Общие и местные адаптационные реакции и здоровье
При оценке состояния здоровья важно понимать соотношение общих и местных адаптационных реакций. Иногда по общей реакции человек соответствует состоянию здоровья, но местно — на уровне каких-либо подсистем, органов, тканей или разновидностей метаболизма - развивается нарушение. Фактически, это тоже элемент напряженности реакций, но еще не проявляющийся на уровне сигнального показателя общей реакции. Мы изучали, в основном, регуляторные и защитные подсистемы организма. Вместе с тем, нарушение в работе любой подсистемы организма можно считать признаком напряженности общей реакции. Пока эти нарушения хорошо компенсированы, они могут и не отражаться на характеристиках сигнального показателя. Поэтому в тех редких случаях, когда человек чувствует себя не наилучшим образом, а по сигнальному показателю элементы напряженности отсутствуют, не нужно этому удивляться. Удивительно, напротив, что такие случаи очень редки, что любое нарушение довольно быстро отражается на сигнальном показателе реакции. К таким же элементам напряженности можно отнести и различные нарушения метаболизма: отклонения в содержании холестерина, сахара, компонентов антиоксидантной системы и т.п. Поэтому при наличии-жалоб на какие-либо нарушения нужно обязательно сопоставлять показатели общих адаптационных реакций организма с состоянием местных реакций. Какое-то время между общей и местной реацией идет своеобразная борьба и в зависимости от ее исхода человек либо выздоравливает, если побеждает общая благоприятная реакция, либо переходит в болезнь, если побеждает неблагоприятная местная реакция. На этой стадии особенно важно, с одной стороны, помочь поддержанию общей реакции, являющейся неспецифической основой здоровья, а с другой — повлиять на местный процесс.
Таким образом, при гармоничных, физиологичных реакциях местные реакции являются лишь составной частью общей адаптационной реакции. При любом нарушении гармоничности реакции, что реально имеет место почти всегда, местные реакции могут быть другими. В этих подсистемах, органах, тканях или различных сторонах метаболизма, развиваются изменения, характерные для местной реакции, соответствующей данному нарушению. При наличии хорошей компенсации и хорошей общей реакции нарушения могут исчезнуть и гармоничность реакции — восстановиться.
ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩИХ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ
АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЯХ
Необходимо подчеркнуть, что когда мы говорим о здоровье, то подразумеваем не только соматическое, но и психическое здоровье. Кстати, это тесно связано и взаимообусловлено: при тех же самых реакциях, которые являются неспецифической основой здоровья, отмечается и лучшее психоэмоциональное состояние.
Многолетние наблюдения показали, что каждая из адаптационных реакций имеет характерный для нее комплекс не только объективных, но и субъективных признаков, по которым реакции можно различать. Особенно четко эти признаки выражены, когда реакции не напряженные, а физиологичные, «нормальные» — гармоничные.
При развитии реакции повышенной активации (гармоничной, без напряжения) отмечается высокая активность, оптимизм, жажда деятельности, отличное настроение, даже с оттенком эйфории (но без неправильной оценки реальности), общий подъем, отличный сон и аппетит, повышение работоспособности (в первую очередь по скорости работы, но и по длительности тоже). Тревожность, раздражительность, угнетенность, утомляемость очень низкие. Та же реакция по мере снижения уровня реактивности становится, как уже говорилось, все более и более напряженной, что отражается и на субъективном состоянии. Нарушается сон (позднее засыпание
и раннее просыпание), появляется раздражительность, обидчивость. Работает человек быстро, но и быстрее устает и начинает ошибаться, делать что-то «не так», но полного срыва нет. Активность обычно остается высокая, даже оптимизм в какой-то степени сохраняется, но настроение ухудшается, становится неровным. Аппетит также хороший. Угнетенность отмечается редко.
Следует особо отмеить повышенную активацию очень высоких уровней реактивности, при которой начинает преобладать способ получения энергии извне не за счет пищи, а энергетика организма становится очень сбалансированной. В таком состоянии человек насыщается чрезвычайно малым количеством растительной пищи, принимаемой довольно редко, тогда как энергичность и работоспособность максимальны.
На низких уровнях реактивности, т.е. когда действует сильный, большой по абсолютной величине фактор, повышенная активация часто переходит в переактивацию — реакцию, совсем далекую от нормы. Субъективное состояние при напряженной в разной степени переактивации напоминает состояние при напряженной повышенной активации: большая активность, раздражительность, даже агрессивность, нарушения сна, настроение неровное, но не угнетенное, хороший аппетит. Работоспособность высокая, особенно по скорости работы, но внезапно может наступить срыв, особенно опасный, если работа связана с возможностью аварий. Оптимизм в какой-то степени сохраняется, угнетенность почти не выражена.
При реакции спокойной активации, гармоничной, без напряжения субъективное состояние хорошее, но, как следует из названия, более спокойное. Активность высокая, но нет такой «жажды деятельности», настроение хорошее, но не такое приподнятое, оптимизм умеренный, сон и аппетит хорошие, работоспособность хорошая и по скорости, и по длительности работы, долго не наступает усталость. Тревожность, раздражительность, утомляемость, угнетенность очень низкие.
Различия в субъективном состоянии у людей, находящихся в разных реакциях, настолько велики, что это послужило для Л.Х.Гаркави первым основанием для подразделения реакции активации на спокойную и повышенную. Поведение пациентов во время активационной терапии
заметно отличалось, хотя по тогдашним представлениям у всех была одна и та же реакция активации. Одни пациенты были спокойными, в хорошем настроении. «Как себя чувствуете?» - «Хорошо, значительно лучше». «Сон, аппетит?» — «Хорошие», и т.д. Другие люди вели себя иначе: глаза блестят, от порога — «Самочувствие замечательное (отличное, прекрасное)... Не хожу, а летаю, как в юности, аппетит зверский» и т.п. У этих больных выздоровление наступало особенно быстро. Сравнение самочувствия с анализом крови (лейкоцитарной формулой) показало, что у «спокойных» процент лимфоцитов не выше 33, а у «повышенных» — всегда выше. Последующие исследования других объективных изменений позволили четко разделить реакцию спокойной активации и реакцию повышенной активации.
По мере снижения уровня реактивности (увеличения воздействия) реакция спокойной активации также становится более напряженной и субъективное состояние изменяется. Ухудшается настроение, уменьшаются активность и оптимизм, человек быстрее устает, снижается, в отличие от реакции повышенной активации, прежде всего скорость, а затем и длительность работы, нарушается сон - становится поверхностным, неглубоким, - несколько снижается аппетит, раздражительность и тревожность меньше, чем при напряженной повышенной активации, а угнетенность больше.
Реакция тренировки характеризуется умеренной активностью, настроение не плохое, но и не хорошее, оптимизм не очень выражен, хотя пессимизм тоже не выражен явно, аппетит удовлетворительный, сон хороший, работоспособность хорошая в основном по длительности работы, а скорость работы невелика. Тревожность, раздражительность и угнетенность выражены незначительно.
По мере снижения уровня реактивности также увеличивается напряженность реакции и изменяется субъективное состояние: снижается активность, появляется вялость, угнетенность, тревожность, ухудшается настроение, становится более выражен пессимизм, ухудшается сон (становится поверхностным) и уменьшается аппетит, снижается работоспособность: прежде всего скорость, а затем и длительность работы. Раздражительность невелика.
При развитии стресса, особенно хронического, снижается активность, появляется пессимизм, угнетенность, вялость, нарушается сон, аппетит, иногда появляется раздражительность, недовольство всем, «ничего не хочется», усиливается тревожность. Иногда появляется агрессивность (чаще при остром стрессе). Работоспособность снижена. При остром стрессе сохраняется быстрота работы, но длительность и точность нарушаются. При хроническом стрессе снижаются все характеристики работоспособности: и по скорости, и по длительности, и по точности. Разумеется, по мере снижения уровня реактивности все эти нарушения нарастают.
При занятиях спортом субъективные признаки адаптационных реакций аналогичны описанным и четко отражаются на настроении, утомляемости, точности и скорости выполнения упражнений, а также на спортивных результатах в целом (подробно об этом см. главу 9).
Наличие такой четкой зависимости между субъективным состоянием и типом адаптационной реакции на разных уровнях реактивности (всего 4 группы уровней) навело Л.Х.Гаркави на мысль разработать критерии оценки для определения типа адаптационной реакции по эмоциональному состоянию с использованием специального опросника. На основании этого была создана экспертная программа для компьютера «АНТИСТРЕСС». Подробнее об этой программе см. главу 8. Проведенная по этой программе оценка состояний и сопоставление с лейкоцитарной формулой показало очень высокий процент совпадений (в 96% случаев). Это значит, что если правильно оценить свое настроение и состояние, то это может заменить анализ крови. Поэтому программа может быть использована для оздоровления массовых контингентов населения. На основе оценки состояния программа «АНТЙСТРЕСС» выдает дозу выбранного биостимулятора для вызова антистрессорной реакции.
Как же определить тип реакции и группу уровней реактивности по субъективному состоянию без программы «АНТИСТРЕСС»? Нами на основании оценки состояния по десяти вопросам созданы «образы» реакций в зависимости от четырех групп уровней реактивности (рис. 6.5 - 6.9).
Реакции тренировки
Рис. 6.5. Паттерны психофизиологического состояния при реакции тренировки