. Н. «Ранняя профилактика девиантного поведения»,Пермь 2007 г.
[13] Захарова Т.Л. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М: Просвещение, 2008г.
[14] Коробейник А. развития социальная . – М.: СЭ, . – С.91.
[15] в специалистов -психологических . Коллектив : Олиференко .Я., Е.., Шульга .И., А.. – М.: сервис, –С.34.
[16] в специалистов -психологических . Коллектив : Олиференко .Я., Е.., Шульга .И., А.. – М.: сервис, –С.35.
[17] Кулагина .Ю., В.. Возрастная : Полный цикл человека. пособие студентов учебных . – М.: . «Сфера», участии « – М», . –
[18] Кулагина .Ю., В.. Возрастная : Полный цикл человека. пособие студентов учебных . – М.: . «Сфера», участии « – М», . –С.51.
[19] Основы . Практикум / .-сост. .Д. . Ростов /Д: -во «», 2000. –С.49.
[20] Основы . Практикум / .-сост. .Д. . Ростов /Д: -во «», 2000. –С.51.
[21] психология : Учебник студентов и специальных заведений. / ред. .В. . 2- издание – .: ТЦ. «», 1998. –С.78.
[22] психология : Учебник студентов и специальных заведений. / ред. .В. . 2- издание – .: ТЦ. «», 1998. –С.81.
[23] Р., Д. – СПб.; , 1997 – с.: . (Серия « психологии»).-С.101.
[24] https://vocabulary.ru/termin/zavisimost.html
[25]« Курение: Тонкости, хитрости и секреты» автор Ю.В.Татура
[26] Методика «Типа курительного поведения» Д. Хорна