А всегда говорить с ним так же вежливо

ББК 74.27(2Рос)

Дневник является для вожатого основным педагогическим, от­четным документом. Каждый вожатый должен вести дневник, образец которого прилагается.

Педагогический совет детского оздоровительного лагеря ставит перед собой основную задачу - оздоровление детей. Для выполнения этой задачи каждый вожатый изучает контингент детей своего отряда, их анкетные и медицинские данные; наме­чает формы и методы воспитательного воздействия.

Выбрав Совет отряда, вожатый разрабатывает перспективный план подготовки и проведения как отрядных дел, так и общелагерных. Кроме того, составляется план работы отряда на каждый день. В конце дня вожатый должен проанализировать его вы­полнение, уделив внимание отношениям детей к проведенным мероприятиям. Дать оценку деятельности детей, отметив поло­жительные и отрицательные ее моменты.

В педагогическом дневнике нужно интересно и грамотно от­разить поведение детей в коллективе, их взаимодействие между собой, отношение к вожатому, к педагогу.



ISВN 5-93134-164-1

© Григоренко Ю.Н., 2002.

< Педагогическое общество России, 2002.

«Ребенком никогда не следует командовать,

А всегда говорить с ним так же вежливо,

Как со взрослым, для того,

Чтобы и его самого научить вежливости.»

Эллен Кей

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО - ВОСПИТАТЕЛЯ

Ø Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

Ø Ищи истину вместе с ребенком.

Ø Старайся ничему не учить ребенка напрямую - учись сам.

Ø Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

Ø Считай своим основным педагогическим методом осознанное
наблюдение за ребенком.

Ø Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

Ø Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ ОТ ДЭВИДА ЛЬЮИСА

. •

4 Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. * Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижений.

* Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать
решения.

* Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

* Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

* Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.

* Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать ре­
шения и нести ответственность за них.

* Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

* Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. * Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

* Верьте в здравый смысл ребёнка и доверяйте ему.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ В.А. КАРАКОВСКОГО

Ø Главная цель воспитания — счастливый человек.

Ø Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе,

Ø Воспитание без уважения — подавление.

Ø Мерой воспитанности является интеллигентность — антипод хамству, невежеству, жлобству.

Ø Говори, что знаешь, делай что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

Ø Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».

Ø Не будь занудой: не ной и не паникуй: лучше трудно, нудно.

Ø Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны. никогда не предавай своих детей.

Ø Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть систем­ным.

Ø Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

СПИСОК ДЕТЕЙ МОЕГО ОТРЯДА

  Фамилия Имя Отчество День рождения Адрес, телефон Родители
        мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:  
        мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
        мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
*     мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
      мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:  
      мама
   
  папа
   
Индивидуальные особенности:
        мама
 
  папа
   
Индивидуальные особенности



      мама ;
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
  1   : мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
      мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
        мама
 
,папа
 
Индивидуальные особенности:
      мама
 
папа
 
Индивидуальные особенности:
      мама
'
папа
 
Индивидуальные особенности:
'     мама
папа
 
Индивидуальные особенности:  

        мама  
   
папа  
   
Индивидуальные особенности:  
З0       мама  
   
папа  
   
Индивидуальные особенности:  
        мама  
   
папа  
   
Индивидуальные особенности:  
      V мама  
   
папа
 
Индивидуальные особенности:
        мама
 
папа
   
  Индивидуальные особенности:
        мама
   
  папа
   
  Индивидуальные особенности:
        мама
   
  папа
   
  Индивидуальные особенности:  

РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ

ПОДЪЕМ   Солнышко встает - спать ребятам не дает. ©
ЗАРЯДКА Чтобы быть весь день в порядке, Надо сделать нам зарядку. ©
ВРЕМЯ МОЙДОДЫРА Умывайся, одевайся, и вожатым улыбайся!  
ЗАВТРАК Каша, чай, кусочек сыра - - вкусно, сытно и красиво!  
ВРЕМЯ ОТДЫХА, ТРУДА, ИГРЫ Лишь услышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы! ©
ОБЕД Нас столовая зовет: суп отличный и компот! '
ТИХИЙ ЧАС К нам лриходит тишина - отдыхает детвора.  
ПОЛДНИК Вот уже в который раз повара встре­чают нас!  
ВРЕМЯ ОТДЫХА, ТРУДА, ИГРЫ Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей!
Ужин Ужина время настало и вот -отряд за отрядом к столовой идет!  
ВРЕМЯ ОТДЫХА ТРУДА, ИГРЫ Фильм или дискотека, а может какая другая потеха? ©
ВРЕМЯ МОЙДОДЫРА На ночь надо нам умыться! Вот вода, а вот корытце.  
0ТБОЙ Спать, спать по палатам всем ребятам и вожатый!  
 

Тебе доверено самое дорогое: жизнь, здоровье, воспшпа-Вожатый! ние юного поколения. Это очень почётно быть во главе ребячьего коллектива, быть впередсмотрящим!

1 !

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОБЩЕЛАГЕРНОГО

(название)


ИНВЕНТАРЬ
       
       
       
ПРИГЛАСИТЬ:
Гости   .  
Преподаватели      
Жюри      
Консультанты      
Фото, видео специалистов      
       

(место и время проведения)

КТО ГОТОВИТ И ПРОВОДИТ:

 
Что делать дальше? Ответ­ственны] Сроки й исполнения Качество я исполнения
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА  
Группу сценаристов      
Группу оформителей    
Группу костюмеров      
Техническую службу      
Ритуальную (традиции заведения)      
       
ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  
Пригласительный билет      
Выставка      
Афиши      
Объявления      
Костюмы      
Оформление зала, сцены, корпуса      
       
АГИТАЦИОННАЯ РАБОТА  
Микрофон      
Магнитофон      
Удлинители -= — — ------------------------------------      
Розетки      
Слайд-проектор ,    
Освещение      
Колонки -------------- •• ----------- . — _ ------------- _      
Дополнительно:      
       
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  
Аудиокассеты      
СД-диски      
Фонограммы      

 
Кто репетирует и место репетиции Начало Окончание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Дополнительная информация




ГРАФИК ДЕЖУРСТВА МОЕГО



А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

день

дата (число, месяц]






день

дата (число, месяц)






Г

[8

[9



день





24




цата , месяц)

Примечание: Отмечаются клеточки, соответствующие дню дежурства отряда: по столовой - С, по лагерю - Л. банный — Б.

Сегодня



А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

Погода

Погода

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru




Утро:



День:

День:



Вечер:

Вечер:



Сегодня

Сегодня



А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

 

Погода

Погода

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru



Утро:

Утро:



День:

День:




Вечер:





А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

А всегда говорить с ним так же вежливо - student2.ru

Сегодня

Погода

Утро:

! |

Вечер:

Сегодня

Погода

Утро:

День:

Вечер:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Педагогический анализ — действенное средство повышения каче­ства образовательного, воспитательного процесса; в анализе воспи­тательной работы-, прежде всего, фиксируются положительные ре­зультаты - - закрепляются формы, методы, приемы с помощью ко­торых они были достигнуты, предотвращается повторение ошибок, создаются реальные условия для обоснованного планирования. Все­сторонний и глубокий анализ воспитательной работы позволяет про­думать и оценить ее с основных требований — общепедагогических, методических. Каждая из этих сторон имеет задачи, свою специфи­ку и может анализироваться самостоятельно. Так при анализе педа­гогический акцент делается на содержание процесса, его организа­цию, приемы и методы проведения воспитательной работы, его ре­зультативность.

Предметом педагогического анализа становятся вопросы, связан­ные с учетом психологических состояний, эмоционально-волевых сторон личности, с учетом индивидуальных и возрастных особенно­стей коллектива, прежде всего анализ прожитого дня (анализ от­дельных педагогических воздействий на личность, анализ деятель­ности отдельных дел).

Чтобы анализ был действенным, необходимо хорошо знать педа­гогические требования к анализу и следовать этим требованиям в своей практике, анализируя и оценивая работу.

Педагогические требования

Непрерывность анализа — каждое воздействие на подростка и его ответная реакция требует немедленной оценки для определенного ха­рактера последующих действий:

Глубина -^анализируя события, факты, дело, необходимо видеть суть, самое существенное, наиболее активно влияющее в положи­тельном или отрицательном отношении на качество: систематич­ность и последовательность — анализировать не случайные эпизо­ды, факты, а видеть явления в связи развитии, движении.

Конструктивность -- критически осмысленное явление, искать в нем элементы, способствующие его развитию.

Объективность -- реально оценивать труд вожатого, детей, вло­женный в дело. Не руководствоваться в этом своими эмоциями.

Примерная схема анализа смены

1. В какой степени удалось решить общие задачи смены? (опреде­
ляемые задачами коллектива лагеря, спецификой смены) и задачи,
вытекающие из особенностей воспитанников?

* Отличительные особенности ребят (потребности, способности,
ценности, ориентации, интересы, мотивы) и вытекающие отсюда
задачи и пути их решения.

* Насколько деятельность и отношения в группе способствова­
ли решению поставленных задач?

2. Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в кол­
лективе на развитие личности ребенка?

* Чему научились дети, какие знания приобрели?

3. Как менялся коллектив в течение смены?

* Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении со­стояния коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены?

* Какие конкретные признаки свидетельствуют об укреплении коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены.

* Какие конкретные дела свидетельствуют об укреплении кол­лективных отношений в отряде?

* Эффективность отдельных методов и приемов в решении по­
ставленных задач. Результаты исследования.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ДНЯ

День;

День:

День:

День:





День:

Приложение № 1



День:

Младший возраст (7—9 лет)

Самые общие и характерные черты: любознательность, конкрет­ность мышления, подражения, подвижность, неумение концентри­ровать долго свое внимание на чем-либо одном. В эти года дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Появляется критическое отношение к дей­ствиям и поступкам товарищей. Вместе с тем, новый режим, новые нагрузки прежде всего на психику ребенка требуют разгрузки, ко­торую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизволь­ного запоминания (в частности, в игре), чем произвольного.

Кроме того, нужно учитывать анатомо-физиологические особен­ности детей этого возраста. У них наблюдается большая податли­вость организма различным влияниям окружающей среды и быст­рая утомляемость (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано, с тем, что сердце, легкие и сосудистая система несколько отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а следовательно, возмож­ность его повреждения повышена.

Поэтому в деятельности детей младшего возраста должны макси­мально задействованы подвижные игры, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Средний возраст (10—12 лет)

Младшие подростки менее уравновешены, чем их младшие това­рищи, они бурно проявляют эмоции, среди них часто возникают конфликты. Конфликтуют не только со сверстниками, но не редко и со взрослыми -- родителями, вожатыми, сотрудниками лагеря.

Объясняется такая повышенная конфликтность естественными причинами - в этом возрасте начинается процесс полового созрева­ния. Проявляется он раньше у девочек (с 10—11 лет), у мальчиков несколько запаздывает (с 12—13 лет).

Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще не достаточно развиты, поэтому организм еще не подготовлен к длительным силовым напряжением, односторонним нагрузкам. Ды-



хательная система значительно более развита, нежели у детей млад­шего возраста, но дыхание еще не достаточно глубокое. Нервная система продолжает совершенствоваться: Нарастает функциональ­ный потенциал воспринимающей системы мозга.

В растущем организме ребенка наблюдается некоторая дисгармо­ния в развитии сердечно-сосудистой системы: поэтому он часто ис­пытывают приступы учащенного сердцебиения, головокружения, головную боль, нервозность, неуступчивость, повышенное стремле­ние к спорам.

В это время ребята ищут пример для подражания -- «сильную и смелую» личность — сами мечтают 6 подвигах, об участии в событи­ях, имеющих большую общественную значимость.

Развитие их моральных качеств опережает становление соответству­ющих нравственных понятий. Не получая со стороны взрослых -вожатых и педагогов тактичной помощи, не видя их заинтересованно­го участия в решении этих проблем, ребята сами находят своего «ге­роя» и часто среди таких старших товарищей и взрослых, которые с виду видятся «героями», а на деле, обладая скудным моральными и нравственными устоями, вовлекают подростков в различные неблаго­видные дела и проступки.

В глазах подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, оценки товарищами его поступков и дей­ствий, Он стремится завоевать среди них авторитет, занять в кол-лективе достойное место.

Весьма заметны, в среде этого возраста различия в физическом развитии: поведении и интересах девочек и мальчиков.

Девочки в большинстве своем более спокойны, рассудительны, послушны. Мальчики же, наоборот, энергичны, непоседливы, более эмоциональны, но в большинстве случаев пытаются уклониться от общественных дел.

Старший возраст (13—14 лет)

Активность — потребность свободного применения своих сил и возможностей --остро ощущаемая потребность этого возраста.

Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.

Но в то же время у подростка имеется довольно большой жиз­ненный опыт. Нередко опыт довольно суровый!

Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются, собственные личные, моральные установки и требования, Которые во Многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает.

В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не от­стать от друзей, «быть как все», других -- выделиться среди сверст­ников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.

В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полово­го созревания, у мальчиков начинается.

Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную воз­будимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосаб­ливается к упражнениям на скорость И выносливость. Активно про­должается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.

Приложение № 2

методы психологическойдиагностики

Использование в воспитательной работе методов психологичес-кой диагностики личности позволяет воспитателю быстрее и лучше узнать мир воспитанника.

Проводить различные виды диагностики следует в удобное для подобной работы время (Желательно утреннее или дневное время) и в удобном месте (не отвлекают посторонние звуки и возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

Для получения представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, твор­ческого потенциала детей можно использовать:

* наблюдение - - при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;

* анкеты: а) при изучении направленности интересов, моти­вов действий; б) по выявлению влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллек­тиве;

* тесты — ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шка­
лы, графики и т.д.;

* метод ранжирования— позволяет анализировать отношения,
сложившиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности про­
водимых дел и т.д.

В результате воспитатель-вожатый может решить для себя сле­дующие немаловажные воспитательные задачи:

* учет возрастных особенностей детей при планировании и орга­низации коллективных дел;

* анализ полученных результатов для помощи в раскрытии луч­
ших способностей детей;

* отбор педагогических средств для стимулирования и коррек-
ции норм отношений и поведения детей;

* получение «обратной связи» - - изучение результативности соб­
ственной педагогической деятельности.

В течение смены дети часто участвуют в написании и (или) создании каких-либо творческих работ: сочинения, письма, ри­сунки, плакаты, коллективные работы. Для воспитателей-вожа­тых - - это еще одна форма диагностики, средство познания внут­реннего мира воспитанника. Вам многое скажет умение ребенка внятно и грамотно излагать свою мысль; вы сможете составить представление об уровне образного, ассоциативного Мышления ребенка; сможете постичь глубину его духовно-нравственной сферы

и т.д.

*

Анкета № 1

1. Ты - - в лагере. Совпали ли твои представления об этом лаге­
ре с тем, что, ты увидел?

2. Какие дела, проведенные в школе, в классе тебе больше всего
запомнились?

3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы

хотел научиться?

4. Каковы твои представления о твоем отряде? Что ты считаешь
обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?

5. Твои пожелания вожатым.

6. Назови трех ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд,
могли бы стать твоими хорошими друзьями.

Анкета №2

1. Чем тебе больше всего нравится или не нравится твое пребы­
вание в нашем лагере?

2. Что ты за эти дни узнал, чему научился, в организации каких
дел в отряде, в лагере ты принимал участие?

3. Участие, в каких делах тебе больше всего понравилось? Какие
дела во второй половине смены ты хотел бы организовать, чему
научиться?

4. Что ты ценишь в своем отряде? Что плохого в отряде?
нужно изменить?

5. Что бы ты хотел пожелать своим вожатым?

6. Скоро будет проходить одно интересное дело, где вы будете
действовать группами. Назови трех самых близких тебе ребят отря­
да, с которыми ты бы хотел участвовать в этом деле.

Анкета № 3

1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная.
Напиши, как думаешь ты? .

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запом­
нились?

3. Что нового ты узнал, чему научился?

4. Чем тебе больше всего твой отряд:

а) нравится?

б) не нравится?

5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда?

6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живя
с ребятами из разных районов?

7. За что ты ценишь своих друзей?

8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, по­
ступках, отношении к людям?

9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе.

10. Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем
лагере, назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел еще раз
встретиться.

Следующие методики хорошо работают в начале смены, когда в отряде собираются нередко дети, впервые приехавшие в лагерь, и ощущение дискомфорта у них преобладает над возможностью сво­бодного общения.

Микроигра «Киностудия»

Цель: определение структуры межличностных отношений в отря­де и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде.

Участники: дети и вожатые

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага.

Ход проведения:

Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Кино­студия» и предлагает всем детям отряда представить следующую си­туацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсужде­ния качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каж­дый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместно обсужде­ния с уже выбранными помощниками.

Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в те­чение 15—20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную

Темы для «режиссеров»:

* подъем;

4 отбой;

* уборка помещения;

* Посещение бассейна;

* отряд в столовой;

* дежурство в родительский день.
Представление детьми своего фильма.

После проведения этого творческого дела вожатый просит каж­дую творческую группу провести анализ своей деятельности и опре­делить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом.

Деловая игра «Лидер»

Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению.

Участники: дети и вожатые

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.

Ход проведения:

Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5—6 человек (способы деления на






группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника И дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета):

* белый жетон для лидера-организатора;

* желтый жетон для лидера-вдохновителя;
* красный жетон для исполнителя;

* зеленый жетон для зрителя.

Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения -- 3 минуты. Задания:

1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-ни­
будь фигуру;

2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет
или выразить чувства, настроение). Время выполнения -- 5 минут;

3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме
за 4 минуты;

4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме:
спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д.
Время выполнения - - 5 минут;

5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву.
Время выполнения --. 3 минуты;

6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный
прежде рассказ. На подготовку -- 5 минут.

После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лиде­ров-победителей: «лидер<-организатор», «Лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», «зрителях».

Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству за­даний). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.

Приложение № 3

Об активе (совете) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе (свечке) отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор (свечка). На сборе происходят выборы (воз­можно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

* командир отряда собирает отряд по режимным моментам
или для посещения отрядных или общелагерных мероприятий
отвечает за дежурства отряда.

* физорг отряда организует спортивную работу отряда: посе­
щение утренней зарядки,участие детей отряда в спортивных круж­
ках, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем
видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении об-
щелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

* санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде - - заправ­
ка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный вне­
шний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил
личной гигиены, консультируется в врачом лагеря по возника­
ющим вопросам в отряде.

* староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого
часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из пала­
ты, оставляя ее в чистоте и порядке.

* редактор опираясь на актив отряда участвует в оформле­
нии отрядного уголка, организует выпуск утренней «молнии» и

следит за наличием отрядного плана на текущий день в отряд­ном уголке.

Объединяющее начало

Детский временный коллектив -отряд (экипаж, бригада, ко­манда, группа и т.д.) -- это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способству­ющие сплочению и развитию детского коллектива.

Объединяющим началом является жизнь лагеря, единый рас­порядок дня, организованное самоуправление, совместное учас­тие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудо­вые и творческие дела.

Символика — немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей на протяжении длительного времени своей деятельности использует единую тра­диционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика» и какая сим­волика используется в детских оздоровительных лагерях? Это эле-

элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же маке­ту), эмблемы(лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за дос­тижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утрен­ней зарядки

Наши рекомендации