Понятие «Девиантное поведение»

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.[2] К внешним факторам относятся, прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

изучения и среды существующей , оказывающей на , уходит в педагогику. К.. Ушинский , что воспитания развития знать “Каков есть действительности всеми слабостями во величии”, знать “ в , среди , среди … во возрастах, всех …” Другие ученые (.Ф., А..Лазурский др.) показывали среды развития . В XX (20- годы) России целое направление – называемая “ среды”, которого также педагоги психологи, А..Залкинд, .С., М..Иорданский, .П., В..Шульгин многие . Главным , который учеными, воздействие среды ребенка, этим .

Однако 30- годы исследования этой были . Новый к среды в -70- годы столетия (.А., В..Караковский др.), в 80-- начале -х исследованиям , в живет развивается , был новый .

В педагогике среда () рассматривается, всего точки процесса ребенка нее интеграции ближайшую среду общество целом. – это просто , дома вещи, которых знать , чтобы, в , чувствовать достойно.

– это и разные людей, характеризуются системой и , распространяющихся всех данной . Отношение к определяется , насколько поведение ожиданиям . Поведение человека многом тем, позицию занимает обществе. человек бы играть жизни роль – . Важная роль – гражданином отечества, свою , гордиться , быть своей . Эти являются социальными . Но и социальные , как , чаще это и дети.

содержанием социальной сближение и ориентаций и входящего него , усвоение норм, , групповой , вхождение ролевую группы. адаптация непременным и успешной ребенка, , как , происходит трех сферах: , общения сознания. сфере у происходит видов ; в общения расширение общения, и его , усвоение и поведения, в . В сознания – образа “ Я ” активного деятельности, своей принадлежности социальной , формирование . В социализации, в социальной ребенка, объективная человека “как ”.[3] Однако с у постепенно потребность себя, индивидуальность, результате происходит индивидуализация.

социализации по -либо или причинам . Так, ребенка общество быть вследствие его или развития. усвоение норм ценностей искажается результате влияния , в он и .д. результате “выпадает” нормальных отношений поэтому в помощи успешной в .

В усилия должны направлены социальную ребенка проблемами поведении, формирование социальной .

Организация профилактики поведения предполагает осмысление «девиантное ».[4]
Исследование источников накопленного профилактики поведения позволяет содержание поведения выработать -педагогическую , являющуюся основой и подходов организации девиантного , включая -педагогическую его , технологию системообразующие совершенствования . Девиантное в словаре понятий терминов как от поведения, . Девиантное - это , действия, соответствующие установленным фактически в обществе и ; социальные , выражающиеся относительно и формах деятельности, соответствующих в критериям . Проблема поведения различными учреждениями направлениями в таких понятий : «отклоняющееся », «делинквентное », «аутоагрессивное », «аддиктивное », «асоциальное трудных », «педагогически дети» ряд .[5]
В «отклоняющееся » определяется система или поступки, принятым обществе и нормам. « поведение » как категория, собой с средой, его и вследствие адекватного средой его и его противодействием нравственным правовым нормативам.
.Э. считает, отклоняющееся принятых обществе поведение соответствует «педагогически » подросток, как в дисциплинарные, и поступки, совершаются категорией . В распространенных структуры поведения выделяет:

- , связанные нарушением норм ;
- поступки, с подростками основных обязанностей;

- , связанные нарушением кодекса.
- исследователей, частности, . А. , «отклоняющееся -
дение» «девиантное » связывают .[6]

В А. . Абрумовой, .Я. (1973), .В. (1973, ) I девиантное (, асоциальное) делинквентное () поведение. .В. определяет поведение отклонение нравственных данного . По мнению, антиобщественного отличаются и всегда поддаются .
Им выделено основных отклоняющегося :
- Уклонение учебной трудовой . У отказ учебы, невыполнение , прогулы объяснялись: в , которые невозможным продолжение .

Проведенный научных отечественных показал, в условиях «девиантное », используемый , стал множество оттенков.[7] , например, понятие вариантов поведения. , для это формы , как , преступность, формы , сексуальные , к относят проституцию, других - поведение психических . Не определенно мнение о девиантного делинквентного , асоциального антисоциального, , социальной . С..Беличева , что поведение, результатом психосоциального и процесса , выражается различных детско- дезадаптации достаточно возрасте. -подростковая проявляется затруднениях усвоении ролей, программ, и социальных (семьи, школы т..), выполняющих институтов . В от и дезадаптации патогенная, и дезадаптация, могут представлены отдельно, и сложном .

К неустойчивым социальной можно всего физиологические кризисных развития, прежде кризис возраста. известно, подростковом переживается бы физиологический социальный кризис, с и развитием -мышечной сердечно- системы, « бури», половое , стремлением общению сверстниками самоутверждению, процессом формирования и , автономизацией взрослых конфликтностью взрослыми, интересом вопросам и .д.

это подростковый весьма как окружающих, и самого и к , и, правило, проявлениям .

Временные социальной могут также различными ситуациями общеобразовательной , дома, сверстниками т..

Социальная проявляется нарушении морали права, асоциальных поведения деформации внутренней , референтных ценностных , социальных .[8]
Появившийся «аддиктивное » обозначает различными , изменяющими состояние того, от сформируется . Таким , как исследование, настоящее не единого к и девиантного . Ряд , вслед Э. , считают, при условиях социальной девиантное встречается так часто, в социальной , когда контроль , возрастает проявлений . К ситуациям отнести , внутригрупповые межгрупповые , резкие в . В теории (Р. ) девиантное растет, , при общих социально средства этих доступны всем, для лиц социальных они недоступны. позиции социализации, с поведением подростки, которых в , где , предрасполагающие такому (насилие, и .д.), нормальными общество к достаточно . Для исследования интерес популярная асоциального трудных , поскольку педагогике проблеме удалялось внимание. дореволюционной трудновоспитуемость с позиций: (появление связывалось недостатками общеобразовательной и ) и («трудность» с биогенеза). двадцатые ученые два трудных: (лица недостатками и ) лица патологической отягощенностью). , как С..Шебалин, может чистых социогенного ( группа) биогенного ( группа) детства. четкому поддаются категории , а , определяющие человека. период активизацией трудновоспитуемости фоне в время стране (исследования .Ф. , П.. Блонского, .Н. , Д.. Вельского, .С. и .). П.. Блонский , что « ученик - такой, отношению которому учителя малопроизводительной... с учителю , тягостно ». Здесь выражен подход.[9] .Н. указывал, трудновоспитуемость - комплекса и факторов, которых :

1) -педагогические ( или неблагополучная , формирующая -отрицательные , навыки , хулиганства т..);

2) неблагоприятных -педагогических медицинских . По мнению, « - условное в смысле, не стойкого внутреннего качества, является известной , определяется внешними , и особенностями , а личные в момент всей его ». Трудновоспитуемость в отношении к школе, , в интересах, устойчивом к досугу.

часть периода человек в учреждении.[10] учреждение – второй значимости семьи, в случаев , институт личности . Именно отводится ранней девиантного детей.

И возникновения поведения

данным исследований поведение далеко вдруг, предшествует поступков, расцениваются аморальные, и говорят деформации подростка. еще совершил , но «индикаторы», которым сказать, при , неблагоприятных обстоятельств ( группы , отсутствие к и .д.) несовершеннолетний совершить поступок. образом, вовремя ребенка « к действиям», провести ним профилактическую , то предотвратить на ранней . Необходимо усилия предотвращение, предупреждение факторов, влияющих поведение , устранить возможных влияний, негативные социальных .

Замеченные отклонения поведении и , а правильно педагогическая могут решающую в деформации подростка, приводит правонарушениям преступлениям.

выявление , склонных асоциальному , необходимо в начального профилактики.[11]

научной выделяют стадии отклоняющегося :

А) поведение, наблюдаемое большинства и , связанное шалостями, , непослушанием, , упрямством т..;

Б) поведение, более менее осуждение , педагогов, (эпизодические дисциплины, драчливости, , дерзости, , нечестности);

) девиантное , основу составляют отрицательные и (нечестность, , притворство, , лицемерие, , эгоцентризм, , агрессивность, и .д.), характер или ;

Г) поведение, несет себе криминального деструктивного – эпизодические нарушения и , регулирующих и людей обществе: , избиения, , распитие напитков, нарушения и правил и .д.;

) противоправное преступное, основу составляют правонарушения преступления.

, довольно этапы сменяют друга, определенную развития. , в случаях могут и связаны с .[12] Например, поведение возникнуть , поразить , который этого в плохом был , более , проявлял лишь положительной . Это быть сильного извне (, знакомых, ), случайного обстоятельств, и сильно патогенных . Но большинстве оно следствие действующих факторов, , как неуспеваемость, в , в коллективе, к , дезадаптации в ее .

Проявления развития поведения разных группах различно связано различными : от факторов ( генетического , родовые и , бытовые , болезни), факторов ( питание, быта), серьезнейших , ошибок, в в , детском , школе.[13]

поведение как , свидетельствующий том ином личности, определенной ее , педагогу понимать, одни те внешние особенности могут о процессах, в индивида наоборот. словами, за особенностями видеть, вызывающие причины. , квалифицируя -то поведения как от , необходимо стабильность частоту проявлений, также личности, и ситуации. принимая внимание это, выносить суждения , тем , определять воздействия несовершеннолетних целях профилактики поведения.

задача в профилактики поведения заключается проведении профилактики, ни другая не состоянии данную . Исключение семья, семья сама в объекта деятельности.

ранней является:

- условий, возможность развития определенной группы;

- выявление кризисных , возникающих учащихся возраста.

профилактическая необходима работе всеми группами , но современных основной надо на отклоняющегося детей школьного и подростков ( до -11 ). Данный обусловлен фактами реальной , когда применять меры лишению их в детей подросткового со стилем и к его . В ситуациях подростка в профилактический , расходовать ресурсы вместе тем всегда положительный работы.

Наши рекомендации