Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии
До сих пор мы говорили о макронутриентах – относительно больших веществах, содержащихся в еде: белках, жирах, углеводах. Но на этом наши пищевые потребности отнюдь не заканчиваются.
Чтобы нормально функционировать, человеческому организму требуются сотни соединений: витаминов, микроэлементов, органических кислот, антиоксидантов, аминокислот, адсорбентов. Влияние многих из них на метаболические процессы так и остается мало изученным вопросом.
Чуть ли не ежедневно в Интернете появляются статьи о «похудательных» свойствах разных продуктов, обусловленных чудодейственными веществами, входящими в их состав. То на пике популярности ананас, то его заменяет на пьедестале имбирь, а теперь пришло время зеленого кофе и ягод годжи.
Кстати
«Чудо-ягоды» годжи – это на самом деле плоды дерезы обыкновенной, которые у нас в России известны под названием «волчьи ягоды». И по-английски они именуются похоже – Wolfberry. Правда, название это собирательное, так что не все волчьи ягоды ядовиты.
Нас окружают мифы, порожденные коммерческой выгодой, а мы упорно продолжаем верить в волшебные продукты, «способные нас похудеть».
Но если микронутриенты не умеют выкачивать жир из клеток, тогда чем они так важны для нас?
Если вам чего-то хочется, значит, организму этого не хватает. Бороться с ним – а стало быть, с собой – бесполезно и даже вредно. Надо понять, чего он от вас хочет, и просто восполнить образовавшийся дефицит.
Оказывается, они создают благоприятный фон для нормализации всех метаболических процессов и помогают бороться с лишним жиром. А согласитесь, что в этой нелегкой войне ценен каждый солдат!
Микронутриенты не являются источниками энергии или строительным материалом, но они играют существенную роль в регуляции обмена веществ, роста и развития организма. Они выполняют роль цементного раствора, который скрепляет между собой кирпичи: белки и жиры.
При недостаточном поступлении с пищей какого-нибудь витамина или минерала организм, чувствуя его нехватку, стремится заполучить данное вещество всеми силами. Скажите, вам случалось вдруг почувствовать резкую потребность в чем-нибудь вкусном? Особенно вечером? Вы заглядываете в холодильник, пробуете один продукт – не то, другой – тоже не подходит, третий – удовлетворения все равно не наступает. Как обычно говорят мои пациентки: «Захотелось того, сама не знаю чего».
В этот момент желание «что-то» съесть может быть настолько сильным, что, несмотря на запреты и клятвы, данные себе накануне, и на неизбежные муки раскаяния за содеянное, вы все равно открываете холодильник. И конечно, набрасываетесь на кусок колбасы, или несколько соленых огурцов, или на тортик… А может, и на все вместе. И получается, что вместо необходимой вашему организму в данный момент, скажем, морской капусты, вы съедаете кучу бесполезных продуктов, но при этом не даете ему того, чего он хочет.
Настоящая сила воли – это залезть после шести вечера в холодильник за кефиром и взять только кефир!»
Все заканчивается слезами, самобичеванием плюс изжогой, отеками и несколькими лишними сантиметрами на бедрах и животе. Но главное – полноценно удовлетворить желание вам, как правило, не удается.
Нет смысла ругать себя за отсутствие силы воли, потому что в этот момент вами руководят потребности организма, а бороться с ними бесполезно.
Откуда я все это знаю? Да очень просто: научные исследования показали, что практически все женщины и около 70 % мужчин периодически испытывают подобную непреодолимую тягу к какой-либо пище. Это классическая ситуация, описанная во многих художественных произведениях.
– Милый, – произнесла она с видом Клеопатры, высказывающей Антонию пожелание, чтобы Рим был доставлен ей на дом в оригинальной упаковке.
– Милый, я, пожалуй, съела бы персик.
Малыш Мак-Гарри встал и надел пальто и шляпу. Он был серьезен, строен, сентиментален и сметлив.
– Ну что ж, – сказал он так хладнокровно, как будто речь шла всего лишь о подписании условий матча с чемпионом Англии. – Сейчас пойду принесу.
<…>
– Гадкий мальчик! – влюбленно проворковала она. – Разве я просила персик? Я бы гораздо охотнее съела апельсин».
О. Генри «Персики»
Автор, сам того не подозревая, описал типичный пример тяги к определенным продуктам в период беременности. Все мужчины знают, что в это время многие женщины начинают вытворять на первый взгляд странные вещи. У некоторых появляется сильное желание съесть что-то особенное, а порой даже вовсе несъедобное: мел, кору деревьев.
Дело в том, что беременность – состояние, характеризующееся повышенной потребностью в витаминах и микроэлементах, в частности в кальции, который нужен для строительства костной системы будущего малыша. Во время беременности у женщин обостряется способность «слышать свой организм», недаром окружающие часто замечают необычный взгляд беременной женщины, обращенный как бы вовнутрь. Организм посылает сигнал: «Мне нужен кальций», – и она находит мел. Эта способность после рождения малыша частично утрачивается, но любая женщина может развить ее в себе снова. Мужчинам, к сожалению, этого не дано природой.
На телевидении и радио меня часто спрашивают о принципах правильного питания. На самом деле, на мой взгляд, существуют лишь два подхода к рациональному питанию:
✓ или постоянно контролировать и сдерживать себя;
✓ или научиться прислушиваться к себе.
И если мы пойдем по второму пути, то организм скажет нам за это спасибо и станет нашим партнером, а не противником.
Хотя в некоторой степени контролировать ситуацию все же придется. Ведь многие любители сладостей, пытаясь оправдать свою зависимость, выдвигают довольно «весомый» аргумент: «Если мне безумно хочется шоколада, значит, он жизненно важен, а главное – полезен для моего организма». Однако нарастающие жировые складки несколько опровергают данное утверждение.