Особенности детского массажа

массаж оказывает на организм ребёнка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается её основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. Поглаживание, лёгкое похлопывание по щёчке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), ещё не всегда способны её стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребёнка оживления. Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребёнок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожу, прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определённые двигательные реакции. Мозг человека растёт и развивается исключительно благодаря его использованию, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объём занимает мозг в процессе своего роста, в этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышц. В детском массаже используются все приёмы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, лёгкие ударные приёмы, некоторые приёмы точечного массажа. Различные приёмы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы- успокаивают нервную систему, поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие. Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомлённые мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной. Действие различных приёмов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, поколачивание и пощипывание- сокращение. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение. При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая, поэтому вначале приёмы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание одним-двумя пальцами), разминание, медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры. Во время массажа тело ребёнка должно находиться в горизонтальном положении (лёжа), а при массаже конечностей- их следует удерживать в состоянии лёгкого полусгибания. При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность голени. При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).

Особенности гимнастики

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребёнка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород, мышцы становятся округлыми, эластичными, сильными и выносливыми. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче. Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и лёгочная вентиляция, то есть Насыщение крови кислородом. Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание, для ребёнка проползти длинный отрезок без остановки- то же, что для взрослого прогуляться пешком несколько километров. Во время движений в организме вырабатывается тепло, известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желёз, которые являются механизмом теплорегуляции. Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Всё это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции. Так, в тренировку включается и нервная система, русский физиолог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности. Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения, основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность- совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности. В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение- основа крепкого здоровья. Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создаёт неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения- сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом и так далее. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена ещё в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, чёрствое, отзывчивое» и так далее, или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и так далее. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдалённых предков, каждое чувствование выражалось движением: страх переходил в бег, гнев- в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются на работе сердца и сосудов), и таким образом и установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью. Всё вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще- будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные игры. В свободных подвижных играх ребёнок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребёнку чрезвычайно большая потребность в движениях, ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей. Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребёнку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и тому подобное. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребёнка, создавая условия для его активной деятельности. К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребёнка надо обучить. Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган». Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение. Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия- гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений. Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте- в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребёнка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведёт к деформации позвоночника. После шести месяцев жизни надо научить ребёнка ползать, и при этом правильно, то есть На четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После года надо научить ребёнка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей, ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека. Гимнастика является самой напряжённой формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, то есть Пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость. Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует характеру жизненно необходимых движений человека. По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: ползание, скользящие шаги и прочие. В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения, такие движения не представляют для детей интереса и не свойственны ребёнку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией. В связи с основной задачей гимнастики- улучшать качество движений- правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребёнок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребёнка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена. Может ли ребёнок, помимо гимнастики, в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путём так называемых проб и ошибок, но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей. Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребёнка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе, общительность и положительное отношение ребёнка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребёнку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей, он становится помехой и нежеланным партнёром в играх. Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребёнка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте- руками родителей, в более старшем- специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, элементы домашней обстановки). Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, то есть Соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребёнка, во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту. Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или страдающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика ещё более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.



Наши рекомендации