Лечебная гимнастика и массаж при пупочной грыже
пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста, возникает она вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупочного кольца, провоцирующим моментом является длительное повышение внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, продолжительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижающие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования пупочной грыжи, часто она встречается у недоношенных детей. Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным выпячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость, часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней брюшной стенки. В дальнейшем, при правильном развитии ребёнка, нормализации деятельности кишечника, достаточной двигательной активности может наступить самоизлечение пупочной грыжи, тем не менее, чрезвычайно полезно выполнять специальные упражнения, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, делать тонизирующий массаж живота. Лечебный массаж можно начинать с двух-трёх недель жизни (после заживления пупочной ранки), проводят его на фоне общего массажа. Перед проведением массажа необходимо мягко вправить грыжу, если это не удаётся, то надо, массируя живот, утопить её, прижав одной рукой (пальцами или областью тенара), а другой рукой продолжать выполнять массажные движения. Из приёмов массажа рекомендуется круговое поглаживание живота по часовой стрелке, встречное поглаживание, поглаживание косых мышц, растирание живота (делается с месячного возраста), кроме этого, применяют пощипывание вокруг пупка, точечный массаж (стимулирующий метод). Массаж живота выполняется следующим образом: подушечками выпрямленных пальцев быстро отрывисто надавите на точки вокруг пупка, это вызывает напряжение мышц и вправление грыжи, все приёмы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием. С первых дней жизни выкладывайте ребёнка на живот на несколько минут перед каждым кормлением, в этом положении дети поднимают голову, активно двигают руками и ногами, напрягают мышцы спины и живота. Помимо ежедневной общеукрепляющей гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения: рефлекторное удержание тела ребёнка (горизонтально) в положении лёжа на боку, выполняется по несколько секунд на правом и левом боку поочерёдно. Перевод ребёнка из полувертикального положения в горизонтальное, это упражнение делается на коленях взрослого или на пеленальном столе, отклоняя туловище ребёнка назад, следите, чтобы его голова не запрокидывалась. Удержание тела ребёнка на весу (горизонтально) в положении на спине. Повороты со спины на живот с помощью взрослого. Рефлекторное ползание на животе, в полувертикальном положении, на спине. Выкладывание на мяч в положении на спине. Парение на спине. Присаживание за выпрямленные и отведённые в стороны руки. Присаживание за согнутые руки. Самостоятельные повороты со спины на живот. Присаживание с поддержкой за кольца, за палочку, за одну руку, без поддержки. Повороты туловища в сторону. Поднимание выпрямленных ног. Наклоны и выпрямление туловища. Упражнение «возьми игрушку со стула». Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после вправления грыжи и закрепления её повязкой (лейкопластырем).
Гипотрофия
- это состояние истощения, обусловленное хроническим расстройством питания, причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее простой и частой среди них является недостаточное или неправильно организованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавленное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребёнка- всё это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному снижению его веса. Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врождёнными пороками развития, длительно протекающее расстройство пищеварения, болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся инфекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия может возникнуть внутриутробно при различных заболеваниях матери, курения во время беременности, алкоголизме. Огромное значение имеют уход за ребёнком и условия окружающей его среды, дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего воздуха, солнечного света и в первую очередь внимания, в большей степени подвержены гипотрофии, в прошлом гипотрофия была массовой в приютах и домах ребёнка. Было введено понятие госпитализма, то есть Отставания детей, находящихся в больницах и домах ребёнка, в физическом и психическом развитии. Однако и сейчас длительное пребывание в больницах, отчасти из-за опасности инфекции, отчасти в связи с бедностью внутрибольничной среды, далеко не благоприятствуют развитию ребёнка. Причины истощения могут быть различны, но изменения во внешнем виде ребёнка примерно одинаковы: голова непропорционально велика, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой, одним из основных признаков гипотрофии является замедление или прекращение возрастной прибавки массы тела. По величине отставания веса ребёнка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии: первая (лёгкая)- на 15-20 процентов, вторая (средняя)- до тридцати процентов, третья (тяжёлая)- более процентов. Лечение направлено прежде всего на устранение причины болезни, больному ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, идеальный гигиенический и двигательный режим, особенно эффективны массаж и лечебная гимнастика, которые повышают общий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигательные навыки. Временными противопоказаниями к массажу и лечебной гимнастике являются прогрессирующая потеря массы тела, выраженный токсикоз, высокая температура тела, острый период сопутствующих заболеваний. Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивидуальный подход при выполнении массажа и лечебной гимнастики, нельзя забывать, что у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопротивляемость организма к инфекциям, поэтому привычные рекомендации полностью обнажать ребёнка во время процедуры в этом случае неприемлемы. Во время занятий следует обнажать ребёнка лишь частично, при массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки тёплой пелёнкой, при массаже рук- туловище и ноги. Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и тёплыми, массировать следует плавными осторожными движениями, не допуская рывков и толчков. Быстрая утомляемость ребёнка, страдающего гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки, недопустимо длительное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку). Таким образом, основу методики лечебной гимнастики и массажа составляет индивидуальный подход к ребёнку с учётом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психомоторного развития. Первая (лёгкая) степень гипотрофии- общее состояние ребёнка обычно не нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном развитии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе, снижается тургор тканей. Лечебная гимнастика и массаж отличаются несколько сниженной общей нагрузкой за счёт меньшего числа повторений упражнений и более частым применением поглаживания в массаже, лучше ориентироваться на комплексы упражнений, рекомендованные в главе «недоношенные дети», соответствующие уровню психомоторного развития ребёнка. Для скорейшего восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время бодрствования проводить с ребёнком небольшие комплексы упражнений и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков (поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на животе, ползания, присаживания и так далее), длительность занятия не превышает двадцати-тридцати минут. Вторая степень (средняя) гипотрофии- общее состояние ребёнка ещё более ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушается сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью, значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор тканей отчётливо снижен, тонус мышц повышен. Занятия с ребёнком состоят из массажа (в основном поглаживающего) и рефлекторных упражнений, при исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последующим поглаживанием, продолжительность занятий около десяти-пятнадцати минут. Примерное занятие с ребёнком пяти-шести месяцев при гипотрофии второй степени:
1. Массаж рук- поглаживание 5-6 раз.
2. Скрещивание рук на груди 3-4 раза.
3. Массаж ног- все приёмы, каждый приём чередовать с поглаживанием и повторять 3-4 раза.
4. Сгибание и разгибание ног (одновременное или поочерёдное) или скользящие шаги 2-4 раза.
5. Поворот со спины на живот с помощью (в одну сторону).
6. Массаж спины- поглаживание, растирание, каждый приём 3-4 раза.
7. Поворот со спины на живот с помощью (в другую сторону) 1 раз.
8. Массаж живота- поглаживание 6-8 раз.
9. Массаж стоп- поглаживание и растирание 6-8 раз.
10. Рефлекторные упражнения для стоп 6-8 раз.
11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника по разу поочерёдно на правом и левом боку.
12. Массаж грудной клетки- поглаживание и вибрация 3-4 раза. Третья степень (тяжёлая) гипотрофии- на фоне общего плохого состояния ребёнка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и систем, ребёнок вял, заторможен, резко отстаёт в психомоторном развитии, подкожный жировой слой практически отсутствует, кожа собирается в складки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса, заметно расстраивается терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела. Тяжёлая гипотрофия требует особой осторожности, при прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимнастика противопоказаны, однако такие меры, как частые перемены положения тела ребёнка, прогулки и сон на свежем воздухе- обязательная часть комплексной терапии. После того как удаётся добиться нарастания массы тела, можно начинать массаж и лечебную гимнастику, нагрузка должна быть минимальной, из приёмов массажа применяется только лёгкое поглаживание, осторожно вводят упражнения, основанные на врождённых рефлексах. Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в помещении должна быть не ниже двадцати пяти-двадцати шести градусов, полное обнажение ребёнка недопустимо, продолжительность занятий не должна превышать пяти-восьми минут. Примерное содержание занятий с ребёнком трёх-шести месяцев при гипотрофии третьей степени:
1. Массаж рук- поглаживание 3-4 раза.
2. Массаж ног- поглаживание 3-4 раза.
3. Массаж стоп 5-6 раз.
4. Рефлекторные упражнения для стоп 5-6 раз.
5. Выкладывание на живот.
6. Массаж спины- поглаживание 3-4 раза.
7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку по одному разу на каждом.
8. Массаж живота- поглаживание 3-4 раза.
9. Массаж груди- поглаживание 3-4 раза. По мере увеличения веса ребёнка и улучшения общего самочувствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массажные приёмы и упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.
Рахит
- это болезнь всего организма, которая характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ, в настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжёлая, уродующая ребёнка форма рахита встречается редко, лёгкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространённых заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей. Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани, витамин D- единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей. Старое название рахита- английская болезнь- связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах англии прошлого века, основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребёнка. Это заболевание часто встречается у недоношенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе. Рахит- общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем, эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребёнка. Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы, ребёнок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, стираются волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и так далее. В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание неполноценной костной ткани. В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка. Если рахит развивается у ребёнка старше трёх месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на рёбрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые чётки. Размягчение и податливость рёбер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов. Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие. Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов, эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии (рахит» происходит от греческого слова позвоночник). . Серьёзно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости, особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота, в результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый лягушачий живот, слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии, позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно ходить. Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и лечебную гимнастику. Лечебная гимнастика и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей, приостанавливают развитие костных деформаций. Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина D, в связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особенно важным. Методика лечебной гимнастики и массажа строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребёнка. В начальном периоде, когда появились лишь первые признаки начинающейся болезни, занятия с ребёнком строятся на основе возрастных комплексов, ребёнок быстро устаёт, поэтому следует уменьшить нагрузку, достаточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения, нельзя допускать переразгибания в суставах. Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких- лёгкое надавливание на грудную клетку, затем- в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и тому подобное). Учитывая повышенную возбудимость ребёнка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приёмы, если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий, можно разбить комплекс на две-три части и заниматься в удобное время. Примерное занятие с ребёнком одного-трёх месяцев, больного рахитом в начальном периоде:
1. Дыхательные упражнения 2-3 раза.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекс опоры или рефлекторная ходьба.
7. Выкладывание на живот.
8. Поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж живота.
11. Покачивание в позе эмбриона или на мяче.
12. Поглаживающий массаж груди.
13. Дыхательное упражнение. В период разгара заболевания состояние ребёнка значительно ухудшается, дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялыми, заторможенными, нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата. Занятия лечебной гимнастикой проводятся крайне осторожно, общая продолжительность не более десяти-двенадцати минут, упражнения делаются в положении ребёнка лёжа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движения в данном суставе, по возможности проводятся упражнения, основанные на врождённых рефлексах, из приёмов массажа применяется только поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания. Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребёнка в однообразной позе, больного малыша следует выкладывать на живот многократно в течение дня, в этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки, ослабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пелёнку). Примерное занятие с ребёнком трёх-шести месяцев в период разгара рахита:
1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
5. Поворот со спины на живот (с помощью).
6. Поглаживающий массаж спины.
7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
8. Массаж грудной клетки.
9. Поглаживающий массаж рук.
10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди 3-4 раза.
11. Поглаживающий массаж ног.
12. Сгибание ног вместе или попеременно или скользящие шаги (3-4 раза).
13. Поглаживающий массаж живота. В период восстановления здоровья ребёнка интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается, лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка, лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «недоношенные дети». С целью ортопедической профилактики предпочтительным остаётся горизонтальное исходное положение, особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног, замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде. В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от шести до девяти месяцев в восстановительном периоде:
1. Поглаживающий массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
5. Повороты со спины на живот вправо.
6. Массаж спины.
7. Массаж ягодичных мышц (все приёмы).
8. Упражнения в ползании.
9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипыванием вокруг пупка).
10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведённые в стороны руки.
11. парение на животе.
12. Массаж грудной клетки спереди назад.
13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под локти до перехода в положение стоя на коленях.
14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
15. скользящие шаги.
16. Приподнимание прямых ног до палочки. После выздоровления ребёнка возможны остаточные явления рахита, которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и костных деформациях. Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений, широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и так далее), нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребёнка. Помимо общего массажа применяют стимулирующие приёмы, укрепляющие ослабленные мышцы, особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от девяти месяцев до года:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.
7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.
8. тачка- ходьба на руках при поддержке за ноги.
9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
11. скользящие шаги.
12. Присаживание за отведённые в стороны руки, держась за кольца.
13. Из исходного положения сидя повороты туловища вправо и влево за игрушкой.
14. Поднимание головы и плеч из положения лёжа на животе.
15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.
16. Упражнения для стоп. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от года до 1 да шести месяцев:
1. исходное положение лёжа на спине- отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. скользящие шаги.
3. Сгибание и разгибание рук попеременно (бокс).
4. Переход в положение сидя- колени фиксированы.
5. исходное положение сидя- повороты вправо и влево за игрушкой.
6. Поднятие рук над головой (достань игрушку) и возврат в исходное положение.
7. Переход в положение лёжа.
8. Поднимание выпрямленных ног.
9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.
10. Подползание под скамеечку.
11. Поднимание головы и плеч из положения лёжа на животе, то же одновременно с ногами (рыбка или лодочка).
12. Из положения стоя с фиксированными коленями наклоны и выпрямление туловища, наклониться, взять игрушку, поднять её над головой.
13. Массаж стоп, упражнения для стоп.
14. Ходьба по ребристой дорожке.
15. Приседание за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.
17. Переход из положения лёжа на спине в положение сидя, держась за кольца (присаживание).
18. Круговые движения рук.