Нормативные акты, регламентирующие охрану труда

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей охраны труда является определение правовой основы для реализации социальных, экономических, технических, лечебно-профилактических и организаторских мероприятий, а также обеспечение введения установленных нормативными актами требований. Это позволяет обеспечить оздоровление рабочей среды и безопасность труда, снизить количество профессиональных заболеваний и несчастных случаев на работе, а также обеспечивает стабильную работу системы социальных гарантий, вытекающих из трудовых отношений.

Охрана труда играет существенную роль в благополучии сотрудников и благосостоянии рабочего места, поскольку правильно и эффективно созданная система охраны труда на государственном уровне и на уровне предприятий обеспечивает сотрудников безопасными и безвредными для здоровья условиями труда. Обеспечивая безопасность работников и защиту их здоровья на работе, возможно снизить риск возникновения несчастного случая на работе, предупредить возможность возникновения профессиональных заболеваний и удлинить рабочий стаж работников, это даст возможность работникам полноценно отдыхать после ухода с работы, а не проводить оставшуюся жизнь в лечебных учреждениях, чтобы лечить полученные во время работы травмы или профессиональные заболевания. В Латвии охрану труда регулирует закон «Об охране труда» и другие нормативные акты.

СОДЕРЖАНИЕ

1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОХРАНУ ТРУДА
1.1. Международная организация труда и ратифицированные в Латвии конвенции Международной организации труда
1.2. Закон об охране труда
1.3. Документы по планированию политики
1.4. Законы
1.5. Правила Кабинета министров
2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ТРУДА
2.1. Государственная политика в сфере охраны труда
2.2. Общие принципы охраны труда
3. КОМПЕТЕНТНЫЕ ИНСТИТУЦИИ И КОМПЕТЕНТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
4. Компетенция Государственной трудовой инспекции в вопросах охраны труда
5. СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА
5.1. Решение руководства предприятия
5.2. Организация системы охраны труда
5.3. Организационная структура охраны труда
5.4. Порядок осуществления внутреннего надзора за рабочей средой
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
7. РАБОТОДАТЕЛЬ. РАБОТНИК. ДОВЕРЕННЫЕ ЛИЦА.
8. ОБУЧЕНИЕ И ИНСТРУКТАЖ
8.1. Информирование, консультирование и соучастие работников
8.2. Обучение работников
8.3. Обучение и инструктаж по вопросам охраны труда
8.4. Аттестация работников
8.5. Тематическое обучение
9. ОЦЕНКА РИСКОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ
9.1. Основные понятия теории риска
9.2. Компоненты риска
9.3. Оценка рабочей среды (рабочих помещений/ рабочих мест) (финский метод)
10. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАБОЧЕЙ СРЕДЫ
10.1. Шум и его воздействие на организм
10.2. Вибрация и ее воздействие на организм
10.3. Микроклимат
10.4. Вентиляция
10.5. Освещение
11. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАБОЧЕЙ СРЕДЫ
11.1. Химические риски и их влияние на работника
11.2. Лист данных безопасности
11.3. Органические растворители
11.4. Химические вещества раздражающего и удушающего воздействия
11.5. Профилактика и защита
12. ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА. АНТРОПОМЕТРИЯ И БИОМЕХАНИКА. ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА
12.1. Эргономический анализ работы
12.2. Компьютерная эргономика
13. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
13.1. Средства индивидуальной защиты
14. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
14.1. Профессиональные заболевания
14.2. Болезни, связанные с работой
15. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ ЗДОРОВЬЯ
16. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
     
     
     
     
     


Закон об охране труда

Целью данного закона является гарантирование и улучшение безопасности трудящихся и охраны здоровья на рабочем месте. Закон определяет права, обязанности и взаимоотношения в сфере охраны труда:

· для работодателя;

· для работников и их представителей (доверенным лицам);

· для государственных органов.

Закон распространяется на всех работников и работодателей, независимо от сферы занятости. Закон не распространяется на отдельные виды деятельности в отдельных отраслях занятости, например, вооруженные силы, служба спасения и эвакуации, характер деятельности которых находиться в неизбежном противоречии с требованиями Закона, если это определяют другие законы.

1.3. Документы по планированию политики

Программа по развитию сферы охраны труда на 2008-2010 годы

Основные положения по развитию сферы охраны труда на 2008-2013 годы

Законы

· Закон об охране труда (принят 20.06.2001)

· Закон о труде (принят 20.06.2001)

· Закон о Государственной трудовой инспекции (принят19.06.2008)

Правила Кабинета министров

· Правила Кабинета министров № 731 от 7 июля 2009 года «Требования к охране труда для защиты занятых лиц от созданного искусственным оптическим излучением риска в рабочей среде»

· Правила Кабинета министров № 359 от 28 апреля 2009 года «Требования к охране труда на рабочих местах»

· Правила Кабинета министров № 219 от 10 марта 2009 года «Порядок проведения обязательной проверки здоровья»

· Правила Кабинета министров № 803 от 29 сентября 2008 года «Требования к охране труда при соприкосновении с канцерогенными веществами на рабочих местах»

· Правила Кабинета министров № 723 от 8 сентября 2008 года «Правила о требованиях к компетентным институциям и к компетентным специалистам в области охраны труда, и о порядке оценки компетентности »

· Правила Кабинета министров № 535 от 14 июля 2008 года «Порядок расследования аварийных отказов опасных устройств»

· Правила Кабинета министров № 713 от 7 августа 2010 года «Правила о порядке, каким обеспечивают обучение оказания первой помощи, и о минимуме медицинских материалов в аптечке первой помощи»

· Правила Кабинета министров № 660 от 2 октября 2007 года «Порядок проведения внутреннего надзора над рабочей средой»

· Правила Кабинета министров № 325 от 15 мая 2007 года «Требования к охране труда при соприкосновении с химическими веществами на рабочих местах»

· Правила Кабинета министров № 908 от 6 ноября 2006 года «Порядок обследования на выявление профессиональных заболеваний и их учета»

· Правила Кабинета министров № 745 от 5 сентября 2006 года «Требования к охране труда для защиты занятых лиц от созданного электромагнитным полем риска в рабочей среде»

· Правила Кабинета министров № 150 от 21 февраля 2006 года «Требования к охране труда при добыче полезных ископаемых»

· Правила Кабинета министров № 113 от 9 февраля 2010 года «Порядок технического надзора над грузоподъемными кранами»

· Правила Кабинета министров № 950 от 25 августа 2010 года «Порядок расследования и учета несчастных случаев на работе»

· Правила Кабинета министров № 532 от 19 июля 2005 года «Правила о порядке оценки риска промышленной аварии и о мероприятиях по снижению данного риска»

· Правила Кабинета министров № 434 от 21 июня 2005 года «Требования к охране труда в лесном хозяйстве»

· Правила Кабинета министров № 99 от 8 февраля 2005 года (с изменениями КМ от 11.11.2008 № 931) «Правила о видах коммерческой деятельности, в которые работодатель вовлекает компетентную институцию»

· Правила Кабинета министров № 852 от 12 октября 2004 года «Требования к охране труда при работе с асбестом»

· Правила Кабинета министров № 284 от 13 апреля 2004 года «Требования к охране труда для защиты занятых лиц от созданного вибрацией риска в рабочей среде»

· Правила Кабинета министров № 359 от 1 июля 2003 года «Правила о требованиях к безопасности, к охране здоровья и медицинскому обслуживанию на кораблях »

· Правила Кабинета министров № 749 от 10 августа 2010 года «Правила об обучении по вопросам охраны труда»

· Правила Кабинета министров № 300 от 10 июня 2003 года «Требования к охране труда при работе во взрывоопасной среде» (взрывоопасные рабочие места, которые созданы до вступления в силу настоящих правил, необходимо преобразовать в соответствии с требованиями настоящих правил до 30 июня 2006 года)

· Правила Кабинета министров № 92 от 25 февраля 2003 года «Требования к охране труда при проведении строительных работ»

· Правила Кабинета министров № 66 от 4 февраля 2003 года «Требования к охране труда для защиты занятых лиц от созданного шумом риска в рабочей среде»

· Правила Кабинета министров № 61 от 4 февраля 2003 года «Правила о требованиях к безопасности и охране здоровья при работе на рыболовных судах»

· Правила Кабинета министров № 526 от 9 декабря 2002 года «Требования к охране труда при использовании рабочего снаряжения и при работе на высоте»

· Правила Кабинета министров № 427 от 17 сентября 2002 года «Порядок выбора и деятельности доверенных лиц »

· Правила Кабинета министров № 400 от 3 сентября 2002 года «Требования к охране труда при использовании знаков безопасности»

· Правила Кабинета министров № 372 от 20 августа 2002 года «Требования к охране труда при использовании индивидуальных защитных средств»

· Правила Кабинета министров № 344 от 6 августа 2002 года «Правила о требованиях к охране труда при перемещении тяжестей»

· Правила Кабинета министров № 343 от 6 августа 2002 года «Требования к охране труда при работе с дисплеем»

· Правила Кабинета министров № 189 от 21 мая 2002 года «Требования к охране труда при соприкосновении с биологическими веществами»

· Правила Кабинета министров № 163 от 23 апреля 2002 года «Правила об эмиссии шума из устройств, используемых вне помещений»

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Общие принципы охраны труда

Рабочую среду на предприятиях необходимо создавать, соблюдая следующие принципы:

· Опасное необходимо замещать безопасным или менее опасным. В рабочей среде почти ничего не является полностью безопасным. Однако, если есть выбор, используйте менее вредные вещества, более тихие устройства, более безопасные механизмы, более правильные приемы работы и т.п.

· Устранять или уменьшать причины риска в рабочей среде и источники его возникновения, а также не переносить риск в другое место. Если возможно, найдите и выберите такой способ, чтобы на рабочих местах не возникал риск, поскольку бороться с ним позже будет тяжелее и обойдется дороже. Если это невозможно, ограничьте риск – изолируйте источники загрязнения, герметизируйте устройства, устраните распространение загрязнения или проведите другие мероприятия. Но помните – устранение риска в одном месте не должно повлечь за собой его появление в другом.

· Избегайте риска в рабочей среде или уменьшайте влияние неотвратимого риска в рабочей среде.Используйте все возможные приемы, чтобы работа не наносила бы вред безопасности и здоровью работников – автоматизируйте и отгородите опасные процессы, правильно организуйте работы, используйте защитные средства и т.д. Всегда сперва взвесьте возможность уменьшения риска с помощью коллективных средств защиты. Если этого недостаточно – необходимо использовать средства индивидуальной защиты.

· Принимать во внимание индивидуальные особенности каждого работника и специфику выполняемой им работы. Необходимо помнить, что каждый работник имеет различные физические и умственные способности, разное состояние здоровья, а также различное отношение к собственной безопасности и безопасности других.

· Использовать новейшие достижения в области техники, гигиены и медицины, применяя лучшие доступные технологии.

· Применять новейшие исследования в области рисков в рабочей среде для заимствования приемов устранения рисков и профилактики риска.

В последние годы происходит стремительное совершенствование системы охраны труда путем разработки новых нормативных актов, образования и информирования социальных партнеров (работодателя и работника) и широкой общественности по вопросам охраны труда, совершенствования трехстороннего сотрудничества с социальными партнерами, а также путем повышения эффективности работы и административной способности Государственной трудовой инспекции и сотрудничества с государствами- участниками ЕС в рамках различных проектов.

Юридическим основанием системы охраны труда служит принятый 20 июня 2001 года «Закон об охране труда », который вступил в законную силу 1-го января 2002 года, заменив закон «Об охране труда» от 4 мая 1993 года.

Закон об охране труда и вместе с ним вся система охраны труда основывается на «принципе предотвращения вреда» (создание безопасной и безвредной для здоровья рабочей среды, оценка и предотвращение риска в рабочей среде, приспособляемость рабочей среды к индивиду).

С целью оказания содействия внедрению нормативных актов по охране труда и для способствования пониманию по этим вопросам особое значение придается согласованной, координированной и эффективной работе институций, вовлеченных в систему охраны труда, консультациям с работодателями и работниками, а также информированию общественности по вопросам охраны труда.

В работу системы охраны труда вовлечен ряд институций, находящихся под надзором и в ведении Министерства благосостояния, из которых главной надзирающей и контролирующей институцией системы охраны труда является Государственная трудовая инспекция. В данном вопросе Министерство тесно сотрудничает с Конфедерацией латвийских работодателей (КЛР) и Союзом свободных профсоюзов Латвии (ССПЛ). При разработке новых законодательных актов в сфере охраны труда, представители социальных партнеров привлекаются уже на первичной стадии разработки законодательства, таким образом им предоставляется возможность высказать свое мнение и согласовать его по возможности на более ранней стадии.

Упорядочение законодательства по охране труда и его согласование с требованиями законодательства ЕС является значительным шагом, но этого недостаточно, чтобы обеспечить успешную деятельность системы охраны труда на уровне государства и предприятий.

Очень значительным шагом в деле обеспечения информационного потока и доступа к актуальной информации по охране труда считают создание контактного пункта Европейской агентурыпо безопасности труда и здравоохранению в Государственной трудовой инспекции (http://www.osha.lv), где возможно ознакомиться с законодательством по охране труда, а также найти практическую и разъяснительную информацию по вопросам охраны труда. Благодаря предоставляемой Европейским Союзом поддержке и финансированию, которое Латвия получила в рамках проектов PHARE, разработаны многие информативно-разъяснительные материалы по различным темам охраны труда. Созданы также различные домашние интернет- страницы, на которых можно найти значимую информацию на латышском языке по вопросам охраны труда.

  1. КОМПЕТЕНТНЫЕ ИНСТИТУЦИИ И КОМПЕТЕНТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Закон об охране труда, в который включены требования законодательства ЕС, уже со дня его вступления в силу (1-го января 2002 года) предусматривал создание такой системы охраны труда, когда у предприятий есть возможность, а в отдельных случаях это является обязательным, привлекать компетентных специалистов и компетентные институции по вопросам охраны труда.

На сегодняшний день модель деятельности компетентных институций и специалистов определяют правила КМ № 99 от 08.02.2005 «Правила о видах коммерческой деятельности, в которые работодатель вовлекает компетентную институцию» (в силе с 01.01.2006, с изменениями до 11.11.2008) и правила КМ № 723 от 08.09.2008 «Правила о требованиях к компетентным институциям и к компетентным специалистам в области охраны труда, и о порядке оценки компетентности» (в силе с 01.01.2009).

В вопросе определения требований к компетентным институциям и компетентным специалистам, а также к предприятиям, которым необходимо привлечь компетентные институции в обязательном порядке, система разработана максимально эластично по отношению к предприятиям, но по отношению к компетентным институциям и компетентным специалистам требования определены на минимальном уровне, чтобы гарантировать определенное качество предоставляемых услуг.

Под компетентными институциями и компетентными специалистами необходимо понимать институции или специалистов третьей стороны, которых работодатель привлекает к упорядочению системы охраны труда на своем предприятии, в том числе для оценки рисков рабочей среды и разработки профилактических мероприятий. Часть 6 статьи 9 Закона об охране труда предусматривает, что Кабинет министров определяет требования к компетентным институциям и компетентным специалистам, а также порядок оценки их компетентности. Это уже определено в упомянутых правилах КМ № 723 от 08.09.2008 «Правила о требованиях к компетентным институциям и к компетентным специалистам в области охраны труда, и о порядке оценки компетентности » (в силе с 01.01.2009).

Сравнительно более высокие требования предъявляются к компетентной институции потому, что в отдельных видах коммерческой деятельности, которые определены в приложении 1 к правилам №99 от 8 февраля 2005 года, предприятиям необходимо в обязательном порядке пользоваться услугами компетентной институции, в свою очередь, привлечение компетентного специалиста во всех случаях является свободным выбором работодателя.

В своей основе привлечение компетентных институций и компетентных специалистов является добровольным выбором работодателя, хотя есть случаи, определенные Законом об охране труда, когда такое привлечение является обязательным. Во-первых, если у работодателя нет возможности на своем предприятии создать организаторскую структурную единицу в таком объеме и на таком уровне, как это предусматривает Закон об охране труда (статья 9) и другие правовые акты по охране труда, тогда он/она привлекает компетентные институции и компетентных специалистов к созданию и поддержанию системы охраны труда.

Чтобы от привлечения компетентной институции появился бы практический и улучшающий ситуацию на предприятии результат, правила также определяют минимальный объем услуг, предоставление которых компетентная институция должна обеспечить на предприятии:

· оценить риск рабочей среды на предприятии;

· определить соответствие предприятия требованиям нормативных актов по охране труда, а также требованиям нормативных актов, связанных с охраной труда (например, пожаробезопасность, безопасность при обращении с химическими веществами и химическими продуктами, безопасность при применении опасного оборудования);

· разрабатывает план мероприятий по охране труда в целях предотвращения явных рисков рабочей среды или их уменьшения до допустимого минимума, а также обеспечивает соответствие предприятия требованиям нормативных актов по охране труда.

Желательно, чтобы предприятия воспринимали бы механизм деятельности компетентных институций и компетентных специалистов и предоставляемые ими услуги как возможность улучшить свою рабочую среду, а не как дополнительное бремя. А предприятия, имеющие своих специалистов по охране труда, которые успешно справляются с вопросами охраны труда на предприятии и уже создали свою хорошо функционирующую систему охраны труда, могут не пользоваться услугами институций.

  1. Компетенция Государственной трудовой инспекции в вопросах охраны труда

Государственная трудовая инспекция (VDI) является учреждением, осуществляющим государственный надзор и контроль. Его деятельность определяет «Закон о Государственной трудовой инспекции». Надзору и контролю Трудовой инспекции подчиняются коммерсанты, государственные учреждения и самоуправления, религиозные и общественные организации, работодатели и уполномоченные лица соответственно возложенным на них обязательствам и полномочиям, опасные установки и их менеджеры, рабочие места на предприятиях, а также любые другие места на предприятиях, к которым занятые лица имеют доступ в ходе работы.

Функцией Государственной трудовой инспекцииявляется осуществление государственного надзора и контроля в сферах трудовых правовых отношений и охраны труда.

Выполняя вышеупомянутую функцию, Государственная трудовая инспекция:

· контролирует и следит за соблюдением требований нормативных актов по трудовым правовым отношениям и охране труда;

· контролирует, каким образом работодатели и работники взаимно выполняют обязанности, указанные в трудовых и совместных договорах;

· способствует социальному диалогу;

· проводит мероприятия в целях устранения разногласий между работодателями и работниками, и если необходимо, приглашает представителей работающих;

· анализирует вопросы по трудовым правовым отношениям и по охране труда в целях выдвижения предложений по совершенствованию нормативных актов;

· в установленном нормативными актами порядке проводит расследование несчастных случаев на работе и осуществляет их единую регистрацию;

· в установленном нормативными актами порядке участвует в расследовании случаев профессиональных заболеваний;

· контролирует установленное на рабочих местах оборудование, индивидуальные и коллективные средства защиты персонала, а также использование вредных и опасных веществ в соответствии с требованиями нормативных актов;

· предоставляет информацию для оценочной комиссии институций Министерства благосостояния, компетентных в вопросах охраны труда, о работе компетентных в вопросах охраны труда специалистов и институций, проделанной в сфере охраны труда на объектах, подчиняющихся надзору и контролю Государственной трудовой инспекции, указанных в пункте 2 статьи 4 данного закона;

· предоставляет работодателю и работникам бесплатные консультации о требованиях нормативных актов по трудовым правовым отношениям и по охране труда;

· организует создание контактного пункта Европейской агентурыпо безопасности труда и здравоохранению и обеспечивает ее деятельность. Одним из направлений деятельности контактного пункта является создание домашней интернет- страницы www.osha.lv, на которой можно ознакомиться с обширной информацией по охране труда в Латвии.

Должностными лицами Трудовой инспекции являются директор Трудовой инспекции, заместитель директора, инспектора всех уровней и другие чиновники государственной гражданской службы Трудовой инспекции, осуществляющие установленные данным законом функции и задачи по надзору и контролю.

Должностные лица Трудовой инспекции имеют право:

1. предъявив удостоверение службы, без предуведомления или без получения разрешения в любое время суток, когда предприятие выполняет свою работу, а также во время отсутствия работодателя:

· посетить и проверить лиц и объекты, подчиненные надзору и контролю,

· проверить рабочий процесс, рабочую среду и мероприятия по охране труда;

2. осуществлять проверку, контроль и проводить расследование или запрашивать информацию, которая необходима, чтобы удостовериться в том, что соблюдаются требования нормативных актов, и в этих целях:

· провести опрос работодателей, работников и других лиц по вопросам трудовых правовых отношений и охраны труда,

· запросить документы по учету, регистрации, а также другие документы, которые необходимы в соответствии с нормативными актами по трудовым правовым отношениям и охране труда, чтобы убедиться в том, что эти документы соответствуют нормативным актам, а также запросить их копии и выписки,

· запросить информацию, необходимую для решения вопросов по трудовым правовым отношениям и охране труда,

· проводить измерения факторов рабочей среды, фотографировать, делать аудиозаписи и видеозаписи, а также брать материалы и образцы веществ для анализа,

· приглашать специалистов для выполнения отдельных задач,

· потребовать предъявить удостоверяющие документы у работодателя, работников или других лиц, или удостоверение водителя автотранспортных средств, или удостоверение работника;

3. вызвать в Трудовую инспекцию работодателей, работников и других лиц, чтобы получить от них информацию по вопросам трудовых правовых отношений и охране труда, или предоставить им информацию, пояснения и другого рода помощь в этих вопросах;

4. организовать встречу работодателей, а также представителей работающих и организаций работодателей, и других лиц, чтобы обсудить вопросы по трудовым правовым отношениям и охране труда;

5. получать от работодателей информацию о специфике инспектируемого объекта, месте нахождения, характере и длительности осуществляемой проверки, обеспечивая соизмеримыми условиями, которые необходимы Трудовой инспекции для выполнения ее задач;

6. принимать решения по вопросам трудовых правовых отношений и охране труда, а также объявлять предупреждения или давать распоряжения работодателям, чтобы обеспечить соблюдение требований нормативных актов, регулирующих трудовые правовые отношения и охрану труда;

7. полностью или частично прекратить деятельность лица или объекта, подчиненного надзору и контролю (далее – прекращение деятельности лица или объекта);

8. контролировать работу компетентных в сфере охраны труда институций или специалистов на подчиненных надзору и контролю объектах;

9. наказывать в административном порядке работодателей и других лиц при рассмотрении административных нарушений;

10. контролировать проводят ли работодатели эффективные мероприятия, чтобы обеспечить выполнение распоряжений Трудовой инспекции, и берут ли они во внимание вынесенные им предупреждения;

11. в установленном нормативными актами порядке выдавать правозащитным учреждениям материалы о нарушениях нормативных актов по трудовым правовым отношениям и охране труда;

12. после полного или частичного прекращения деятельности лица или объекта:

· опломбировать или опечатать устройства управления и связи, которые запускают останавливаемые устройства или доставляют им энергию, а также составить акт о пломбировании,

· контролировать исполнение решения о прекращении действия лица или объекта.

Права оспорить или обжаловать акты, изданные должностными лицами Трудовой инспекции административные, или их фактические действия

· Административный акт, изданный должностным лицом Трудовой инспекции, или его фактические действия можно опротестовать у директора Трудовой инспекции. Административный акт, изданный директором Трудовой инспекции, или его фактические действия, а также решение об оспариваемом административном акте или фактическом действии, можно обжаловать в суде в установленном законом порядке.

· Оспаривание или обжалование административного акта или фактического действия не прекращает их действие, за исключением случаев, когда их действие прекращено решением лица, рассматривающего заявление или заявки.

Внимание. В соответствии с законом «О порядке рассмотрения заявлений, жалоб и предложений в государственных институциях и институциях самоуправления» Государственная трудовая инспекция правомочна не рассматривать полученное заявление, если заявитель не указал свое имя, фамилию, адрес места жительства или места пребывания, а также в случае, если заявление не подписано.

  1. СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА

Обучение работников

Необходимо обеспечить, чтобы все работники в рабочее время получили бы необходимую информацию о мероприятиях по охране труда, в том числе факторам риска рабочей среды, а также при поступлении на работу или в случае, когда меняются функции работника, вводятся новые технологии или меняются рабочие установки.

Обучение работников должно соответствовать ряду требований:

· оно должно быть направлено на оценку нужд работающих и учитывать их рост;

· желательно, чтобы оно основывалось бы на установленных рабочих процессах;

· оно должно быть непрерывным, и в процессе обучения должны быть использованы соответствующие средства, особенно при обучении персонала с решающим правом голоса, или обучение необходимо организовать, используя услуги третьих лиц.

Закон от охране труда

Доверенные лица

Работодатель и работники в коллективном договоре или в другом письменном договоре договариваются о количестве доверенных лиц на предприятии. При подсчете числа представителей работающих принимают во внимании также тех работающих, с которыми заключен трудовой договор на определенное время.

Доверенное лицо избирают на 3 года, если в коллективном договоре не предусмотрен более длительный срок. Новые выборы проходят также в случае, если возникли существенные обстоятельства, например, прекращение трудовых правовых отношений, если работники отзывают доверенное лицо, или если лицо не желает продолжать выполнять обязанности.

Главным документом, удостоверяющим полномочие доверенного лица, является выписка из протокола собрания работников или их представителей.

Руководитель собрания должен выдать выписку из протокола собрания:

· доверенному лицу (как документ, удостоверяющий права – для осуществления деятельности);

· работодателю (для организации последующего сотрудничества);

· профсоюзу отрасли;

· главному доверенному лицу предприятия (для координации работы).

Обязанности доверенных лиц и работодателей, а также их права, определены в Законе об охране труда и правилах КМ.

ОБУЧЕНИЕ И ИНСТРУКТАЖ

Обучение работников

Необходимо обеспечить, чтобы все работники в рабочее время получили бы необходимую информацию о мероприятиях по охране труда, в том числе факторам риска рабочей среды, а также при поступлении на работу или в случае, когда меняются функции работника, вводятся новые технологии или меняются рабочие установки.

Обучение работников должно соответствовать ряду требований:

· оно должно быть направлено на оценку нужд работающих и учитывать их рост;

· желательно, чтобы оно основывалось бы на установленных рабочих процессах;

· оно должно быть непрерывным, и в процессе обучения должны быть использованы соответствующие средства, особенно при обучении персонала с решающим правом голоса, или обучение необходимо организовать, используя услуги третьих лиц.

Работодатель обязан обеспечить, чтобы каждый работник получил бы инструктаж и прошел бы обучение по вопросам охраны труда, которые имеют непосредственное отношение к его месту работы и выполняемой им работе.

Подобный инструктаж проводят:

· при поступлении на работу (вводный инструктаж);

· при изменении характера работы и условий;

· при введении нового или замене старого рабочего оборудования;

· при введении новых технологий и в других случаях.

Работодатель имеет право направить работника, нарушившего требования по охране труда, на дополнительное обучение по вопросам охраны труда

При проведении инструктажа:

· работников обучают безопасным и безвредным для здоровья рабочим приемам;

· работникам объясняют утвержденные работодателем инструкции, в которых определены мероприятия по охране труда, которые необходимо соблюдать при выполнении работы;

· работников учат применять индивидуальные средства защиты, а также рассматривают другие вопросы.

Инструктаж организуют в рабочее время, при этом уделяя достаточное количество времени полному и качественному изложению материала, освоению практических методов и приемов, а также проверке знаний.

Особое внимание необходимо уделять обучению работников, которые работают на работах повышенной опасности и в особых условиях, например, верхолазы, персонал, обслуживающий опасные установки, сварщики, строители и т.д. Отдельным группам работающих необходимо специальное обучение, например, сварщикам, дефектоскопистам, персоналу, выполняющему работы на электрических установках, в газовых хозяйствах и т.д.

Работодатель обязан консультироваться по вопросам охраны труда с работниками и их доверенными лицами, а также обеспечить доверенным лицам возможность участия в обсуждении вопросов, которые касаются организации инструктажа и обучения.

На любом предприятии должны быть задействованы работники, обученные оказанию первой медицинской помощи, проведению противопожарных мероприятий и мероприятий по эвакуации работающих. Работодателю необходимо заботиться о том, чтобы было бы достаточное число таких работников, они были бы должным образом проинструктированы и обеспечены необходимым оборудованием.

Лицо, занятое в сфере труда обязано участвовать в организованных работодателем инструктажах и обучении в сфере охраны труда.

Инструкция по безопасности труда должна включать следующие вопросы:

· общие требования (общая угроза на рабочем месте);

· возможные риски трудовой среды;

· используемые индивидуальные и коллективные средства защиты;

· описание рабочего места;

· случаи, когда нельзя начинать работу;

· требования, предшествующие началу работы;

· требования во время работы;

· требования по окончании работы;

· действия в чрезвычайных ситуациях (действия при несчастном случае, оказание первой помощи);

· что делать, если что-то кажется ненадежным;

· к кому обратиться за советом;

· обязанность сотрудничать с работодателем и представителем работников, если таковой избран, по вопросам безопасности труда и др.

Сведения о вводномобучении персонала (вводноминструктаже) и обучении (инструктаже) на рабочем месте работодатель регистрирует в соответствующих документах (журналах).

Аттестация работников

Во время собеседования инструктируемое лицо удостоверяется в освоении материала, изложенного во время инструкции.

Мероприятия по обучению (инструктажу), надзору и контролю, как и ведение соответствующей документации, включают в систему охраны труда предприятия.

Тематическое обучение

Тематическое обучение проводится в тех случаях, когда этого требуют правила кабинета министров, либо проведения инструктажа не достаточно для безопасного выполнен

Наши рекомендации