Анализ дня в организационный период

1. Анализ выполнения поставленных задач:,



По материалам МДЦ «Артек».



а) Насколько деятельность, организованная в группе, способство­
вала решению поставленных задач? Как в этих делах проявили себя
дети?

б) Кто стал организатором? Как ему удалась эта роль?

в) Как проявились интересы, способности, склонности детей? Ка­
ким видам деятельности они отдают предпочтение?

г) Как проявляются моральные качества детей, черты характера,
как складываются отношения между ними? Есть ли неформальные
группы? Отношения внутри этих групп. Отношения между девоч­
ками и мальчиками.

2. Как подростки воспринимают требования распорядка дня? Прини­мают их? Проявляют готовность выполнять? Кто из ребят требует осо­бой индивидуальной работы. Почему? Предлагаемые действия в отно­шении их. Какие методы, приемы используются для решения задач? Их эффективность. Какие методы, приемы используются для изучения де­тей? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы.

Анализ дня в основной и заключительный период

1. Насколько задачи конкретной деятельности (дел) в этот день
способствовали выполнению поставленных задач?

2. Удалось ли решить поставленные задачи (воспитательные, познавательные, развивающие, организационные)?

3. Как развиваются отношения в группе:

*между лидерами (официальными и неформальными) и остальными ребятами;

* между группами;

* внутри группировок;

* между мальчиками и девочками;

* как меняется состояние коллектива, его настрой на дела?

3. Какие методы используются для решения поставленных задач?
Как реагируют дети на них? Их эффективность. Что необходимо
предпринять, чтобы закрепить эффект?

4. Какие методы, приемы используются для сбора информации
о подростках, развитии коллектива, внутриколлективных отношениях? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы.

И педагогических анализах за день вожатые должны стремиться осмыслить деятельность, направленную на формирование личности ребенка, поступков, отношений между сверстниками, взрослыми и отношение детей ко всему новому, происходившему за лагерную смену. Педагоги должны видеть каждого ребенка и коллектив в целом, определить настроение, отношения. Быстро реагировать на проблемные ситуации, возникающие в отряде или с отдельными детьми.

Ставить актуальные, личностно-ориентированные общение цели, реальные для достижения в условиях временного коллектива.

Для качественной работы вожатому кроме ведения дневника в течение смены, проведения психолого-педагогического анализа, сле-




дует проводить в конце каждой смены анализ педагогической деятель­ности. В противном случае можно смело делать вывод о работе тако­го вожатого — хорошо провел время в свое удовольствие.

Примерная схема анализа смены

1. В какой степени удалось решить общие задачи смены? (опреде­
ляемые задачами коллектива лагеря, спецификой смены) и задачи,
вытекающие из особенностей воспитанников?

* Отличительные особенности ребят (потребности, способности,
ценности, ориентации, интересы, мотивы) и вытекающие отсюда
задачи и пути их решения.

* Насколько деятельность и отношения в группе способствова­
ли решению поставленных задач?

2. Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в кол­
лективе на развитие личности ребенка?

* Чему научились дети, какие знания приобрели?

3. Как менялся коллектив в течение смены?

* Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении со­стояния коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены?

* Какие конкретные признаки свидетельствуют об укреплении коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены.

* Какие конкретные дела свидетельствуют об укреплении кол­лективных отношений в отряде?

* Эффективность отдельных методов и приемов в решении по­
ставленных задач. Результаты исследования.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ДНЯ

День;

День:

День:

День:





День:

Приложение № 1



День:

КРАТКАЯ, ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ОТДЫХАЮЩИХ В ДЕТСКИХ

оздоровительных лагерях

Младший возраст (7—9 лет)

Самые общие и характерные черты: любознательность, конкрет­ность мышления, подражения, подвижность, неумение концентри­ровать долго свое внимание на чем-либо одном. В эти года дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Появляется критическое отношение к дей­ствиям и поступкам товарищей. Вместе с тем, новый режим, новые нагрузки прежде всего на психику ребенка требуют разгрузки, ко­торую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизволь­ного запоминания (в частности, в игре), чем произвольного.

Кроме того, нужно учитывать анатомо-физиологические особен­ности детей этого возраста. У них наблюдается большая податли­вость организма различным влияниям окружающей среды и быст­рая утомляемость (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано, с тем, что сердце, легкие и сосудистая система несколько отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а следовательно, возмож­ность его повреждения повышена.

Поэтому в деятельности детей младшего возраста должны макси­мально задействованы подвижные игры, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Средний возраст (10—12 лет)

Младшие подростки менее уравновешены, чем их младшие това­рищи, они бурно проявляют эмоции, среди них часто возникают конфликты. Конфликтуют не только со сверстниками, но не редко и со взрослыми -- родителями, вожатыми, сотрудниками лагеря.

Объясняется такая повышенная конфликтность естественными причинами - в этом возрасте начинается процесс полового созрева­ния. Проявляется он раньше у девочек (с 10—11 лет), у мальчиков несколько запаздывает (с 12—13 лет).

Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще не достаточно развиты, поэтому организм еще не подготовлен к длительным силовым напряжением, односторонним нагрузкам. Ды-



хательная система значительно более развита, нежели у детей млад­шего возраста, но дыхание еще не достаточно глубокое. Нервная система продолжает совершенствоваться: Нарастает функциональ­ный потенциал воспринимающей системы мозга.

В растущем организме ребенка наблюдается некоторая дисгармо­ния в развитии сердечно-сосудистой системы: поэтому он часто ис­пытывают приступы учащенного сердцебиения, головокружения, головную боль, нервозность, неуступчивость, повышенное стремле­ние к спорам.

В это время ребята ищут пример для подражания -- «сильную и смелую» личность — сами мечтают 6 подвигах, об участии в событи­ях, имеющих большую общественную значимость.

Развитие их моральных качеств опережает становление соответству­ющих нравственных понятий. Не получая со стороны взрослых -вожатых и педагогов тактичной помощи, не видя их заинтересованно­го участия в решении этих проблем, ребята сами находят своего «ге­роя» и часто среди таких старших товарищей и взрослых, которые с виду видятся «героями», а на деле, обладая скудным моральными и нравственными устоями, вовлекают подростков в различные неблаго­видные дела и проступки.

В глазах подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, оценки товарищами его поступков и дей­ствий, Он стремится завоевать среди них авторитет, занять в кол-лективе достойное место.

Весьма заметны, в среде этого возраста различия в физическом развитии: поведении и интересах девочек и мальчиков.

Девочки в большинстве своем более спокойны, рассудительны, послушны. Мальчики же, наоборот, энергичны, непоседливы, более эмоциональны, но в большинстве случаев пытаются уклониться от общественных дел.

Старший возраст (13—14 лет)

Активность — потребность свободного применения своих сил и возможностей --остро ощущаемая потребность этого возраста.

Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.

Но в то же время у подростка имеется довольно большой жиз­ненный опыт. Нередко опыт довольно суровый!

Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются, собственные личные, моральные установки и требования, Которые во Многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает.

В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не от­стать от друзей, «быть как все», других -- выделиться среди сверст­ников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.

В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полово­го созревания, у мальчиков начинается.

Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную воз­будимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосаб­ливается к упражнениям на скорость И выносливость. Активно про­должается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.

Приложение № 2

методы психологическойдиагностики

Использование в воспитательной работе методов психологичес-кой диагностики личности позволяет воспитателю быстрее и лучше узнать мир воспитанника.

Проводить различные виды диагностики следует в удобное для подобной работы время (Желательно утреннее или дневное время) и в удобном месте (не отвлекают посторонние звуки и возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

Для получения представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, твор­ческого потенциала детей можно использовать:

* наблюдение - - при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;

* анкеты: а) при изучении направленности интересов, моти­вов действий; б) по выявлению влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллек­тиве;

* тесты — ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шка­
лы, графики и т.д.;

* метод ранжирования— позволяет анализировать отношения,
сложившиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности про­
водимых дел и т.д.

В результате воспитатель-вожатый может решить для себя сле­дующие немаловажные воспитательные задачи:

* учет возрастных особенностей детей при планировании и орга­низации коллективных дел;

* анализ полученных результатов для помощи в раскрытии луч­
ших способностей детей;

* отбор педагогических средств для стимулирования и коррек-
ции норм отношений и поведения детей;

* получение «обратной связи» - - изучение результативности соб­
ственной педагогической деятельности.

В течение смены дети часто участвуют в написании и (или) создании каких-либо творческих работ: сочинения, письма, ри­сунки, плакаты, коллективные работы. Для воспитателей-вожа­тых - - это еще одна форма диагностики, средство познания внут­реннего мира воспитанника. Вам многое скажет умение ребенка внятно и грамотно излагать свою мысль; вы сможете составить представление об уровне образного, ассоциативного Мышления ребенка; сможете постичь глубину его духовно-нравственной сферы

и т.д.

*


Наши рекомендации