Казанская хирургическая школа.

Первые казанские хирурги: Ф.О. Елачич, А.Н. Бекетов. Внедрение в клинику асептики и антисептики: Л. Л. Лёвшин, Н. И. Студенский. Начало нейрохирургии: В.И.Разумовский, А. В. Вишневский. Л.О Даршкевич, В.М. Бехтерев – взаимосвязь неврологии и нейрохирургии. Развитие основ урологии: В. Л. Боголюбов (1874 – 1935), А.В. Вишневский.

Источники для анализа и конспектирования:

1. Ковалевский Н.О. Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности. Актовая речь (Приложение №20)

2. История медицинского страхования в России (Приложение №21)

Темы для сообщений:

1. Казанские анатомы.

2. Выдающиеся казанские физиологи.

3. Казанский анатомический театр.

4. А.В. Кибяков.

5. Казанская гистологическая школа.

6. Казанский бактериологический институт.

7. Выдающиеся казанские гигиенисты.

8. Основание в Казани первой гигиенической кафедры и ее основатели.

9. Имена выдающихся медиков в названиях улиц города Казани.

10. Современное состояние здравоохранения в России и его перспективы.

11. Современные проблемы медицины и пути их разрешения.

Основная литература:

1. Альбицкий В.Ю. История Казанского государственного медицинского университета / В.Ю. Альбицкий, А.С. Созинов, М.Э. Гурылева. – Казань: Магариф, 2007.

2. История Казанского медицинского университета / В.Ю. Альбицкий, НХ. Амиров, А.С. Созинов, А.Б. Галлямов. – Казань: Магариф, 2006. – 374 с.

3. Альбицкий В.Ю. Очерки по истории казанской медицинской школы / В.Ю. Альбицкий, А.Б. Галлямов, Р.У. Хабриев. - Казань, 1991.

4. Дьяконова И. Н., История развития научной невропатологии в Казани / И.Н. Дьяконова, Я. Ю. Попелянский, В. С. Чудновский. – Казань,1974.

5. Здравоохранение Республики Татарстан за 75 лет – Казань, 1996.

Казанский медицинский институт. 175 лет. Часть I. – Казань, 1989.

6. Лебедев К.В., Из истории Казанской физиологической школы / К.В. Лебедев, И.Н. Волкова, Л.Н. Зефиров. – Казань, 1978.

7. Лисицын Ю.П. История медицины / Ю.П. Лисицын. – М.: Издательский дом «Гэотар-Мед», 2004. – С. 155 -157.

8. Веселкин П.Н. В.В.Пашутин / П.Н. Веселкин. – 1845 – 1901. – М., 1950.

Дополнительная литература:

1. Анисимов В.Е. Профессор Н.А.Виноградов / В.Е. Анисимова, В.Ю. Альбицкий. – Казань, 1972.

2. Гимадеев М.М., Якобсон Б. Л. Развитие санитарно-эпидемической службы в ТАССР / М.М. Гимадеев, Б.Л. Якобсон // Казанский медицинский журнал, 1982. - №3. – С.1 – 4.

3. Валишин Э.С. В.Н.Терновский / Э.С. Валишин. – Казань, 1991.

4. Григорян Н.А. Казанская физиологическая школа / Н.А. Григорян.- М, 1978.

5. Дукельский С. Г. Вклад в науку казанских хирургов XIX столетия / С.Г. 6. Дукельский // Казанский медицинский журнал, 1975.- №5. – С.89 – 91.

7. Лушников А.Г. Клиника внутренних болезней в России / А.Г. Лушкова. – М., 1962.

8. Камчатнов В.П. Профессор Валериан Владимирович Милославский / В.П. Камчатов. – Казань, 1969.

9. Королюк А.М. К столетию со дня рождения Вячеслава Михайловича Аристовского / А.М. Королюк // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. – 1983. – №3. – С.109 – 112.

10. Мухутдинов И.З. Здравоохранение Советской Татарии на подъеме / И.З. Мухутдинов // Казанский медицинский журнал, 1980, №3. – С.1 – 4.

11. Степанова Е.Я. Первые городовые врачи в Казанской губернии / С.Я. Степанова // Казанский медицинский журнал, 1977, №2. – С.88 – 89.

12. Смирнов А.А. Е.В. Адамюк и его заслуги перед отечественной офтальмологией / А.А. Смирнов // Сов. Медицина, 1957, №5. – С.143 – 147.

13. Трейман В. В. Охрана здоровья трудящихся ТАССР до и после Великой Октябрьской социалистической революции: Авторефер. дис. … докт. мед. наук. – Казань, 1954.

14. Фельдман Н.Г. Борис Иннокентьевич Лаврентьев / Н.Г. Фельдман. – М., 1983.

Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни / В.А. Энгельгардт. – М., 1983.

МУЗЕЙ. ЭКСКУРСИЯ

Становление медицинского факультета Казанского Императорского Университета. Создание научных лабораторий и кафедр (физиологической, психофизиологической, гистологии, гигиены и др.). Строительство и деятельность клиник при медицинском факультете. Выдающиеся деятели казанской медицинской науки XIX – первой половины ХХ века.

Выделение мед. факультета в самостоятельное учебное подразделение. Первый ректор и студенты. Научные достижения ученых Казанского медицинского института: клиническая и преподавательская деятельность. Казанский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны. Выдающиеся научные достижения ученых вуза 2-ой половины ХХ в.

Занятие № 10

АРХИВ МУЗЕЯ. ПРАКТИКА

Разбор и опись архивных материалов. Составление каталогов и каталожных карточек. Систематизация имеющихся материалов по различным критериям (портреты, личные документы, переписка, мемуары, награды и т.п.) и занесение в учетные журналы. Раскладка материалов по соответствующим разделам и формирование отдельных фондов для дальнейшего применения в экспозиции и учебном процессе. Подбор материалов к передвижным выставкам их комплектование и создание эскизов возможных экспозиций.

Занятие № 11

ТЕСТИРОВАНИЕ

Осуществляется с применением тестов, сдаваемых на компьютере.

Занятие № 12

ЗАЧЕТ

Важнейшие даты по истории медицины:

1. Законы Хаммурапи о правовом положении врачей – 18 в. до н.э.

2. Древнейшие санитарно-технические сооружения на о. Крит, в гг. Махенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро – середина 3 тыс. до н. э.

3. Китайский трактат о применении иглоукалывания, прижигания и пульсовой диагностики – 1 в. до н. э.

4. Китайские анатомические таблицы – VI – VII вв.

5. Жизнь и деятельность Гиппократа – 460 – ок. 370 гг. до н.э.

6. Аристотель – 4 в. до н.э.

7. Гален – ок. 129 – 199 гг.

8. Феофраст («отец ботаники») – 372 – 287 вв. до н. э.

9. Создание монастырских больниц в Византии и Италии – 4 – 5 вв.

10. Абу Али ибн Сина (Авиценна) Х век.

11. Принятие Ислама Волжской Булгарией, получение в подарок «Канона врачебной науки» Ибн Сины – 922 г.

12. Парацельс – XVI век.

13. Амбуаз Паре – XVI век.

14. Выход в свет книги А.Везалия «О строении человеческого тела» – 1543 г.

15. Устройство больниц при монастырях в России – XI в.

16. Основание государевой аптеки – 1581 г.

17. Организация аптекарского приказа – ок.1620 г.

18. Создание школы при аптекарском приказе – 1654 г.

19. Организация военных госпиталей – 1706 г.

20. Первая русская госпитальная школа в Москве – 1707 г.

21. Создание медицинской канцелярии – 1721 г.

22. Основание воспитательного дома с родильным покоем в Москве 1763 г.

23. Преобразование медицинской канцелярии в медицинскую Коллегию – 1763 г.

24. Открытие медицинского факультета Московского университета – 1764 г.

25. Приказы общественного призрения, уездные врачебные управы – 1775 г.

26. Открытие Петербургской медико-хирургической академии – 1798г.

27. Выход в свет труда Дж. Морганьи «О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения» – 1761 г.

28. Э. Дженнер сделал прививку коровьей оспы Д.Фиппсу – 1796 г.

29. Немецкий врач С. Ганеман вводит в практику гомеопатию – 1810 г.

30. Открытие клеточного строения организмов – 30 – 40-е гг. XIXв.

31. Выход труда Р. Вирхова (Германия) «Целлюлярная патология» – 1859 г.

32. Г. Минх и О.С. Мочутковский установили роль кровососущих насекомых в передаче сыпного и возвратного тифов – 1874 – 1876 гг.

33. Р. Кох открывает возбудитель туберкулеза – 1882 г.

34. Л. Пастер разрабатывает вакцину против бешенства – 1885 г.

35. И.П. Павлов «Лекции о работе главных пищеварительных желез – 1897г.

36. Присуждение И.П. Павлову Нобелевской премии – 1904 г.

37. Присуждении И.И. Мечникову и П. Эрлиху (Германия) Нобелевской премии – 1908 г.

38. К. Поттер осуществил первое переливание крови в эксперимен-те на животных 1638 г.

39. Жизнь и деятельность Г.Бурхааве 1668 – 1738.

40. Жизнь и деятельность М. Я. Мудров – 1776 – 1831 гг.

41. Л. Ауэнбруггер (Вена) предложил перкуссию 1761 г.

42. Р. Лаэннек (Париж) предложил посредственную аускультацию – 1819 г.

43. Жизнь и деятельность Н.И. Пирогова – 1810 – 1881 гг.

44. Внедрение в клинику термометрии – 50-е гг. XIX в.

45. Открытие Х-лучей (рентгеновских) В.К.Рентгеном – 1896 г.

46. К. Ландштейнер (Австрия) Открыл группы крови человека – 1900 г.

47. А. Флемминг получил пеницеллин – 1929 г.

48. Жизнь и деятельность С.П. Боткина – 1832 – 1889 гг.

49. Дж. Листер (Англия) использует карболовую кислоту как обеззараживающее средство (начало антисептики) – 80 гг. XIX в.

50. Применение эфира У. Мортоном и И. Джексоном (США) для обезболивания – 1846 г.

51. Применение хлороформа Дж. Симпсоном (Англия) для обезболивания – 1847 г.

52. Крымская война: деятельность Крестовоздвиженской общины по уходу за ранеными – 1854-1856 г.

53. Создание Международного Комитета Красного Креста – 1864.

54. Трактат Б. Рамаццини «О болезнях ремесленников» – 1700 г.

55. Основание Адмиралтейского госпиталя в Казани – 1708 г.

56. Организация медицинского департамента при Министерстве внутренних дел – 1802 г.

57. Выход в свет труда И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» – 1863 г.

58. Джон Саймон (основоположник общественной гигиены) жил и работал в 1816 – 1904 гг.

59. Труд Йогана Петера «Система всеобщей медицинской полиции» – 1821 г.

60. Макс Петтенкофер (основоположник экспериментальной гигиены) жизнь и деятельность 1818 – 1901 гг.)

61. Земская медицина 1864 – 1918 гг.

62. Основание Н.А.Виноградовым Казанского общества врачей –1868 г.

63. Начало издания «Казанского медицинского журнала» – 1901 г.

64. Лунин Н.И. открыл витамины – 1880 г.

65. Начало медицинского страхования. Закон о социальном страховании в России – 1912 г.

66. Организация Наркомздрава РСФСР – 1918 г.

67. Создание Академии медицинских наук СССР – 1944.

68. Учреждение ВОЗ – 1948 г.

69. Зарождение космической медицины – 1959 г.

70. Введен в обиход первый компьютерный томограф – 1971 г.

71. СПИД официально признан болезнью, начат поиск способа лечения – 1981 г.

72. Применение лазера в медицине – с 1985 г.

73. Ф.Х. Крик и Д.Д. Уотсон установили строение ДНК – 1953 г.

74. К. Бернард (Кейптаун, ЮАР) совершил первую пересадку сердца – 1967 г.

75. В Сомали зарегистрирован последний случай заболевания оспой – 1977 г.

76. Организация Ф.В. Овсянниковым физиологической лаборатории – 1858 г.

77. Н.А. Миславский впервые установил физиологическое значение дыхательного центра в продолговатом мозге – 1885 г.

78. В.М. Бехтерев открыл первую в России, вторую в Европе психофизиологический словарь.

79. В.В. Николаев открыл двух нейронное строение парасимпатических нервов сердца – 1894 г.

80. А.Ф. Самойлов начал первые в России электрокардиографичес-кие исследования – 1904.

81. В.А. Энгельгардт открыл процесс окислительного фосфорилирования – 1930 г.

82. Организация Наркомздрава ТАССР – 1920 г.

83. Основание Казанского университета 5/18 ноября 1804 г.

84. Открытие медицинского факультета Казанского университета – 2/15 мая 1814 г.

85. Основание клиники Казанского университета (Ф.Эрдман) – 1815 г.

86. Строительство анатомического театра – 1837 г.

87. Жизнь и деятельность К.Ф. Фукса – 1776 – 1846 г.

88. Строительство здания университетской «Старой клиники» – 1840 г.

89. Строительство Новых клиник на Арском поле – 1900 г.

90. Организация Казанского медицинского института на базе медицинского факультета университета – 1930 г.

91. Открытие Казанского клинического института (ГИДУВа, КГМА) – 1921 г.

92. Открыт Казанский стоматологический институт – 1936 – 1948гг.

93. Казанскому медицинскому институту присвоен статус университета – 1994 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Клавдий Гален

О НАЗНАЧЕНИИ ЧАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

У всех тело приспособлено к привычкам и к способностям. Человеку, существу одаренному разумом она дала руки, — орудие, необходимое, чтобы выполнять всякого рода работы, пригодные во время мира, не менее чем во время войны. Своими руками человек ткет для себя плащ, плетет сети, выделывает верши, нитки, сетки, поэтому он является господином не только тех животных, которые живут на земле, но и тех, которые обитают в море или о воздухе. Но человек, созданный столь­ко же для мира, сколько и для войны, своими руками написал законы, воздвиг в честь богов алтари и статуи, выстроил корабли, создал флейту и лиру, изготовил ножи и клещи, создал инструменты для всех искусств, в своих письменных произведениях он оставил записи о теории этих искусств.

Таким образом, как человек — самое разумное из всех живых существ, так и его руки являются орудием, соответствующим мудрому существу.

Поскольку у человека тело лишено орудия (для самозащиты), постольку он получил руки, чтобы восполнить безоружность своего тела и разум взамен отсутствия прирожденных искусств в его душе, пользуясь всем этим он всячески вооружает и защищает свое тело; он украшает свою душу всеми искусствами.

Исследуем эту часть человека и посмотрим, только ли рука полез­на ему и подходяща для существа, одаренного мудростью, не имеет ли она во всех мелких своих частях такое устройство, что если бы она была устроена иначе, это не было бы лучше. Первое и главнейшее условие для органа, устроенного в качестве орудия для хватания, это — иметь возможность легко брать все предметы, какой бы формы или какой бы величины они ни были. Рука может легко охватывать предметы, гораздо более объемистые, чем она сама, равно и прекрасно схватывать маленькие предметы.

Когда она охватывает вещи более объемистые, она увеличивается, раздвигая пальцы, а вещи маленькие она не пытается взять, приведя в движение всю руку, так как эти вещи выскользнули бы, ни для нее в этом случае достаточно воспользоваться оконечностями двух паль­цев. Таким образом, строение руки совершенно для того, чтобы крепко схватить как большие, так и маленькие предметы; и чтобы иметь возможность хватать предметы различной формы очень крепко, рука раз­делена так, чтобы выполнять эту задачу, рука из всex орудии хватания, бесспорно, являет­ся лучше всего устроенной для предметов шарообразных она может согнуться и сделаться круглой и таким образом охватить их со вcеx сторон, с той же уверенностью она может схватить тела плоские или вогнутые: если это так, то рука приспособляется ко всем формам, поскольку все формы являются результатом сочетания трех видов линий: выпуклых, вогнутых и прямых. Многие тела имеют объем слишком значи­тельный, чтобы для этого было достаточно одной руки, то природа создала одну руку в помощь другой, так что обе они, схватив объемистые пред­меты с двух противоположных сторон, не уступают в этом одной руке, если бы она была очень большой.

Руки обращены одна к другой и их строение абсолютно одинаково, это подходит для органов, которые должны действовать одинаковым образом.

Очень маленькие предметы человек берет концами двух пальцев указательного и большого, предметы большие он берет теми же пальцами, но уже не кончиками их. Для предметов, еще более объемистых, он пользуется тремя пальцами, средним, указательным и большим, для тех вещей, которые являются более объемистыми, пользуются четырьмя пальцами, затем пятью пальцами, то есть всей рукой. Затем для предметов, еще более объемистых, прибавляют вторую. Один из пальцев противопоставлен другим четырем, он расположен и двигается таким образом, что при помощи вращательного движения может действовать совместно с каждым из пальцев.

Чтобы схватить предметы небольшого объема нужно было, чтобы концы были мягкими, закругленными и снабженными ногтями. Таким образом, все то, что по своей природе занимает среднее положение между веществом, чрезвычайно мягким и неумеренно твердым,— какими и являются эти концы пальцев,— они образуют орган, особенно надежный для схваты­вания.

Но так как предметы, которые должны быть схвачены, имеют различную плотность и так как они сами бывают более или менее мягкими и более или менее твердыми, то природа дала пальцам строение, которое делает их способными схватывать все эти предметы. Чтобы выполнить это назначение, концы пальцев не состоят исключительно из ногтей или из мяса, а состоят из обоих этих веществ, из которых каждое занимает наиболее подходящее для него место. Мясистая часть занимает (ладонную) сторону, на которой пальцы обращены друг к другу и концы служат для того, чтобы захватывать предметы. Ноготь же расположен снаружи, чтобы служить поддержкой. Мягкие тела схватываются с помощью одной только мясистой части пальцев, тела твердые, поскольку они сжимают мясо и сильно на него надавливают, не могут быть взяты без помощи ногтей, так как мясистая часть, подвергаясь давлению, нуждается в поддержке. Никакой твердый предмет не может быть взят одними ногтями, так как твердые предметы легки, скользят по твердым телам, какими являются ногти. Таким образом, так как на концах пальцев мясистая часть исправляет свойство ногтей скользить, а ногти поддерживают сдавливаемое мясо, то палец становится орудием для хватания всех предметов, малы ли они или тверды. Ведь, если они неимоверно длинны, так что сталкиваются друг с другом, то нельзя взять ни маленький иглы, ни волоса, ни какого-либо другого подобного предмета, если же, наоборот, вследствие их ничтожной длины они не доходят до уровня концов пальцев, они оставляют мякоть без поддержки и делают ее неспособной брать что-либо. Когда же ногти находятся на уровне верхних концов пальцев, то они выполняют в совершенстве функции, для которых они созданы.

Когда они имеют надлежащую длину, они лучше всего выполняют то назначение, для которого созданы.

Ногти очень полезны для целого ряда действий, например, если нужно скрести, выскабливать, обдирать либо разрывать. Как орган для схватывания маленьких и твердых предметов рука особенно нуждается в ногтях.

Крупные части тела живого существа руки, ноги, глаза, язык, созданы в интересах общих функций живого существа. Части более маленькие, являются частями вышеназванных частей, содействуют выполнению действия всего органа; например глаз, являясь органом зрения, составлен из многих частей, которые все согласно действуют выполнению одной функции зрения: одни, — при помощи которых мы видим, другие, — без которых невозможно видеть, иные, которые позволяютнам лучше видеть. То же мы находим и для всех других частей, как-то: живот, рот, язык, ноги, наконец, руки. Очевидно, что они были созданы, чтобы быть орудием хватания, форма и величина всех частей, которые входят в их состав, таковы, что они помогают выполнению единого действия всего органа.

Объясним строение руки. Почему рука разделена на пальцы, и почему большой палец был противопоставлен остальным четырем. Для того чтобы пальцы мог­ли отделяться один от другого,— расположение, удобное,— было создано разделение пальцев.

Так как хватание есть назначение руки, то главнейшей частью для выполнения этой функции будет тa часть, благодаря которой рука движется. Если движения произвольные, то мышца будет первым органом движения для руки. Все остальные части созданы — одни для того, чтобы функции выполнялись лучше других, третьи чтобы быть защитой для всех других.

Ногти созданы для лучшего выполнения функции, и без них рука не могла бы, как она делает это теперь схватить все возможные предметы так хорошо, как теперь. Ногти определенной твердости. Заботясь об их целости, природа сделала их умеренно твердыми, чтобы ничего не вредило их полез­ному применению, чтобы сами они не могли легко потерпеть какого-либо повреждения.

Строение всех остальных подобных частей должно будет тебе показать, с какой осмотрительностью природа сделала ногти более мягкими, чем кости, чтобы они слегка уступая тем телам, которые с силой ударяют по ним могли ослабить удар.

Ноготь человека — чтобы точно брать вещи, а не быть орудием зашиты. Вот почему ноготь человека округлый со всех сторон: и это ради безопасности. Округлая форма из всех форм лучше приспособлена, чтобы выносить удары, так как она не имеет никаких выступающих углов, которые могут быть разбиты и сломаны. С другой стороны, так как край ногтей может стереться во время царапанья или чесания или пользования ими каким-либо другим способом, природа дала только этим частям способность расти даже тогда, когда тело получило свое полное развитие. Ногти не растут в глубину и ширину, как остальные части: подобно волосам, они растут только в длину, и при этом нарастает новое вещество ногтей, которое проталкивает вперед старое. Можно видеть, что кости [пальцев] служат для многих действий пальцев; если бы мы не имели костей в пальцах, мы бы действовали не лучше тех, у кого они дрожат во время письма или резания или при занятии каким-либо другим трудом. Если бы пальцы стали сгибаться и двигаться во все стороны вследствие их мягкости, но природа костей создана как поддержка, чтобы придать силу пальцам во всяком их положении. Эта способность очень полезная дает возможность принимать различные положения, результат того, что пальцы состоят из многих костей.

Часто нет необходимости в том, чтобы все суставы были согнуты или вытянуты, тогда мы вытягиваем только первый сустав, или второй или третий. Крайняя степень сгибания и разгибания не допускает деления на большее или меньшее, но промежуточные движения дают непреодолимое количество положений

Таким образом, как следствие такого строения, пальцы принимают не только шесть положений, а бесконечное количество.

Природа поместила на боковой поверхности пальцев столько мякоти, чтобы она могла заполнить пустое пространство между каждым пальцем, и в этом случае рука могла действовать так же хорошо, как орудие, сильно разветвленное и как целостное.

Таковы многочисленные и разнообразные преимущества, которыми рука пользуется благодаря мякоти. Кроме того, она может разминать и раздавливать все тела, которые могут разминать и разбивать инструменты умеренно мягкие, во всяком искусстве есть много таких подходящих случаев.

Вернемся к природе суставов и костей пальцев. Действительно, нам необходимы кости, чтобы оказать твердую поддержку при выполнении функций пальцев и что их должно быть много, чтобы отвечать многообразию их движений. Трех костей достаточно для многообразия движений и для того, чтобы избежать излиш­ней легкости сгибания.

Что касается величины, кость, помещенная первой, должна быть более длинной, чем та, которая следует за ней; первая — поддерживает, вторая — поддерживается. Выше было указано, что оконечности пальцев должны быть очень маленькими и округлыми.

Для этого необходимо всегда, чтобы вторая косточка была меньше первой. Каждая косточка является совершенно выпуклой только с внешней стороны. Своей внутренней стороной пальцы давят, мнут и хватают все предметы; внешней стороной пальцы не делают ничего; поэтому эта сторона требует такого строения, которое единственно могло бы хорошо защищать от всякого повреждения.

Взаимное сближение пальцев внутренними сторонами предохраняет их от всякого повреждения, и когда они соприкасаются, не должны оставлять промежутка между собой.

Способ сочленения костей замечателен: каждый из пальцев состоит из трех не соединенных костей, как дверные ручки каждый сустав представляет собой выпуклость, входящую в углубление.

Так как вследствие такого строения все же существовала опасность большей затрудненности движений и надлома выпукло­стей костей, природа изобрела двойное средство против подоб­ного неудобства. Она покрыла обе кости хрящом, затем увлажнила эти хрящи жирной, вязкой жидкостью, похожей на масло, вследствие чего всякое движение и сочленении костей может происходить легко, не подвергаясь опасности надлома.

Мастерства природы, состоящего в том, чтобы снабдить сочленения хрящевой каймой бровью, было достаточно для предохранения суставов от вывиха. Чтобы каждое сочленение было ограждено со всех сторон, природа создала на каждой из двух костей своего рода связки, протянув их от одной кости к другой.

Одни из этих связок представляют собой нечто вроде нервов: они круглые и плотные, другие напоминают перепонки: они длинные и тонкие. Эти связки всегда создавались, как это требовалось для назначения суставов. Связки наиболее плотные и крепкие защищают суставы наиболее важные и большие, другие предназначены для менее важных и небольших.

Строение, общее всем сочленениям, встречается как во всех суставах, так и в суставах пальцев. Правда, эти сочленения невелики, но имеют очень точные углубления; они окружены со всех сторон небольшими вогнутыми округлостями, покрыты тонким хрящом и соединены перепончатыми связками. Мудрость природы сказалась также в строении пальцев, а именно в том, что oна не сделала вогнутые углублении костей оди­наковыми со всех сторон, но с наружной стороны значительно большими, а с внутренней — значительно меньшими.

Функцией руки является хватание. Природа дала костям строение, наиболее подходящее для органов хватания, изобрела способ двигать их при помощи других частей. Мышцы предплечья образовали сухожилия, природа продлила их по прямой линии вдоль пальцев; части, видимые снаружи, те, которые двигают пальцы и которые называют нервами, не что иное, как сухожилия, берущие свое начало в перепонках и в нервах, рассеянные в мышцах и там переплетающиеся.

Они обладают чувствительностью, совершают движения, прикрепляют мышцы к костям. Способность чувствовать и двигать, они получили от нервов, а способность соеди­нять кости с мышцами — от связок. Связка, подобно нерву, белой, бескровной и лишенной полостей, многими неопытными людьми принималась за нерв; но связка не выходит ни из головного мозга, ни из костного; она идет от одной кости к другой, поэтому-то она зна­чительно крепче нерва, совершенно нечувствительна и ничего не может двигать.

Итак, природа, выводя из мышц предплечья все эти видимые у запястья сухожилия, чтобы их протянуть к пальцам, прикрепила их к каждому из суставов. Существуют сухожилия с четырех сторон: сгибающее, выходящее из мышц, расположенных на внутренней стороне предплечья; разгибающее, берущее свое начало от наружных тыльных мышц; те, которые вызывают движения в направлении к мизинцу, происходящие от мышц, ведающих боковыми движениями; те, которые производят другое боковое движение в направлении к большому пальцу, исходящие от маленьких мышц, расположенных на кисти. Природа не отказала ни в одном движении ни одному пальцу и не забыла ни одного сухожилия, долженствующего производить это движение. Природа, не только не отказала пальцам ни в одном возможном движении, но еще точно соразмерила величину сухожилия с полезностью движения.

Самый большой из пальцев, называется большим, имеет с ладонной стороны тонкие сухожилия, а с тыльной — два довольно толстых; со стороны указательного пальца — маленькую и тонкую мышцу; с противоположной стороны — другую, более толстую, расположенную на выпуклости большого пальца. Из четырех остальных пальцев каждый имеет с внутренней стороны по два больших сухожилия, одно снаружи, третье — более тонкое; оно находится сбоку наружной части; наконец, еще одно самое тонкое из всех, помещающееся сбоку с внутренней стороны.

Все это расположено весьма разумно. Так как движения кисти, наиболее многочисленные и требующие наибольшей силы, производятся четырьмя сжатыми пальцами, то, чтобы они были снабжены сгибающимися сухожилиями, ни только большими, но и двойными. Ведь берем ли мы что-нибудь одной рукой или двумя вместе, все равно, нужно ли нам тянуть, ломать, тереть или разминать,— мы делаем это, сгибая пальцы.

Необходимы боковые движения пальцев, чтобы иметь возможность дальше отодвигатьих друг от друга, природа противопоставила большой палец другим, она предусмотрела, чтобы пальцы могли придвигаться к нему боковым движением.

Если при работах приходится передвигать объемистые предметы, мы больше должны раздвинуть пальцы, было целесообразно, чтобы четыре пальца могли обладать наружным вращательным движением, а большой палец — внутренним.

Этому природа дала толстое сухожилие, которое управляет боковым внутренним движением; она уменьшила величину других потому, что сила внутреннего сгибания уменьшилась бы, если бы ему было противопоставлено равнозначащее разгибательное движение; слабость является небесполезной для того, чтобы движение могло быть совершенно уничтожено при сгибании нами пальцев.

Так как существуют два боковых движения, то место прикрепления сухожилия исключает одно из двух, — наружное, если мы сгибаем пальцы, так как это сухожилие прикрепляется не прямо с боков, но скорее не­сколько выше около разгибательных сухожилий.

Чтобы закончить первую книгу, мне остается сказать несколько слов о целесообразности как числа, так и неодинаковости пальцев. Если бы число пальцев было меньше, чем оно есть, они выполняли бы большинство своих функции менее совер­шенно, тогда как ни одна из них не требовала большего их числа. Удаляя большой палец, мы уничтожили бы силу всех остальных, так как без него ни один палец не мог бы сделать ничего существенного. Указательный и средний пальцы, следуя за большим, по своему положению, занимают следующее за ним место и по своей полезности.

Схватывание мелких предметов, почти все, что касается занятия искусствами, работа, при которой приходится прибегать к силе, очевидно, требует их употребления. Палец, следующий за средним, и мизинец менее полезны, чем другие, но польза их ясно выступает, когда нужно кругом охватить взятый предмет, так как, поскольку предмет является маленьким или мягким, следует согнуть пальцы и сжать их со всех сто­рон вокруг него. При этом действии самым полезным является большой палец, созданный для того, чтобы прикрывать все остальные; по своей силе указательный палец следует за ним.

Если же нужно взять предмет твердый и объемистый, следует охватить его, раздвигая пальцы, возмож­но шире.

В этом случае пальцы, будучи многочисленными, лучше охва­тывают вещь, умножая точки соприкосновения.

Было установлено, что боковые движения пальцев очень действенны для этих функций: в результате того, что большой палец обращается внутрь, а все остальные — кнаружи, круговым.

Т. е. вращательным, их движением. Тело со всех сторон заключается в круг. В самом деле, ниш пальцев достаточно для этой цели, а природа не создает ничего лишнего, так как она заботится о том, чтобы не делать ни больше, ни меньше.

Концы пальцев, находясь, друг против друга и со всех сторон на одной линии, делают захват более крепким и бросание — более сильным. Я думаю, что то же явление имеет место на триремах. У которых концы весел приходятся на одной линии, хотя в действительности весла неодинаковой длины. С той же целью средние весла сделаны наиболее длинными.

Приложение №2.

Абу Али ибн Сина

«КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»

Часть I ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНЫ

Об определении медицины

Медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». Отвечаем: медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи.

В медицине есть теоретическое и практическое, то под этим подразумевается: каждая из двух частей медицины — наука, одна из них — это наука об основах медицины, а другая —о том, как ее применять. Первой присвоено название науки или теории, а второй — название практики.

Под теорией медицины понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур.

Под практикой в медицине понимаем не только практическое действие, нои ту часть медицинской науки, обучение которой заключает совет, который связан с изложением сущности процедуры.

В медицине говорится, что к опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разго­няющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.

Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три сос­тояния: здоровье, болезнь и третье состояние—не здоровье и не болезнь». Слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали.

Ибо здоровье — это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки.

О задачах медицины

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи достигается через познание ее причин; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни.

В истинных науках изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал.

Причины, бывают четырех разновидностей — материаль­ные, действенные, формальные и конечные. Материальные причи­ны — это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа — орган или пневма, более отдаленная основа — соки, еще более отдаленная — элементы.

Эти две последние основы различаются, смотря по сочетанию.

Действенные причины изменяют состояние тела человека. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним — либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.

Формальные причины — натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.

Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы.

Таково содержание врачебной науки, она исследует тело человека — как оно бывает здоровым и как болеет.

С точки зрения сохране­ния здоровья и прекращения болезни, у медицины должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, применяемым при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, пра­вильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой. Все это у врачей приме­няется в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоро­вых, больных и средних.

Медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами.

Некоторые из этих вещей [врачу] следует представлять себе только по существу, и подтверждать их тем, что это вещи общепризнан­ные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве.

Вещи, которые врач должен представлять себе сводятся к совокупности: что элементы существуют и их столько; что натуры существуют; что соки существуют, представляют собой то-то.

А органы и их полезные функции врач должен позна­вать при помощи внешних чувств и анатомии.

Врач обязан и представлять себе, и доказывать болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье.

Врач обязан дать доказательства тех вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указыва

Наши рекомендации