Раздел 9. Учение о нервной системе.

Тема. 9.1. Центральная и периферическая нервная система.

Лекция №1 (2 часа).

Общий обзор нервной системы. Ее роль в жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Анатомический состав рефлекторной дуги. Центральная, периферическая, соматическая и вегетативная (автономная) нервная система.

Центральная нервная система. Спинной мозг: положение, форма и строение. Сегменты спинного мозга и его составные элементы: корешки, спинномозговые узлы, спинномозговые нервы. Утолщения, борозды, канатики белого вещества спинного мозга. Серое вещество спинного мозга, его ядра, их локализация и функциональное значение. Оболочки спинного мозга: твердая, паутинная, сосудистая. Пространство между оболочками. Фиксирующий аппарат спинного мозга.

Общий обзор, отделы и ствол мозга. Ствол мозга. Продолговатый мозг: его строение и функции. Задний мозг (мост и мозжечок): его отделы, строение и функции. Средний мозг: его местоположение, строение и функции. Промежуточный мозг (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус): местоположение, строение и функция. Конечный мозг (полушария, поверхности, борозды, доли, извилины). Серое и белое вещество полушарий. Кора полушарий. Базальные ядра и боковые желудочки. Спинномозговая жидкость. Оболочки спинного мозга. Проводящие пути центральной нервной системы: ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Короткие и длинные проекционные пути. Восходящие пути: латеральный, спиноталамический. Тонкий и клиновидные пучки, задний и передний спино-мозжечковый пути. Нисходящие пути. Экстрапирамидная система. Красноядерно-спинномозжечковый путь.

Практическое занятие № 1(2 часа) Строение и функции продолговатого мозга. Ядра и центры находящиеся в нем. Составные части заднего мозга. Строение и функция моста заднего мозга. Строение и функция мозжечка. Строение и функция среднего мозга. Строение и функция промежуточного мозга. Строение и функция конечного мозга. Общий обзор, отделы и ствол мозга. Ствол мозга. Продолговатый мозг: его строение и функции. Задний мозг (мост и мозжечок): его отделы, строение и функции. Средний мозг: его местоположение, строение и функции. Промежуточный мозг (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус): местоположение, строение и функция. Конечный мозг (полушария, поверхности, борозды, доли, извилины). Серое и белое вещество полушарий. Кора полушарий. Базальные ядра и боковые желудочки. Спинномозговая жидкость. Оболочки спинного мозга.

Самостоятельное занятие (4 часа) Общее строение нервной системы. Центральная нервная система. Строение спинного мозга. Оболочки и проводящие пути мозга. Контроль: опрос на практическом занятии. Общий обзор, отделы и ствол мозга. Ствол мозга. Продолговатый мозг: его строение и функции. Задний мозг (мост и мозжечок): его отделы, строение и функции. Средний мозг: его местоположение, строение и функции. Промежуточный мозг (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус): местоположение, строение и функция. Конечный мозг (полушария, поверхности, борозды, доли, извилины). Серое и белое вещество полушарий. Кора полушарий. Базальные ядра и боковые желудочки. Спинномозговая жидкость. Оболочки спинного мозга. Проводящие пути центральной нервной системы: ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Короткие и длинные проекционные пути. Восходящие пути: латеральный, спиноталамический. Контроль: опрос на практическом занятии.

Практическое занятие № 2 (2 часа) Центральная нервная система: строение головного и спинного мозга. Макро и микро структура коры головного мозга. Проводящие пути спинного и головного мозга (ассоциотивные, комиссуральные, проекционные) Проводящие пути центральной нервной системы: ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Короткие и длинные проекционные пути. Восходящие пути: латеральный, спиноталамический. Тонкий и клиновидные пучки, задний и передний спино-мозжечковый пути. Нисходящие пути. Экстрапирамидная система. Красноядерно-спинномозжечковый путь.

Самостоятельное занятие (2 часа) «Ствол» головного мозга. Строение отделов головного мозга. Функции отделов голо. Отделы периферической нервной системы. Черепно-мозговые нервы. Нервные сплетения. Контроль: опрос на практическом занятии. Проводящие пути ЦНС. Контроль: опрос на практическом занятии.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний – анатомо-морфологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

умений – определять анатомо-морфологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста.

Тема 9.2 Периферическая нервная система.

Лекция №2 (2 часа).

Общая характеристика черепных нервов. Черты сходства и различия черепных и спинномозговых нервов. Группа чувствительных (1, 2, 8), двигательных (3, 4, 6, 7, 11, 12) и смешанных (5, 9, 10)черепно-мозговых нервов. Связь 3, 5, 7, 9, 10 пар черепных нервов с вегетативной нервной системой.

Спинномозговые нервы: шейное сплетение, плечевое сплетение, поясничное сплетение, крестцовое сплетение – их образование, расположение, ветви, их ход и область иннервации. Проекция нервов нижней конечности на поверхность тела человека. Рефлекторная дуга – рецепторы, проводящие пути проприоцептивного анализатора отдельных частей тела. Афферентные, центральные, эфферентные звенья. Симпатическая часть вегетативной нервной системы: центры. Симпатический ствол, его положение, узлы и отделы. Чревное, аортальное, тазовое сплетения. Верхний и нижний брыжеечные узлы. Рефлекторная дуга симпатической иннервации. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы: среднемозговой и продолговато-мозговой отделы, вегетативные ядра стволовой части головного мозга и спинномозгового ядра. Адаптационно-трофическая функция вегетативной нервной системы и ее значение для спортсмена.

Практическое занятие № 1-2 (4 часа) Общая характеристика черепных нервов. Черты сходства и различия черепных и спинномозговых нервов. Группа чувствительных (1, 2, 8), двигательных (3, 4, 6, 7, 11, 12) и смешанных (5, 9, 10)черепно-мозговых нервов. Связь 3, 5, 7, 9, 10 пар черепных нервов с вегетативной нервной системой.

Рефлекторная дуга – рецепторы, проводящие пути проприоцептивного анализатора отдельных частей тела. Афферентные, центральные, эфферентные звенья.

Общая характеристика нервных сплетений. Шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения. Копчиковое сплетение. Короткие и длинные ветви нервных сплетений. Роль периферической нервной системы в жизнедеятельности организма. Понятия: нейрон, нерв, нервные пути. Проводящие пути спинного мозга. Черепно-мозговые нервы. Нервные сплетения (шейное, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое. Вегетативная нервная система, ее отделы. Симпатическая нервная система – строение, топография и функция. Парасимпатическая нервная система – строение, топография и функция

Самостоятельное занятие (4 часа) Спинномозговые нервы: шейное сплетение, плечевое сплетение, поясничное сплетение, крестцовое сплетение – их образование, расположение, ветви, их ход и область иннервации. Проекция нервов нижней конечности на поверхность тела человека. Рефлекторная дуга – рецепторы, проводящие пути проприоцептивного анализатора отдельных частей тела. Афферентные, центральные, эфферентные звенья.

Общая характеристика нервных сплетений. Шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения. Копчиковое сплетение. Короткие и длинные ветви нервных сплетений. Отделы вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы. Функции симпатических и парасимпатических отделов. Взаимосвязь отделов вегетативной нервной системы.

Центральные и периферические центры вегетативной нервной системы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы: центры. Симпатический ствол, его положение, узлы и отделы. Чревное, аортальное, тазовое сплетения. Верхний и нижний брыжеечные узлы. Рефлекторная дуга симпатической иннервации.

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы: среднемозговой и продолговато-мозговой отделы, вегетативные ядра стволовой части головного мозга и спинномозгового ядра. Адаптационно-трофическая функция вегетативной нервной системы и ее значение для спортсмена. Контроль: опрос на практическом занятии

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний – анатомо-морфологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

умений – определять анатомо-морфологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста.

Наши рекомендации