Типы и классификация зеленых насаждений

Зеленые насаждения делятся на древесные, кустарниковые и тра­вянистые. В практике зеленого строительства нужно умело соче­тать все эти виды зелени. К внеселитебным зеленым на­саждениям относятся: пригородные леса или парки, фруктовые сады пригородной сельскохозяйственной зоны, питомники, зеле­ный пояс вокруг города, защитные зоны при промышленных пред­приятиях.

Окружающие город леса имеют огромное оздоровительное зна­чение. Воздух в них чист, а микроклимат мягок; они защищают на­селенный пункт от сильных ветров, песчаных заносов, а также служат местом прогулок и туризма. В них целесообразно разме­щать санатории, пионерские лагеря, дома отдыха; среди них и по­близости от них обычно располагаются^ пригородные дачи.

селитебные зеленые насаждения. К ним относятся парки — город­ские, районные и детские, сады, скверы, бульвары, уличные на­саждения и зеленые посадки внутри микрорайона и квартала.

Парки, сады, скверы. Парком называется крупный зеленый массив, рассчитанный на большую посещаемость и предг назначенный для отдыха населения.

Целесообразно площадь парка разбить на такие части: 1) зо­ну отдыха (тихая часть); 2) зону развлечений (шумная часть); 3) детский сектор.

Нормальный размер центрального парка в среднем и крупном городе должен быть не меньше 15 га

Скверы устраивают в гуще городской застройки, в микрорайонах, между жилыми кварталами, при общественных зданиях. Они легко доступны насе­лению и, что особенно важ­но, маленьким детям, ста­рикам, больным.

Несмотря на небольшие размеры скверов (от 0,5 до 2 га), в них при правиль­ном устройстве и содержании, при умелом использовании тенистых деревьев, густых кустарников, газонов, цветочных клумб, фонтанов создается свой особый режим, они уютны и красивы (рис. 26). Скверы не должны иметь сквозных проездов и проходов, их следует изолировать от уличной пыли и шума. Никаких зданий в них не должно быть.

В любом городе среди жилой застройки всегда имеются или мо­гут быть созданы свободные участки для скверов.

Бульвары и уличные насаждения. Бульвары за­служивают большого внимания и должны широко внедряться в практику озеленения городов. Их устройство целесообразно на широких улицах и магистралях, на набережных. Помимо декора­тивной роли, они имеют и существенное гигиеническое значениез делают более здоровым, приятным и безопасным пешее сообще­ние в городе, особенно летом, когда асфальт тротуара и каменные стены домов сильно нагреты солнцем, Бульвар с густыми сомкнутыми кронами деревьев, обсаженный по бокам живой изгородью* кустарников и покрытый травой, защищает от прямой солнечной радиации и шума, дает прохладу и тень

Роль уличных зеленых насаждений аналогична роли бульваров. Хорош.о, когда наряду с древесными посадками улицы имеют газоны, а иногда и живую изгородь из кустарников.

Подсчеты и опыт показывают, что в селитебной зоне городов: в среднем занято: а) под застройкой зданиями около 25% их тер­ритории; б) под улицами, площадями, площадками около 25%,. т. е. всего 60% . Таким образом, остается 40—50% свободной тер­ритории, которая может и должна быть озеленена

В каж­дом селе должен быть сельский парк размером не мен:ее 3 га, улицы озеленены, а скверы разбиты при общественных зданиях. Значение имеют и защитные зеленые полосы со стороны господ­ствующих неблагоприятных ветров.

118Улицы и площади. Роль и значение уличной сети в планировке города. Классификация улиц. Подземные сооружения.

Задачи: 1) обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения транспорта и пешеходов м\у отдельными частями города

2)организация удаления поверхносных вод с территорий жилой застройки

3)Размещение инженерных сетей

4)обеспечение нормалльное проветривание или защиты от ветров ( в зависимости от климатических условий)

5)создание композиционных осей и центров пространственного построения города

Не благ факторы: Возможность травматизма, пыль, шум, вибрация , и выхлопы автотранспорта

Классификация улиц на основание спец признаков:

1)назначение улицы в плане города

2)Характер движения транспорта и пешеходов

3)Состав трнспортного потока

4)расчетная скорость движения

Категорий улиц

1)Скоростные дороги

2)Магистральные улицы, которые делятся на общегородского и районного назначения

3)Улицы и дороги местного движения (жилых, промыш, складских районов, проездов, пешеходные дороги

Система уличной сети:

Прямоугольная (шахматная)

Радиально кольцевая

Смешанная

Свободная

Площади

- Главные площади города и его районов

- Площади жилых районов

- Площади перед крупными общественными зданиями

- Торговые площади у торговых зданий и рынков

- При вокзальные площади

- Площади промышленных районов

Подземные сооружения

В крупных городах под улицами располагается порой весьма зна­чительное подземное хозяйство, состоящее из различного рода трубопроводов и кабелей, которые идут вдоль улиц и по пути дают ответвления к прилегающим зданиям. К элементам подземного хозяйства относятся такие трубопроводы и кабели: водопровод, канализация, фекально-хозяйственная и ливневая (водостоки), трубопроводы теплофикации и газоснабжения, электрические и телефонные кабели всех видов

В интересах эксплуатации и ремонта всю эту сеть следует раз­мещать: а) в общем коллекторе, б) под уличными газонами, в) под тротуарами, г) в редких случаях под мостовой. Правильное разме­щение подземных сооружений имеет важное санитарное значение, так как в случае аварии может создаться угроза: а) проникновения канализационной жидкости в водопроводные трубы; б) проникно­вения газа в жилище; в) гибели зеленых насаждений от просочив­шегося газа, теплопроводов, электрических токов.

В настоящее время и в еще большей мере в перспективе со­здание подземных сооружений не будет ограничиваться прокладкой трубопроводов и кабелей. Возникла проблема так на­зываемой подземной урбанистики, ей уже посвящены междуна­родные конгрессы и специальные журналы.

Потребность в более широком использовании подземного про­странства возникла прежде всего в больших, крупных и крупней­ших городах и связана с острым недостатком свободной плопфди для нового жилищного строительства и озеленения, транспортны­ми затруднениями и как следствие — с общим ухудшением город­ской среды в гигиеническом отношении. Все это заставило искать выход в размещении под землей самых разнообразных объектов. К ним относятся прежде всего ставшие в известной мере привыч­ными инженерно-транспортные сооружения— метрополитен, скоростной трамвай, железнодорожные тоннели и залы, автостоянки и гаражи, пешеходные тоннели

1) зрелищные и административные здания и сооружения — кинотеатры, концертные и выставочные залы, музеи, книгохранилища, архивы;

2) общественное питание и торговля — рестораны, столовые, кафе, буфеты, небольшие магазины, секции универма­гов;

3) предприятия коммунально-бытовые и свя­зи —■ ателье проката, приемные пункты и мастерские, парик­махерские, бани, прачечные, общественные уборные, отделения связи, сберегательные кассы, автоматические телефонные станции;

4) всевозможные склады и хранилища.

Все эти сооружения могут размещаться в одном или несколь­ких ярусах, полностью или частично.

Наши рекомендации