ВАКЦИНОЛОГИЯ – наука о лекарственных профилактических биопрепаратах – вакцинах
Термин «вакцинология» впервые предложил доктор Дж. Солк (6, 7) – американский вирусолог, автор инактивированной (убитой) вакцины против вирусов полиомиелита I, II и III типов. Сделано это было на Международной конференции по «Сравнительной вирусологии» в 70-е годы предыдущего столетия.
Солк предложил создать вакцинологиюкак новую дисциплину, охватывающую широкий круг медико-биологических вопросов, дающую практические ответы при изучении влияния прививок на клеточном и молекулярном уровнях. Здесь, на конференции, он рекомендовал вернуться к применению инактивированной полиовакцины – не потому, что сам был изобретателем такого препарата, но потому, что живые вакцины экологически более опасны своей непредсказуемостью в отдалённых последствиях, как для здоровья человека, так и для биосферы.
Первым советским учебным пособием, подводящим нас к более широкому пониманию вакцин и неоднозначности этой проблемы, пожалуй, следует считать монографию «Иммунология, иммунодиагностика, иммунопрофилактика инфекционных болезней»(8). К тому времени текущая информация по инфекционной и неинфекционной иммунологии была огромной. Э.Н. Шляхов (8) представил свою монографию в виде систематизированного справочного пособия, обратив особое внимание на специфическую противоинфекционную диагностику,поскольку уровень инструментальных методов исследования уже в то время значительно вырос. Предполагалось, что внедрение таких методов имеет непосредственный выход в эффективную эпидемиологическую практику в борьбе с инфекционными болезнями. Наряду с этим автор уделяет внимание вопросам неспецифической резистентности, структуре органов и клеток, участвующих в процессе иммуногенеза, а также основным проявлениям гуморального – антительного и клеточного иммунитета в антимикробной защите.
Очень важным, на наш взгляд, является то, что иммунопрофилактика –прививка – не стоит во главе решения проблемы. Более того, перечислив несколько важных моментов, определяющих роль и место прививок в борьбе с инфекционными болезнями. Э.Н. Шляхов подчеркивает: «Не требует особых доказательств положение о том, что любые прививки должны быть проведены здоровым лицам. Этого требуют не только соображения получения полноценного иммунологического эффекта, но, главным образом, безопасность здоровья прививаемого, профилактика поствакцинальных осложнений»(8а, с. 363).
Совершенно очевидно, что медицинское вмешательство в природу человека с помощью вакцин невозможно без понимания общих закономерностей биологической эволюции человека, без учета изменений, происходящих вокруг нас, в том числе – в микромире, окружающем человека с рождения, без анализа достижений в смежных дисциплинах, без знаний новой иммунологии, новой дисциплины – неонатологии.
Улучшение, совершенствование человека подобным образом, вопреки его индивидуальным особенностям, путём массового «протезирования» иммунной системы – антибиологично. Безнравственно без осознанного информированного согласия самого гражданина подгонять его иммунную систему под несуществующую общую мерку – «обязательную невосприимчивость», оправдывая это медицинское вмешательство будто бы спасением человечества от инфекционных болезней.
Все биологические науки в той или иной степени должны являться базой, фундаментом для решения теоретических и практических вопросов вакцинологии – так она многогранна. Если же исходить только из «обилия поствакцинальных осложнений», то нет ни одной области медицины, куда бы прививки ни привнесли ятрогенную патологию – ятрогенные повреждения в естественно происходящие биологические процессы (iatros – врач, genes -порождаемый) – повреждения, порождаемые врачами (9-11).
Вакцинология –междисциплинарная область знаний, это:
- иммунология с иммунодиагностикой и иммунопатологией, отсюда противопоказания к введению вакцин;
- генетика и иммуногенетика; наследственная и приобретенная патология, например, иммунодефициты и ферментопатии;
- микробиология – вирусология и бактериология с современными иммунологическими аспектами инфекционных болезней; эпидемиология;
- педиатрия и неонатология;
- патофизиология и цитопатология;
- онкология, а сейчас ещё более страшное в детской онкологии – лейкоз;
- биоритмы – хронобиология и хрономедицина;
- изменение климатических условий, экологии взрослого человека;
- медицинская психология;
- биоэтика как основа правовых и законодательных отношений между гражданином-пациентом и органами здравоохранения, и ряд других дисциплин.
Врач, причастный к этой иммунобиологической операции,должен быть осведомлён о новейших достижениях в смежных вышеперечисленных дисциплинах, о новых методах диагностики, в данном случае, прежде всего – иммунодиагностики(12, 13), должен обладать интуицией и видением многочисленных биологических процессов, происходящих под влиянием чужеродного белка – вакцины, афизиологично и насильственно поступающей в организм ребёнка, как правило, посредством укола.
ВРАЧИ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ:
- здоровли ребёнок и не имеет ли противопоказаний, которые могут и не укладываться в перечень существующих, а главное – желание родителей защитить подобным образом своего ребёнка от инфекционной болезни;
- о возможной реакции ребёнка на укол, поскольку уколвовсе не индифферентная процедура для психики нормального ребёнка;
- современные методы диагностики;
- о возможных поствакцинальных осложнениях, в том числе на состав вакцины,в которой могут быть химические вещества;
- следовательно, обязательно знать состав вакцин;
- быть информированным о преимуществах и недостатках введения взрослой дозы вакцины детям; к слову говоря, «во всём мире», как продолжают оправдываться вакцинаторы при массовых охватах, для определённого детского возраста применяют соответствующие дозы вакцин, именуемые педиатрическими. У нас отсутствует подобная практика.
Необходимо использовать это профилактическое средство так, как в своё время рекомендовал сам Эд. Дженнер – основоположник вакцинации: «Врач обязан знать о вакцине всё... прослеживать процесс прививания»...
Увы! К сожалению, приходится констатировать факты крайне беспечного отношения к прививкам и составу вакцин отечественных врачей, «улучшающих» природу человека уже с новорождённости. Сама же природа слишком мудра, экономична, видимо, за счет этого пока и выживаем...
Известный отечественный биолог, академик Ю.И. Полянский напоминает: «Медицина – это биология, обращенная в практику. Врач, вооружённый до зубов современной техникой, не должен забывать своей классической генеалогии – биолога, естествоиспытателя широкого кругозора и эрудиции, умеющего соединять частное и общее, владеющего близкими науками, их общими закономерностями. Человек, не знающий биологии, не может быть хорошим специалистом в медицине...» (14).
Как тут не вспомнить о нашем соотечественнике – биологе, зоологе, не враче (!) – И.И. Мечникове, положившем начало клеточной иммунологии, удостоенном за это Нобелевской премии в области медицины!
С.Я. Долецкий констатирует: «Всего 100 лет назад... педиатры были «элитой» врачебной корпорации. В настоящее время широко образованный педиатр стал встречаться реже...» (15).
Об этом же, но несколько в другой форме, постоянно горевал известный советский генетик А.А. Баев (16)... и не только он.
Любая наука основывается на логике. Медицинская логика должна основываться на общебиологических законах природы человека (14-17). Нельзя отменять эти законы при массовом медицинском вмешательстве, усматривая в такой «помощи» исключительную «пользу», да ещё и «для всех подряд», как считают некоторые вакцинаторы (18, 19).
С точки зрения общей биологии человека постоянная дополнительная нагрузка на иммунную систему заставляет её работать сверх нормы – в режиме, не свойственном организму конкретного ребёнка, что ведет к гипертрофии клеток не только иммунной системы, раннему их изнашиванию и преждевременному старению. Генетически обусловлено, что каждый родившийся ребёнок имеет свои – индивидуальные возможности адаптации, которые допустимо искусственно менять в определенных пределах для Петрова, но не для Иванова или Сидорова (20-25).
Период адаптации после утробы матери у каждого ребёнка свой – и это ещё одна проблема в вакцинологии, которая совершенно не учитывается при вакцинации новорождённых в роддомах БЦЖ и новым трансгенным препаратом против гепатита В...
Антропогенные воздействия, создаваемые самим человеком, и без того усложнили его адаптационные ресурсы. На этом фоне постоянная искусственная помощь – многократное вмешательство в индивидуальные способности иммунной системы заставляют организм перестраиваться, приспосабливаться, адаптируясь к дополнительной нагрузке, перерабатывая её всеми имеющимися защитными средствами. И такой процесс продолжается с рождения до юношеского возраста. При этом изменения не могут происходить «одинаково хорошо» или «одинаково плохо» у «всех подряд», т.к. в любом случае такое вмешательство нарушает гомеостаз, приводит к «замешательству» функций всех клеток организма.
Общеизвестно, что «АНТИ-ГЕНЫ» –раздражающие факторы для иммунной системы. Собственно, за счёт этого раздражения и происходит стимуляция работы клеток и, в одном случае – к защите от инфекционного агента, а в другом – к параличуфункций иммунокомпетентных клеток (8, 20-23, 25-28).
Не могу отвечать за «весь мир», но в нашей стране критерием эффективности борьбы с инфекционными болезнями продолжает служить единственный показатель – «охват прививками всех подряд» (18,19). На данном этапе, несмотря на принятие закона, не отмечается распространения современного иммунологического и иммуногенетического подходов в «профилактике здоровья наших малышей». Скорее, наоборот – продолжается «вакцинальный Чернобыль», поскольку теми же вакцинаторами распространяется современная «экспериментальная» тенденция прививок теми же вакцинами,но... ослабленных детей, имеющих ту или иную патологию.
В связи с последним хочу напомнить ещё раз слова Эд. Дженнера, сказанные им в XVIII веке: «Врач должен знать об этой операции всё, и я настаиваю на этом... нельзя вакцинировать ослабленных детей со слабо развитым подкожно-жировым слоем... не принято также прививать детей в первые недели жизни...» (цит. по 29, 30).
Знание разделов вакцинологии помогает приоткрыть некоторые механизмы, с помощью которых можно объяснить, почему одна и та же вакцина вызывает разные патологические процессы и клинические их проявления, когда её применяют «всем подряд». Это обязывает вакцинатора знать состав вакцины, как любого другого лекарственного средства.
Качество таких биопрепаратов зависит от методов, выявляющих и регламентирующих уровни их безопасности, в том числе неспецифической безопасности. Вместе с тем известно, что до 2004 г. методы, применяемые для оценки безопасности вакцин, не соответствуют ни международным требованиям, ни даже руководствам, применяемым в нашей стране к лекарственным фармакологическим препаратам. Мы пишем об этом в специальной литературе с 70-х гг., а в СМИ – с 1988 г. (81-83).